Газета Спорт-Экспресс № 51 (4030) от 7 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 марта 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

Марко Аурелиу КЛЯЙН

ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В БРАЗИЛЬСКОМ ФУТБОЛЕ

На днях гостем редакции "СЭ" был заместитель министра спорта Бразилии Марко Аурелиу Кляйн. В Москву высокого правительственного чиновника привел не только товарищеский матч Россия - Бразилия: он привез ряд весьма интересных предложений, касающихся развития сотрудничества наших стран в футбольной сфере. И с готовностью поделился ими с журналистами "СЭ".

НЕ ПОДОЗРЕВАЛ, ЧТО ВАГНЕР И КАРВАЛЬЮ У ВАС ТАК ПОПУЛЯРНЫ

-Для начала интересно было бы узнать ваше мнение о матче Россия - Бразилия.

- К сожалению, он состоялся далеко не в идеальных условиях. Бразильцы играли очень осторожно, чтобы не получить травмы перед чемпионатом мира. Так что это был нетипичный для нас матч. Мы создали один или два голевых момента, не больше. Гол тоже получился случайным, может быть, даже несправедливым. Россия же явно не заслуживала поражения.

-Кто из российских футболистов вам понравился больше всего?

- Оба нападающих. Они быстры, напористы, но им не повезло при завершении атак. Будь они точнее, Россия наверняка бы выиграла. Хотя мне кажется, наиболее справедливым результатом встречи была бы ничья. Видно, что ваша команда пока только ищет свою игру, у футболистов много желания, но нередко подводит мастерство. Впрочем, это дело поправимое.

-Что вас больше всего удивило на матче в Черкизове?

- Не поверите: популярность Вагнера Лав и Даниэла Карвалью. Они пришли на трибуну когда игра уже началась, и их сразу окружила толпа фанатов, просивших автографы. Для меня это стало полной неожиданностью - в Бразилии ни у одного, ни у другого такой славы нет. Если, допустим, Даниэл Карвалью появится в аэропорту Рио или Сан-Паулу, уверяю вас, никто не обратит на него внимание.

-Просто в России они звезды...

- И это приятно. Смотрите, что происходит в Англии. После того как туда поехали легионеры - сначала из Франции, потом из Испании и других стран, - английский футбол превратился в фантастическое зрелище. На мой взгляд, нигде в мире национальный чемпионат не подается так, как в Англии. Поэтому приезд ярких игроков - отличный рецепт для продвижения футбола в стране. Понятно, что бразильцам трудно освоиться в России, да и не только в России. У Роберто Карлоса, к примеру, те же проблемы были в "Интере". Когда он приехал в Милан, ему дали роскошную квартиру, автомобиль, но в свободное время он был предоставлен самому себе. Долгое время питался в закусочной - только потому, что там говорили по-португальски. Это сейчас у него есть личный вертолет, а тогда все было по-другому.. Говорю это к тому, что клубы, подписывающие миллионные контракты с бразильцами, аргентинцами или футболистами из других стран с незнакомой культурой, должны заботиться об адаптации звездных новичков, приставлять к ним людей со знанием языка и обычаев их родной страны.

КАК ЗИКО, БЕККЕНБАУЭР И ПЛАТИНИ

-Вы имеете какое-то отношение к футболу?

- Он всегда был моей страстью. Отец долгое время работал футбольным функционером. Мне 55, и я хорошо помню чемпионат мира 1962 года. Дай 1958-го тоже - по видеозаписям. И могу сказать вам, что с тех пор футбол неузнаваемо изменился. Это вообще другая игра! Менялись и прочие виды спорта - теннис, легкая атлетика, но не в такой степени. Недавно один бразильский режиссер обратился ко мне с просьбой помочь воссоздать в его будущем фильме футбольную атмосферу 50-х. И был немало удивлен, когда я сказал ему что в то время на скамейке запасных почти никого не было - только тренер, врач да запасной вратарь. Потому что замены тогда не разрешались. А сегодня кого на скамейке только нет! Целый штат помощников главного тренера, почти десяток запасных. А как изменились футбольные технологии! Вандерлей Лушембургу например, установку на игру без компьютера не проводит. Фантастика!

-А сами-то вы в футбол играли?

- На этот вопрос обычно в шутку отвечаю так: я, как и Зико, Беккенбауэр и Платини, закончил с футболом из-за травмы колена. Конечно, играл, даже выступал за футзальную команду "Палмейраса"... Но должен сделать вам одно признание: то, что в Бразилии все играют в футбол и хорошо в нем разбираются, - миф! Многие бразильцы ни черта не понимают в футболе! Больше всего на свете у нас в стране любят фиесту, праздник, радость, и игра нередко дарит нам эти чувства. Поэтомуто во время чемпионатов мира жизнь в Бразилии замирает и вновь начинает бить ключом только после финального матча.

-Вам понравился стадион "Локомотив"?

- Очень. Он прост, практичен, уютен и в то же время современен. Мне кажется, по уровню организации дела он не уступает английским или немецким. Я знаю, о чем говорю, поскольку возглавляю у нас комиссию по борьбе с насилием в спорте. Это серьезная проблема для Бразилии. За последние десять лет только в Сан-Паулу в результате разборок между болельщиками, в том числе с применением огнестрельного оружия, погибли 22 человека. В прошлом году жертвами футбольных хулиганов в Рио, Сан-Паулу и Форталезе стали семеро...

НА ВТОРОМ МЕСТЕ - ВОЛЕЙБОЛ

-Тем не менее футбол в Бразилии остается спортом номер один?

- Да. Опросы общественного мнения показывают, что от 65 до 70 процентов населения страны отдают предпочтение именно футболу. И это при том, что у нас еще нет четко организованной профессиональной лиги, клубы слабы в финансовом и техническом плане, уровень национального чемпионата низок. Поэтому 18 - 19-летние бразильские футболисты и уезжают в Европу.

На втором месте по популярности - волейбол. Нынешняя мужская сборная Бразилии по волейболу, можно сказать, непобедимая команда. Прежде, когда был жив Айртон Сенна, второй была "Формула-1". Мода в стране на тот или иной вид спорта во многом зависит от наличия ярких личностей. Появился, к примеру, Густаво Куэртен, и в Бразилии фантастическими темпами стал развиваться теннис.

-Вы, поклонник "Палмейраса", наверняка жалеете о том, что Вагнер Лав теперь выступает за ЦСКА?

- Не то слово! Уверяю вас: если бы он остался в Бразилии, то к 23 - 24 годам вышел бы на уровень Ромарио. Это выдающийся игрок, у него феноменальная техника. С другой стороны, если бы Вагнер не уехал, то на его месте не раскрылся бы кто-то из нынешних талантливых форвардов команды. А потому справедливо будет сказать, что "Палмейрас", как и некоторые другие бразильские клубы, в последние годы превратился в своего рода конвейер, поставляющий таланты в Европу.

-В соседней Аргентине порядка в клубном футболе больше, чем в Бразилии?

- Не думаю - там примерно та же ситуация, что и у нас. А вот в Чили за организацию футбольного дела всерьез взялись на государственном уровне, приняли специальный закон о спорте, образовали профессиональную лигу, следят за безопасностью на трибунах. Через несколько лет это обязательно принесет плоды.

ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ НА СБОРЫ

-Насколько нам известно, в Москву вас привело не только желание посмотреть матч сборных России и Бразилии...

- Действительно, у нас есть ряд предложений к российской стороне по двустороннему сотрудничеству. В частности, мы в Бразилии готовы организовывать предсезонные сборы для ваших команд. Представители трех бразильских клубов, обладающих самой современной инфраструктурой (называть их пока не буду), уже выразили заинтересованность в предоставлении таких услуг. Мне кажется, у этого проекта большое будущее. Почему? Бразилия - очень гостеприимная страна, в ней есть что посмотреть, климат благоприятный, питание отменное. Уверен, первые российские команды мы будем готовы принять уже в следующее межсезонье.

-Вы уже проводили расчеты примерной стоимости таких сборов в сравнении с Испанией, Турцией, Португалией и другими местами, где традиционно готовятся российские команды?

- Пока нет, но в ближайшее время мы это сделаем. И я бы не стал примитивно сопоставлять суммы затрат. Предположим, мне скажут: "Локомотив" провел сбор в Кадисе, в Испании, и потратил столько-то. В ответ первым делом спрошу: а что за эти деньги получил "Локомотив" в Кадисе? В какой гостинице жил? Какие поля были ему предоставлены? Какие медицинские услуги? Восстановительные мероприятия? Спарринг-партнеры? И так далее. Наши ведущие клубы, уверяю вас, сегодня в состоянии предложить российским партнерам такие условия для сборов, каких в Европе поискать. Хотел бы, кстати, спросить вас как специалистов: может из этого что-то получиться?

-Идея выглядит привлекательной, вот только лететь в Бразилию вдвое, а то и втрое дороже, чем в Испанию. Впрочем, если заинтересовать авиакомпании двух стран рекламными возможностями, которые им откроет участие в проекте...

- Вы правы: то, о чем мы говорим, в конце концов, бизнес, и он должен быть выгоден всем, кто в нем участвует. Я долгое время работал директором банка и многому научился у его президента. Переговоры он всегда начинал с одной и той же фразы, которая была для него почти заклинанием: "Господа, давайте обсудим, как нам вместе с вами заработать больше денег, чем мы зарабатываем порознь". Если убедить и авиакомпании, и другие структуры, которые могут заинтересоваться участием в этом проекте, в том, что дело им предлагается выгодное, все вопросы можно решить.

У ВАС - БАЛЕТ, У НАС - ФУТБОЛ

- Есть у нас и другая идея, - продолжает замминистра. - Создать в Москве школу бразильского футбола, где дети под руководством опытных специалистов будут постигать азы игры. В Бразилии ведь уже давно существует так называемая Школа Большого театра, опыт которой мы хорошо изучили и намерены применить в нашем проекте.

-Какие организации могут принять в нем участие с бразильской стороны?

- Например, профсоюз футбольных тренеров, с которым правительство уже вступило в контакт по этому вопросу. Отвлекаясь, расскажу вам одну историю. Вы знаете, что в Бразилии сейчас пост президента впервые занимает футбольный болельщик?

-Не может быть!

- И тем не менее это так. Нет, и предшественники президента Инасиу Лулы всячески демонстрировали любовь к футболу: устраивали приемы для сборной, фотографировались в компании звезд или с транзистором возле уха - якобы прослушивая репортаж со стадиона. Но все это было не больше чем пиар-акциями. А первый настоящий болельщик возглавил государство только на последних выборах. И теперь, когда у президента идет совещание, которое он не может отменить, а его любимый "Коринтианс" в это же время проводит важный матч, один из помощников Лулы обязательно следит за ходом игры и немедленно докладывает ему об изменении счета.

К чему это рассказываю? К тому что и во внешних связях Бразилии при президенте Луле футболу отводится не последнее место. Со многими странами уже заключены соглашения о сотрудничестве в этой области, и мы охотно помогаем тем, кому интересен бразильский опыт. В том числе и используя возможности упомянутого профсоюза тренеров, в который входят все наши футбольные специалисты, включая самых знаменитых, таких как Паррейра или Лушембургу. На предложения правительства принять участие в том или ином международном проекте они, как правило, откликаются охотно. Говорили мы и с представителями Университета Сан-Паулу где ведется огромная научная работав области спорта, физического воспитания, спортивной медицины. Их тоже заинтересовали перспективы поработать с Россией. В этом, собственно, и состоит роль правительства: не участвовать в проекте непосредственно - в конце концов, мы же не специалисты по подготовке игроков, - а свести вместе обе стороны и помочь им наладить сотрудничество. А также выступить своего рода гарантом качества: раз проект осуществляется под эгидой правительства, российская сторона может быть уверена - мы предлагаем действительно лучшее из того, что у нас есть.

-Лучшее из того, что есть в Бразилии применительно к футболу, - это звучит заманчиво...

- Ну если учесть, что речь идет об опыте страны, пять раз побеждавшей на чемпионатах мира, то, пожалуй, это марка, сравнимая с балетом вашего Большого театра. У нас отношение к этому однозначное: в области балета Большой - синоним превосходства.

ВАШ ТДК - ЭТО ТО, ЧТО НАДО!

-Возможно ли обучить ребенка, родившегося не в Бразилии, бразильской технике? У ваших-то футболистов она, как принято считать, в крови.

- Природные данные, конечно, важны, но дело еще и в том, что наши тренеры, работая с детьми, первостепенное внимание уделяют именно развитию технических навыков. Вот, скажем, Пеле рассказывал мне о том, как он в свое время добился поразительного взаимопонимания с Коутинью, своим напарником по атаке "Сантоса" и сборной. Когда они в два-три паса, не давая мячу опуститься на землю, оставляли не у дел всю оборону соперника, это было нечто! Так вот, по словам Пеле, еще подростками они с Коутинью на досуге развлекались, перепасовываясь обыкновенным апельсином: ты - мне, я - тебе, и посмотрим, кто первый уронит его на землю. Делали это и прямо на улице, среди прохожих. Задача была, например, дойти от дома до пляжа, ни разу не уронив апельсин. Сегодня в бразильских футбольных школах апельсинами, конечно, не играют, но маленькие мячики, например теннисные, тренеры для обучения технике используют широко. И после того как ребенок научился управляться с таким мячиком, с большим он будет творить чудеса!

-Кого вы видите своими партнерами по проекту с российской стороны?

- На правительственном уровне - естественно, Агентство по физической культуре и спорту, с которым у нашего посольства уже были первые контакты на эту тему. Но с вашей стороны, как и с нашей, проект едва ли может быть исключительно государственным делом.

-Бразильская футбольная школа в России будет открыта для всех желающих или в нее планируется отбирать детей, обладающих определенными способностями?

- Мне кажется, это не должно быть заведением чисто социальной направленности, призванным, скажем, отвлечь детей от улицы. Это ни в коей мере не благотворительное начинание, и школа - не приют для выходцев из неблагополучных семей. С другой стороны, это и не коммерческое заведение, куда за деньги возьмут любого. Нет, речь идет о серьезном спортивном проекте, адресованном тем, кто действительно стремится достичь высокого футбольного мастерства. То есть уже серьезно увлекается футболом. Коллеги из бразильского посольства в Москве рассказывали мне о проводимом вашей газетой Турнире дворовых команд. По-моему это один из вариантов. Вот говорят о том, что в Америке спортивные звезды рождаются в университетах. Но ведь это миф! Университеты отслеживают юные таланты среди дворовых баскетболистов, бейсболистов, футболистов, принимают их в студенты и создают им все условия для роста спортивного мастерства. Сколько команд участвует в вашем турнире?

-Несколько сотен только в Москве.

- Серьезно? Но ведь это тысячи игроков!

-Ну, учиться в вашей школе смогут далеко не все - турнир-то у нас проводится по возрастным группам, и среди участников некоторым уже за 60. Но в младшей группе, конечно, каждый мальчишка спит и видит себя новым Роналдинью.

- А играют они в форме?

-Обязательно. И протоколы заполняют, и календарь должны соблюдать, а заканчивается сезон финалом, который мы проводим на Олимпийском стадионе в присутствии телевидения, ветеранов футбола, профессиональных игроков...

- Здорово, это то, что надо! В Бразилии, где в футбол играли всегда и везде, тоже поняли, что прививать футбольную культуру игрокам надо с детства. Форма, судья, протокол, болельщики - вся эта атрибутика гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Да, судя по всему ваш турнир - структура серьезная. И вполне может стать одним из источников, откуда школа будет черпать таланты.

-Как скоро, по вашим расчетам, она может открыться?

- Самый трудный вопрос. Поэтому дам на него самый простой ответ: не знаю. (Смеется.) Если же серьезно, то мы в начале пути, что, однако, вовсе не означает, что он окажется слишком долгим. Мой шеф, министр спорта, относится к проекту с большим энтузиазмом. Профессионалы, с которыми я его обсуждал, - тоже. Разработка проекта, создание структуры, которая займется его осуществлением, много времени не займут. Безусловно, придется приложить усилия, чтобы найти для него финансирование. Любой проект может быть сколь угодно хорош, но если никто не захочет вкладывать в него деньги, он не стоит ровным счетом ничего.

Борис БОГДАНОВ,
Владимир КОНСТАНТИНОВ