ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ВПЕРЕДИ - ЧЕТЫРЕХЛЕТИЕ ТРЕНЕРОВ
Минувшей ночью по московскому времени в Калгари начался чемпионат мира. Для России эти соревнования примечательны тем, что впервые за много лет наша страна может остаться без высших наград.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Едва закончились Олимпийские игры в Турине, как радостный (после трех российских золотых медалей) тон газетных публикаций сменился пессимистическим: "Что дальше?" Между строк читалось: "Ничего". Чемпионы, мол, уходят, за ними же пока не видно ни одного конкурентоспособного спортсмена или пары.
Однако в Турине свершился весьма незаурядный факт, на который стоит обратить внимание. Соавторами трех побед из четырех стали совсем молодые тренеры. Это Олег Васильев, Александр Жулин и Евгений Платов, а также Николай Морозов.
Так получалось, что основными поставщиками олимпийского золота Его Величества Российского Фигурно-катательного Двора на протяжении нескольких десятилетий становились всего пятеро выдающихся, легендарных мастеров. Станислав Жук, Елена Чайковская, Татьяна Тарасова, Тамара Москвина и Алексей Мишин.
Сам факт, что только их ученикам удавалось достигать высших спортивных титулов, невольно заставлял думать, что лишь этой пятерке были известны какие-то тайные, скрытые от других секреты, способные превратить хороших спортсменов - в выдающихся. Им не нужно было даже прилагать какие-то сверхусилия, чтобы обзаводиться новыми учениками после того, как лед оставляли прежние. Спортсмены рвались к ним сами. И, как правило, получал и то, что хотел и. Количество побед, отмеченное "торговой маркой" того или иного из этих специалистов, естественно, не прибавляло им любви со стороны коллег. Особенно тех, от кого в свое время к великим уходили "свои" спортсмены. Но это в спорте всегда было в порядке вещей.
Незадолго до Игр в Турине Татьяна Тарасова, вместе с которой разное по продолжительности время работали и Морозов, и Платов, и Жулин, сказала: "Когда-нибудь мне придется уйти из спорта. И мне не безразлично, в чьих руках я оставлю дело, которому отдана большая часть жизни".
Признаться, тогда я посчитала сказанное всего-навсего красивыми словами. Однако уже в Турине стало очевидно: в российском фигурном катании произошла смена тренерских поколений. Причем тенденция очевидна и за пределами пьедестала.
Одно из наиболее ярких выступлений в женском одиночном катании оказалось на счету 16-летней грузинки Элене Гедеванишвили - ученицы известной в недавнем прошлом фигуристки Елены Водорезовой. В танцах столь же ярким был прокат третьего российского дуэта Яны Хохловой и Сергея Новицкого - их выводил на лед Александр Свинин. При этом прогресс американских и канадских танцевальных дуэтов неразрывно связан с дуэтом тренерским - в составе выходцев "советской" школы Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой.
Наверное, не совсем справедливо считать тех, кто работает за океаном, своими. Однако до Турина у меня был разговор с "американцем" Морозовым. Который не скрывал, что мечтает работать с российскими фигуристами. Благо спорт сейчас пошел такой, что отъезд на Запад вовсе не препятствует спортсменам выступать за свою страну.
Если отталкиваться от того, что результат в спорте делают прежде всего тренеры, то вполне можно утверждать: Игры в Турине вовсе не закрыли золотую эпоху. Возможно, именно сейчас начинается другая. Хотелось бы думать, что и она станет российской.
Считать, что замена одного тренерского поколения другим равнозначна, пока, естественно, рано. Но именно предстоящие четыре года до Олимпийских игр в Ванкувере могут стать как никогда интересными. Потому что открывают неограниченные возможности прежде всего перед тренерами чемпионов. Ведь именно им удалось нащупать единственно верный путь к золоту в чудовищно запутанном олимпийском лабиринте. И в отличие от поколения великих предшественников их поиск по большому счету только начинается.