Газета Спорт-Экспресс № 42 (4021) от 24 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

БОБСЛЕЙ

СУПЕРПЯТЕРКА НА ЧЕТВЕРКАХ

Сегодня в Чезане двумя заездами стартует турнир бобов-четверок, с которым российские бобслеисты и их болельщики связывают наибольшие надежды. Если не произойдет неожиданностей, медали Олимпиады разыграют пять экипажей. В числе фаворитов - и четверка россиянина Александра Зубкова.

Сергей БУТОВ

из Чезаны

ЛАНГЕ

Помните знаменитое высказывание Гари Линекера, суть которого в том, что футбол - это игра, в которой всегда побеждают немцы?

На самом деле линекеровская фраза еще лучше применима к реалиям современного бобслея. Действительно, немцы в этом виде спорта по мелочам не размениваются, и на туринской Олимпиаде их интересует исключительно золото. Так было и в мужском турнире двоек, и в соревнованиях женских экипажей. Добавьте к этому оккупированный исключительно немецкими спортсменками пьедестал женского саночного турнира, и вам станет понятно, почему весь остальной санно-бобслейный мир, как сказали бы склонные к сдержанным высказываниям англичане, их сильно недолюбливает.

Доминирование сборной Германии в так называемых технических видах спорта длится уже многие годы, и конца ему, откровенно говоря, пока не видно. В сегодняшний турнир бобов-четверок немецкий пилот Андре Ланге вновь вступает в качестве явного фаворита. У его экипажа есть все, что нужно для победы на Играх: исключительно быстроходный боб, отличные "тягачи", как еще называют разгоняющих, и, наконец, незаурядное мастерство самого пилота.

Давайте по порядку. Ланге-пилот стабилен, как отбойный молоток, и в этом заключается его основное преимущество. За последние несколько лет трудно припомнить хотя бы одну вопиющую ошибку, которую немец допустил бы во время пилотирования. Трио разгоняющих, которое способно внушить ужас своим соперникам уже хотя бы своим внешним видом, заслуженно признается одним из лучших в мировом бобслее. Кевина Куске, Мартина Путце и Рене Хоппе роднит легкоатлетическое прошлое. Все они в свое время подавали неплохие надежды: Путце - в десятиборье, а Хоппе и Куске - в спринте. Последний из этой троицы - вообще уникальный персонаж. При своем исполинском, по меркам спринта, росте, 196 см, Куске бежал стометровку за 10,4. Пусть над Кевином за глаза насмехаются за его непропорционально короткие ноги, зато семенит он ими на зависть многим.

Но каким бы гениальным ни был пилот и какими бы быстрыми и сильными ни были его разгоняющие, без реактивной машины в бобслее бороться за подиум нельзя. Так ведь и с этим у немцев полный порядок. В германском Институте разработок спортивного оборудования (FES) под бобслей выделен колоссальный бюджет, что позволяет немцам каждый сезон полностью обновлять не только свой "автопарк", но и вести непрерывные эксперименты с "железом" - деталями к бобам.

По словам президента Федерации бобслея России Валерия Лейченко, в начале каждого сезона FES только "под Ланге" готовит 30 - 40 различных вариантов полозьев. И далеко не всем из них уготована честь быть поставленными на его боевую машину. Немец отбирает 3 - 4 лучшие пары, которые одинаково быстро едут и в снег, и в дождь, и в палящее солнце. Потому-то Андре полностью лишен какой бы то ни было головной боли относительно погодных условий - на что, к примеру вынуждены постоянно обращать внимание россияне.

Ланге приехал в Турин с конкретной целью - победить в обеих дисциплинах. При этом все условия для выполнения поставленной перед ним задачи выполняются "от" и "до". У пилота, живущего вместе со своим экипажем не в Олимпийской деревне в Сестриере, а в отдельном доме, есть личный врач-терапевт и четыре (!) персональных механика. Во время тренировочных заездов немецкие тренеры стоят по трассе буквально через один вираж, готовые в любой момент указать на ошибку.

Но это все - лишь одна сторона медали. Если взглянуть на ситуацию под несколько иным углом, немцу не позавидуешь. Когда ради твоей победы работает целый полк настоящих профессионалов, поставивших на кон свою репутацию, поневоле проникнешься ответственностью. Права на поражение Ланге не имеет. И турнир двоек ясно показал, что обласканные заботой немцы - люди отнюдь не с железными нервами.

Надо было видеть выражение лица Куске на финише второй попытки! От стыда за совершенную минутой ранее ошибку он не просто покраснел - позеленел. Куске, имевший репутацию исключительно надежного, как автомат Калашникова, разгоняющего собственными руками едва не завалил все дело. Каким образом слоноподобному брейкмену удалось втиснуть свои полтора центнера в стремительно набиравшую скорость машину в тот момент, когда его рука соскользнула с ручки боба, никто не может понять до сих пор.

Зато этот инцидент четко дал понять всем остальным - бороться с немцем не только можно, но и нужно. Для этого в первую очередь необходимо не отпускать Ланге на безопасное для него расстояние. Задача главных конкурентов - постоянно дышать ему в затылок. При подобном прессинге Андре рано или поздно обязательно даст слабину.

АННЕН

Теперь о том, кто это самое напряжение способен на фаворита оказывать. Да вот хотя бы Мартин Аннен. Для этого швейцарского сыровара также созданы все условия, чтобы оказаться в призовой тройке. После бронзовой медали, которую Аннен завоевал в Солт-Лейк-Сити-2002 в двойках, в швейцарской команде наступила эйфория, что немедленно отразилось на результатах.

Пару лет назад новый главный тренер сборной Доминик Шеррер стукнул кулаком по столу и в духе сержанта морской пехоты США заявил своим подопечным примерно следующее: "Либо я сделаю из вас чемпионов, либо разгоню к чертовой матери всю команду". К такому крику (будем считать, что это был крик души) не прислушаться было невозможно. Аннен прислушался, и, как показало время, сделал это не зря.

Надо сказать, что в Швейцарии по отношению к брейкменам царит настоящее крепостное право. Пилот не может просто взять и забрать к себе разгоняющего из другого экипажа. Приглянулся мой парень? Хочешь забрать его в свой экипаж? Гони монету. Вот и происходит у швейцарских пилотов в межсезонье торг, не хуже чем в прежние времена на невольничьих рынках Африки.

Ни франка из государственной казны Аннен никогда не получал и, скорее всего, не получит. Для того чтобы платить своим разгоняющим из собственного кармана, пилоты вынуждены искать себе спонсоров. С каждым брейкменом подписывается индивидуальный контракт, который действует на протяжении сезона, длящегося пять месяцев. После истечения этого срока они вольны заниматься, чем захотят. Перед началом следующего сезона стороны вновь вступают в переговоры.

На счастье Аннена, со спонсорами у него проблем нет. В Швейцарии он настоящая суперзвезда, в чем мне лично удалось убедиться месяц назад. В Санкт-Морице он и шагу ступить не мог, чтобы кто-нибудь не попросил его дать автограф или сфотографироваться на память. Аннен никому не отказывал. И неудивительно: Санкт-Мориц - город непростой. А ну как среди просящих есть и будущие спонсоры?

Лейченко рассказывал, что стоило однажды Мартину пожаловаться в одном из интервью на то, что он не может купить хороший боб, как на следующий же день нашелся меценат, который выложил Аннену на покупку машины без малого 150 тысяч евро. Бюджет, которым располагает швейцарская федерация перед началом сезона, способен поразить воображение - около миллиона долларов! Недаром швейцарцы имеют возможность привлекать к работе с командой лучших специалистов в мире. Один из них - олимпийский чемпион Калгари-88 в составе сборной СССР Янис Кипурс - считается экспертом по прохождению трассы. Каждый раз перед гонкой он вместо с пилотами пешком идет по желобу - и на каждом вираже принимает у них своеобразный экзамен.

Два года назад при поддержке Шеррера Аннену удалось переманить к себе в экипаж лучших на тот момент швейцарских брейкменов - Беата Хефти, Седрика Гранда и Анди Гееса. Гранд и Хефти - спринтеры, причем Седрик в свое время даже участвовал в чемпионате Европы. Хефти же, забросив легкую атлетику, принялся качаться, как пауэрлифтер, и стал похож на бочонок - при своих 182 см роста он весит порядка 110 кг. Хефти из породы силовых разгоняющих, то есть тех, кто берет не за счет скорости, но взрывной силы. Над его техникой бега принято посмеиваться, но зато какая мощь!

Незадолго до начала Игр в четверке Аннена произошла замена: отправив Гееса в "аренду" другому швейцарскому пилоту Иво Рюггу, Аннен взял вместо него Томаса Лампартера. Рокировка никоим образом не отразилась на старте анненского экипажа - у него по-прежнему один из лучших разгонов.

Единственный, кто может помешать Аннену претендовать на медали Игр - это... он сам. По мнению главного тренера сборной России Олега Сухорученко, швейцарец - типичный пилот настроения. Если захлестнут эмоции, он может понаделать кучу ошибок.

ЛЮДЕРС

Схожие проблемы и у канадца Пьера Людерса. За ним также закрепилась репутация нестабильного пилота. Когда Пьер в форме - едет красиво, а главное - чисто. Если же начинает "гореть" перед стартом, может запросто "насобирать" все что только можно. Впрочем, турнир двоек, который Людерс завершил с серебряной медалью, говорит о том, что канадец сейчас набрал очень неплохие кондиции.

Экипаж Людерса также обладает всем необходимым для побед: быстрыми разгоняющими, отличной техникой и колоссальным опытом самого пилота, которого часто называют "динозавром" бобслея. Став олимпийским чемпионом в Нагано-98, канадец прочно закрепился в обойме элитных пилотов и досконально изучил все трассы.

Но вот с брейкменами Людерсу долгое время отчаянно не везло. Дела пошли на поправку только когда к нему встал Джулио Зардо. За серебром мирового первенства-2003 последовала победа на аналогичном турнире год спустя. Однако очень быстро "творческому союзу" Людерса и Зардо пришел конец. Брейкмен публично обозвал своего пилота "занудой" и отказался работать с ним в связке. Самого же скандалиста вскоре поймали на использовании запрещенных препаратов. Людерс вновь остался один. Впрочем, свято место пусто не бывает.

Сейчас по итальянскому телевидению без устали крутят забавный рекламный ролик. Суровые темнокожие парни в кофтах национальной сборной Ямайки готовятся к старту но едва ступив на лед, поскальзываются и отправляются на дистанцию, сидя на пятой точке.

Ласселес Браун на Играх-2002 был одним из разгоняющих сборной Ямайки, и большой славы этот лихой экипаж тогда не снискал. Тем не менее выступление Брауна и незамеченным не осталось. После того как он переехал жить в Канаду, его быстренько поставили в пару к Людерсу. Первое время соперники подначивали пилота: мол, как ты, Пьер, смотришь на то, чтобы поставить к Ласселесу еще пару отличных парней из Новой Зеландии?

Однако первый же турнир, проведенный Людерсом с Брауном, заставил шутников поумерить пыл. На своей родной трассе в Калгари канадцы не оставили Ланге и Куске никаких шансов, с ходу завоевав золото чемпионата мира-2005. Там же окончательно сформировалась и боевая четверка Канады, которую дополнили Морган Александер и Кен Котик. Первый пришел из барьерного бега, второй - из десятиборья.

Принято считать, что Александер и Котик не самые быстрые брейкмены на свете. Пожалуй, так оно и есть, зато они берут героизмом и почти безупречной техникой бега. Несколько лет назад в Калгари построили специализированную ледовую эстакаду для отработки разгона. Эстакада оснащена десятью видеокамерами, расставленными в разных точках. Сразу же после занятия производятся замеры и прочие премудрые технические манипуляции, позволяющие отработать действия экипажа на разгоне до автоматизма. С тех пор, по признанию Лейченко, переиграть канадцев на старте считается немалым успехом. Причем это относится и к женскому бобслею, а также к скелетону.

Выступает экипаж Людерса на четверке, сделанной одним из ведущих на данный момент инженеров Кристианом Райхом, который параллельно делает бобы для абсолютно нестесненной в финансовом отношении сборной Монако. Боб из мастерской Райха изначально отмечен своеобразным знаком качества: как результат, машина, на которой сейчас ездит Людерс, невероятно быстра.

За то что "динозавра" Людерса разгонят максимально быстро, а его боб понесется к финишу со страшной силой, можно ручаться уже сейчас. Другой вопрос: справится ли канадский пилот со своими нервами?

ХЭЙС

Когда-то американец Тодд Хэйс боролся не с сотыми долями секунды, а с быками: его увлечением было родео. Впервые увидевший снег в 17-летнем возрасте, коренной техасец Хэйс, наверное, и в бреду не мог себе представить, что когда-нибудь натянет обтягивающие лосины и, вцепившись в ручку боба, понесется сломя голову по ледяному желобу.

Лейченко называет большого друга российской сборной Хэйса бойцом - и имеет при этом в виду не столько звание чемпиона США по кикбоксингу заработанное Тоддом в 1993-м, сколько его бойцовские качества, которые выгодно выделяют Хэйса из общей массы. Хэйс берет трассу, что называется, на абордаж, он любит умеренный риск и, как правило, от этого выигрывает.

Оставшийся, несмотря на все старания работников трассы в Солт-Лейк-Сити, лишь вторым в турнире четверок, Хэйс жаждет взять у Ланге реванш. И имеет все основания на это рассчитывать. Ведь в состав американцев вернулся давний приятель Хэйса Павле Йованович, пропустивший предыдущие Игры из-за положительного допинг-теста. Йованович, которого в стане российской сборной называют не иначе как Пал Иванычем, с тем решением до сих пор не смирился и не оставляет надежд доказать, что допингом никогда не пользовался и всегда боролся за победу честно.

Помогать Пал Иванычу и его пилоту будут Стив Меслер и Брок Крайтцбург. Меслер - добродушный увалень из еврейской семьи, который оказался в спорте благодаря своим внушительным габаритам. Крайтцбург же - уникальная в своем роде личность. Закончивший духовную семинарию (что дает почву для постоянных беззлобных насмешек со стороны партнеров по сборной), Брок пробовал силы в американском футболе и прошел тренировочный лагерь с командой NFL "Тампа-Бэй Бакканирс". Не сумев пробиться в основной состав, он в итоге реализовал себя в бобслее. Между прочим, чуть ли не главной мечтой Крайтцбурга остается побывать в московских церквях и соборах.

Техасский ковбой-кикбоксер, югославский иммигрант, увалень-еврей и несостоявшийся священник - эта великолепная четверка порой выдает такой разгон, что остальным остается лишь кусать локти. По мнению Сухорученко, Хэйс имеет отличные шансы побороться за золото уже хотя бы в силу того, что он - ярко выраженный "четверошник". Боевая машина американца вполне конкурентоспособна по сравнению с бобами остальных претендентов на медали, а сам пилот чувствует себя в ней как рыба в воде.

Хэйс, проваливший турнир двоек, будет находиться в положении раненого зверя. Который, как известно, опасен вдвойне.

ЗУБКОВ

Карта победителя Кубка мира нынешнего сезона в четверках Зубкова выглядит сильной априори. О российском пилоте и его экипаже было написано уже столько, что повторяться, пожалуй, бессмысленно. Лучше попробуем сравнить Зубкова с зарубежными соперниками по всем ключевым показателям.

Начнем с техники. Наш боб-четверка по своим скоростным качествам, возможно, проигрывает машине Ланге, зато нисколько не уступает всем остальным фаворитам. К сожалению, из-за падения во время одного из последних тренировочных заездов боб россиян крепко пострадал, однако тот факт, что даже на поврежденной машине в следующей попытке Зубков показал третье время, уступив Ланге всего несколько сотых, оптимизма, безусловно, добавляет. Еще одним немаловажным моментом является большая, чем в двойках, независимость зубковского экипажа от капризов погоды. На четверке стоят другие коньки, нежели на двойке, поэтому даже снег, который неделю назад доставил нашим столько хлопот, вряд ли сможет существенно повлиять на результаты.

По стилю пилотирования Зубкова можно сравнить с Хэйсом. Во-первых, россиянин - ярко выраженный "четверошник". Во-вторых, Зубков ведет машину по трассе весьма агрессивно и также предрасположен к риску. В том, что Зубков-пилот в мастерстве не только не уступает, но и превосходит некоторых потенциальных медалистов, лично у меня сомнений нет. Это косвенно подтверждает и турнир двоек. В то время как Александру в снежную погоду предрекали место в конце первой восьмерки, он едва не зацепился за бронзу, хотя и проигрывал в скорости всем остальным.

Разгон в четверках имеет поистине основополагающее значение. То, что состав зубковской четверки на Олимпиаде обновится наполовину предугадать еще пару месяцев назад было невозможно. Однако травма Дмитрия Степушкина предоставила шанс проявить себя во всей красе Алексею Воеводе, и тот воспользовался им сполна. Все идет к тому что именно Воевода сегодня встанет в экипаж Зубкова задним разгоняющим. С учетом того, что неделю назад наша двойка установила рекорд трассы, эта тренерская перестановка в целом выглядит вполне обоснованной.

Изменения коснутся и боковых брейкменов. В компании с Алексеем Селиверстовым Зубкова будет разгонять Филипп Егоров, а Сергей Голубев перейдет в экипаж Евгения Попова. Во время тренировочных тестов, устроенных для разгоняющих в Альтенберге, турнир "боковиков" выиграл именно Егоров - в то время как Голубев остался лишь 4-м. Кроме того, по словам наставников российской сборной, Егоров выглядит предпочтительнее конкретно на стартовой эстакаде в Чезане. Россиянам нужно бороться за каждую сотую доли секунды, и оттого тренерское решение выглядит логичным. А в том, что сегодня и завтра все будут решать сотые доли секунды, можете даже не сомневаться!