ТЕННИС |
Знаменитый голландец чемпион Уимблдона-1996 дал интервью корреспонденту "СЭ".
Рихард КРАЙЧЕК: "ДЕМЕНТЬЕВА ПОТРЯСЛА МЕНЯ СВОЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ"
ГРОЗА САМПРАСА
Их единицы, тех, кто выиграл у великого Пита Сампраса более пяти матчей. Точнее, семь человек: американцы Андре Агасси и Майкл Чанг, немец Борис Беккер, хорват Горан Иванишевич, швед Стефан Эдберг, южноафриканец Уэйн Феррейра и голландец Рихард Крайчек. Но только Крайчек имеет положительное соотношение побед и поражений в поединках против одного из самых знаменитых игроков всех времен - 6-4. Так что, видимо, не случайно именно ему было суждено прервать уникальную серию побед Сампраса на Уимблдоне. В четвертьфинале в 1996 году Рихард в трех партиях обыграл Пита на центральном корте Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета, а через несколько дней, одолев там же в финале темнокожего Маливая Вашингтона, добился одного из самых сенсационных в конце прошлого века триумфов на турнирах "Большого шлема".
В феврале в Амстердаме на матче Кубка Дэвиса Голландия - Россия я дважды сталкивался со знаменитым голландцем. На официальном банкете, на который он прибыл на сером "мерседесе" вместе с женой - бывшей топ-моделью и актрисой Дафни Деккерс (в 1997 году сыграла роль девушки Джеймса Бонда в фильме "Завтра не умрет никогда"), Рихард в строгом темном костюме практически ничем не отличался от официальных лиц голландской федерации. Ну разве что румянцем во все щеки. А вот в пресс-центр перед началом матча пришел уже совсем другой, гораздо более демократичный Крайчек. Надев простые джинсы и ярко-оранжевый свитер, он явно хотел подчеркнуть свою национальную принадлежность, что, впрочем, не помешало ему охотно согласиться на 20-минутный разговор с русским журналистом.
ОРГАНИЗАТОР, ТРЕНЕР, КОНСУЛЬТАНТ...
-Рихард, вы довольно рано, в 28 лет, прервали свои выступления более чем на год, затем вернулись, однако через несколько месяцев решили окончательно завершить карьеру профессионального теннисиста. Не жалеете? Ведь могли бы, наверное, поиграть еще годик-другой.
- Нет, я ни о чем не жалею и доволен тем, чего добился на корте. К тому же у меня не было выбора из-за серьезной травмы локтя.
-Чем вы сейчас занимаетесь?
- О, у меня множество различных дел. Во-первых, я директор турнира АТР, который проходит в Роттердаме. Не без гордости могу сказать, что у него отличная репутация. По уровню участников это крупнейшее мужское состязание, которое проходит в феврале в европейских залах. Во-вторых, сотрудничаю с нашей национальной теннисной федерацией и имею отношение к подготовке самых перспективных юниоров. В-третьих, консультирую один голландский банк по вопросам работы со спортсменами. Все это, скажем так, мой бизнес. А для души поигрываю в ветеранских турнирах и иногда комментирую матчи по телевидению. Правда, высидеть в комментаторской кабине 3 - 4 часа способен только Ян Симеринк (другой известный в недавнем прошлом голландский игрок, победитель нескольких турниров АТР. - Е.Ф.), а мне больше нравится роль эксперта, выступающего с краткими комментариями в перерывах между сетами. Ну и, конечно, провожу много времени со своими детьми - 7-летней Эммой и 5-летним Алеком.
-К теннису их приобщаете?
- Да, понемногу.
-А чем сейчас занимается ваша супруга?
- Она тоже успела попробовать себя в разных сферах деятельности, а в последнее время пишет книги о психологии, материнстве и воспитании детей. Последние две имели успех и быстро разошлись, несмотря на большие для Голландии тиражи.
-Слышал, что вы помогаете своей 17-летней сводной сестре Микаэле, которая входит в число 60 сильнейших теннисисток мира...
- Да. И, надеюсь, это место в рейтинге для нее далеко не предел. Впрочем, сам я всегда старался думать о своей игре, а не о положении в классификации, и советую то же самое Микаэле.
ЕЛЕНА ВПОЛНЕ МОЖЕТ УЛУЧШИТЬ ПОДАЧУ
-Одна русская теннисистка как-то призналась мне, что была просто в восторге от нескольких тренировок, проведенных с вами.
- Вы наверняка имеете в виду Елену Дементьеву, которой я действительно помогал в прошлом году на турнире в Росмалене. Мы с ней работали над подачей, и, надеюсь, наши тренировки не пропали даром.
-Какое впечатление произвела на вас Дементьева?
- Она просто поразила меня своей работоспособностью. Несмотря на проблемы с подачей, Елена выигрывает такие крупные состязания, как, например, январский турнир в Токио, что говорит о ее бойцовском характере, хорошей физической подготовке и силе в остальных компонентах игры.
-Как считаете, Дементьева может значительно улучшить подачу?
- Переучиваться всегда труднее, чем начинать с нуля. Тем более когда речь идет о таком технически сложном элементе, как подача. Однако после того, как я дал Елене несколько тестовых упражнений, у меня не осталось никаких сомнений в том, что она способна усовершенствовать свое движение во время подачи. Тут многое зависит от психологии. Нигде и ни в чем нельзя бояться перемен.
-Возможно ли, что вы проведете с ней еще несколько тренировок?
- Если у Елены будет такое желание, почему нет? Сейчас часто езжу на турниры с Микаэлой, и наши пути с Дементьевой нередко пересекаются.
ВСЯ НАДЕЖДА - НА ЮНИОРОВ
-Рихард, в отличие от многих звезд недавнего прошлого вы, похоже, охотно пробуете себя в роли тренера. Не планируете когда-нибудь стать капитаном сборной Голландии в Кубке Дэвиса? С вашим опытом лучшего кандидата на эту должность трудно найти...
- (После паузы.) Ну почему же трудно... Могу назвать того же Симеринка, Пола Хаархуса. А сам я к этой роли не готов. Работать с собственной сестрой или юниорами и быть капитаном национальной команды - совершенно разные вещи. Боюсь, у меня выдержки не хватит. Кстати, если не ошибаюсь, российскую сборную возглавляет один из самых опытных капитанов в Кубке Дэвиса.
- Да, Шамиль Тарпищев с перерывами руководит ею с 1974 года.
- (Смеется.) А я в 1974-м еще, по-моему, и ракетку в руках не держал! Хотя матчи Кубка Дэвиса и Fed Cup проходят не каждый месяц, я все равно не представляю, как можно из года в год справляться с огромной психологической нагрузкой, выпадающей во время них на долю капитана.
-После того как вы завершили карьеру, никому из голландских теннисистов не удавалось попасть в первую десятку мирового рейтинга. От кого-то из них можно ждать прорыва в обозримом будущем?
- Среди женщин, надеюсь, - от моей сестры. В классификации WTA она сейчас занимает место в середине первой сотни, однако играет на уровне двадцатки сильнейших. Есть и несколько хороших молодых ребят. Прежде всего выделю финалиста прошлогоднего юниорского Уимблдона 18-летнего Робина Хаасе и нынешнюю вторую ракетку мира среди юниоров 17-летнего Тимо Де Баккера. Однако я не могу гарантировать, что, скажем, через пару лет кто-то из них будет в десятке. Переход из юниорского тенниса во взрослый - весьма сложное дело. В этот период очень легко потеряться.
ОДОЛЕТЬ КАФЕЛЬНИКОВА НЕ ПОМОГАЛИ ДАЖЕ 48 ЭЙСОВ
-В 1991 году вы сыграли на "Кубке Кремля", а в 1998-м - на St. Petersburg Open. Какие воспоминания у вас остались о России?
- В Москве мне не очень повезло: если не ошибаюсь, я сразу же вылетел из турнира. А вот сам город произвел на меня большое впечатление. В Санкт-Петербурге же я, во-первых, победил, а во-вторых, посетил Эрмитаж. До сих пор помню, как в сильный мороз пешком шел туда из отеля по Невскому проспекту.
-В Америке мне доводилось слышать мнение, что наши теннисисты и теннисистки добиваются успехов в основном благодаря тренировкам за границей. А как по-вашему, российская школа тенниса существует?
- Безусловно. А как же иначе, если за последние 15 лет вы подарили теннису несколько победителей и победительниц турниров "Большого шлема", а Кафельников, Сафин и Шарапова даже стали первыми ракетками мира. Мне кажется, отличительной чертой ваших игроков является особый настрой на борьбу. О бойцовском характере Дементьевой я уже говорил. То же самое могу сказать и о Кафельникове, с которым встречался несколько раз. Однажды (речь о четвертьфинале US Open-1999. - Е.Ф.) в матче с Евгением я в пяти партиях сделал 48 эйсов, однако даже это не помогло мне одолеть его.
-С Маратом Сафиным вы тоже как-то играли...
- Да, но это было до того, как он проявил себя во всей красе.
-Как и Сафина, вас тоже преследовали травмы. Не поделитесь опытом, как вам удавалось относительно быстро справляться с ними?
- Секрета тут нет: просто я старался поскорее начать выступать, не пренебрегая при этом рекомендациями врачей. Но я был в несколько иной, нежели Марат, ситуации. Мои травмы колена и локтя носили, можно сказать, хронический характер, а Сафина, если не ошибаюсь, беспокоят то спина, то рука, то лодыжка, то колено. То есть ему приходится каждый раз заново подбирать методику лечения и восстановления, что весьма непросто.
ВРЕМЯ РАССТАВИТ САМПРАСА И ФЕДЕРЕРА ПО МЕСТАМ
-Обыграв Сампраса шесть раз в десяти матчах, вы считаете его самым великим игроком в истории?
- (Смеется.) Провокационный вопрос! Скажу так: игроков класса Пита в истории тенниса единицы. А шесть лет подряд оставаться первым в мировом рейтинге и выиграть 13 турниров "Большого шлема", кроме него, вообще никому не удавалось.
-Вы не жалеете, что играли в одно время с американцем, о котором говорили, что своими победами он "убил" целое поколение теннисистов?
- Не только не жалею, но горжусь тем, что мне довелось соперничать с ним.
-А кто, на ваш взгляд, более велик - Сампрас или Роджер Федеpep?
- Время покажет. Чтобы побить рекорды Пита, швейцарцу надо будет здорово постараться.
Евгений ФЕДЯКОВ
Амстердам - Москва
ДОСЬЕ "СЭ" |
Рихард КРАЙЧЕК
Родился 6 декабря 1971 года в Роттердаме. Живет в Мюйдерберге.
Победитель 17 турниров в одиночном разряде и 3 - в парном. Чемпион Wimbledon-1996, полуфиналист Australian Open-1992, Roland Garros-1993, Wimbledon-1998.
Наивысшее место в рейтинге АТР - 4-е (март 1999 года).
За карьеру заработал 10 077 425 долларов.