ХОККЕЙ |
У НАС - ДРУГАЯ ДОРОГА
Окончание. Начало - стр. 1 |
ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ И ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА
Людям, ежедневно сталкивающимся со Стеблиным по работе, приходится тяжелее всего из-за качества Александра Яковлевича, ставшего притчей во языцех, - его непунктуальности. Пригласив кого-либо (коллегу по федерации или зарубежного гостя, журналиста или главного тренера сборной страны) приехать к себе в офис, он может опоздать на встречу на полчаса, час, два, а то и вовсе не появиться. Лично я с трудом припоминаю пресс-конференции с участием Стеблина, которые начались бы в назначенное время.
Еще одна характерная черта нашего героя - нерешительность. Принятие любого оперативного решения становилось для Стеблина огромной проблемой, и он, по собственному излюбленному выражению, предпочитал "взять паузу". Зачастую эти "паузы" растягивались на целую вечность: пока Стеблин "дозревал", решать что-либо оказывалось поздно.
"Зачем решать сегодня то, что можно решить завтра?" - таков главный девиз, которому глава российского хоккея волей-неволей следовал в силу склада своего характера. Именно из-за этого подготовка к московскому чемпионату мира находится сегодня, выражаясь языком строителей, на "нулевом цикле". Разве кто-нибудь мешал начать работу в этом направлении полгода назад? Год назад? Полтора? Стеблин тянул.
Однако даже катастрофическая нехватка твердости вместе с обязательностью не сказывалась на его работе так пагубно, как пристрастие к алкоголю. Было время, когда в помутневшем состоянии Стеблин появлялся на публике чаще, чем в трезвом. "Зеленый Змей-Горыныч погубил его, - горестно усмехнулся один из наиболее авторитетных руководителей российского хоккея, с которым мне довелось побеседовать при подготовке этого материала. - Когда тебе 30 лет и ты, накануне перебравши, просыпаешься утром - никаких проблем. Когда 40 - поутру болит голова. Когда 50 или больше - приходится опохмеляться. И чем дальше, тем дела обстоят хуже. Потому и началась у Стеблина человеческая деградация. В чем прекрасно отдавало себе отчет все его окружение, но вслух об этом не говорил никто".
Так стоит ли удивляться, что катализатором бесславного ухода Александра Яковлевича со сцены стал пьяный дебош, случившийся в начале года на питерском Кубке чемпионов?
Вопрос вопросов: что же позволяло руководителю такого уровня на протяжении девяти лет безнаказанно медлить, опаздывать, спиваться, влезать на публике в драки и метать лимонами в спонсоров?
Слово "безнаказанно", на мой взгляд, как раз и является ключевым. Причем у стеблинской безнаказанности и, как следствие, непотопляемости было два истока. Не будь за его спиной на протяжении всех лет высоких покровителей из силовых структур, Стеблин не протянул бы и полного первого срока своего президентства. Но главная и, пожалуй, наиболее грустная причина заключалась в том, что все эти годы никто из первых лиц государства хоккеем всерьез не интересовался. В конце минувшего десятилетия и начале нынешнего сборная России терпела крах в одном международном турнире за другим, и раз за разом никаких санкций со стороны власти не следовало.
Стеблинское кресло закачалось с мало-мальски серьезной амплитудой лишь однажды - после оглушительного провала сборной на ЧМ-2000 в Питере. За 11-е место на домашнем мировом первенстве на президента ФХР/ПХЛ обрушился яростный шквал критики. Но без поддержки верхов шквал этот оказался в итоге бурей в стакане воды.
По инициативе тогдашнего президента "Авангарда" Анатолия Бардина шесть лет назад, как и сейчас, создали попечительский совет, большинство участников которого были членами Совета Федерации. Под московские слеты в Совете Федерации и подгадывал время для заседаний тот хоккейный орган. Собирались его участники за одним столом целых... два раза. Стоило отголоскам питерского кошмара поутихнуть, как Стеблин принялся тот совет банально "динамить" - и тем самым его попросту умертвил.
Люди в совете были хоть и государственные - Шанцев, Мухаметшин, Лисицын, Полежаев, но им не хватало связующего звена. Не было среди них ни представителей правительства, ни людей из Администрации Президента. Так постепенно и скатилась ФХР обратно в свое болото.
Между прочим, отставка Стеблина вовсе не означает, что мы не скатимся в то же болото вновь - через год, когда успокоится взбаламученная ныне гладь. В особенности если сборная России как раз через год не блеснет на московском чемпионате мира. Проиграем - и, как выразился еще один наш видный спортивный деятель, "российский хоккей окончательно превратится в первенство водокачки".
Атмосферу вседозволенности создавал и стеблинский электорат. Руководители региональных федераций пришли на свои посты вместе со Стеблиным, что сделало их изначально зависимыми от него. Местечковые начальники твердо понимали: если Стеблин лишится президентского кресла, все они послетают со своих мест вслед за ним. Кстати, именно это в ближайшем будущем наверняка и начнет происходить, причем использована будет та же властная схема, по которой убирали и самого Стеблина.
За исключением бывшего судьи Карандина, президенты региональных отделений - люди в массе своей случайные, основной их целью было усидеть на своих местах, чтобы бесплатно ездить по чемпионатам мира, получать командировочные да тусоваться на московских конференциях ФХР. Реальную работу они не вели.
А на случаи самых тяжелых кризисов - когда нужно было хоть из-под земли, но достать для сборной очередного бесплатного тренера, - была у Стеблина и "палочка-выручалочка": Владимир Юрзинов-старший. Президент ФХР всегда знал: даже если кандидаты номер один, два и три работать "за спасибо" откажутся, Юрзинов не подведет. Мы с вами можем лишь поблагодарить Владимира Владимировича за более чем 40-летнюю службу Отечеству, но история свидетельствует: в последние годы он - из лучших побуждений - приложил руку к стеблинским вседозволенности и безнаказанности.
ХОРОШИЙ МЕНЕДЖЕР, ПЛОХОЙ ПРЕЗИДЕНТ
Пока кухарка училась управлять государством, кончилась еда. Пожалуй, именно этот афоризм наиболее точно характеризует деятельность Стеблина на посту руководителя нашего хоккея. Вот вам еще один сугубо российский парадокс: самые профессионально непригодные люди почему-то застревают у нас именно в наиболее потенциально успешных и традиционно российских видах спорта!
Ну скажите, в каких еще командных дисциплинах мы способны добиваться более серьезных успехов, чем в двух разновидностях хоккея на льду - с шайбой и с мячом? Увы, именно этими видами у нас, словно по традиции, командуют самые махровые чинуши, которые такое творят!.. И остается одно - ждать, когда же в дело вмешаются высшие органы власти.
Обидно то, что, по свидетельству всех очевидцев, в качестве клубного менеджера Стеблин был в полном порядке. Во время его президентства в "Динамо" бело-голубые держали марку флагмана российского хоккея даже в труднейшие для нашего спорта годы. Стеблин был достаточно силен в переговорах и умудрялся из года в год продавать в НХЛ игроков за приличные компенсации. То, что за океаном "Динамо" по сей день остается лидером среди российских клубов по количеству выходцев, во многом и его заслуга.
Но у каждого есть свой интеллектуальный предел, и самим своим пребыванием во главе федерации Стеблин регулярно доказывал, что должность президента ФХР - попросту не его уровень.
За время его правления институт сборной деградировал до такой степени, что теперь к команде относятся как к обузе. Федерацию хоккея никак нельзя назвать бедной, однако практика подписания с тренерами сборной не просто достойных, а хотя бы каких-нибудь контрактов в норму так и не вошла. С годами терять мотивацию стали и игроки. Что немудрено: ведь в клубах, где хоккеем занимаются несопоставимо более профессионально, чем в ФХР, ребята получают большие деньги, и если даже живут на базах, то в весьма приличных условиях. А тут... Приезжая в Новогорск защищать честь страны, хоккеисты сборной России получают пошитые в "ширпотребе" костюмы, спят на кроватях с продавленными матрасами, тренируются в "коробке" с однослойными детскими бортами и безобразным освещением и питаются едой ниже среднего качества.
Главное же - всякому человеку, независимо от того, богатый он или не очень, за работу надо платить деньги. При Стеблине игроки суперлиги вынуждены были приезжать в сборную на общественных началах под страхом дисквалификации. Как результат - невозможно сосчитать, насколько часто сборники под протекцией клубного руководства симулировали травмы, чтобы "откосить" от очередного этапа Евротура!
Об энхаэловцах и говорить нечего. Легионеры, привыкшие за океаном к человеческому обращению, от соприкосновения с ФХР приходили в такой ужас, что перед каждым крупным турниром сборная получала с полдюжины немотивированных отказов. "В любви и смерти находя неисчерпаемую тему, я не плевал в портрет вождя, поскольку клал на всю систему", - пусть это четверостишие Игорь Губерман написал давным-давно и совсем по другому поводу, оно, что называется, в тему - о взаимоотношениях стеблинской федерации с лучшими хоккеистами России.
Итоги первых пяти лет президентства Стеблина оказались настолько плачевны, что он, вероятно, и не удержался бы в результате первых же перевыборов, окажись тогда среди конкурентов хоть один достойный кандидат. Увы, единственной альтернативой нашему герою стал бывший борец Борис Иванюженков, которого в хоккейном мире вообще никто не воспринимал всерьез.
Предыдущее соглашение международной федерации с НХЛ действовало 4 года, и все это время проблемой взаимоотношений с сильнейшей лигой мира в нашей федерации не занимался ни один человек. Когда прошлым летом НХЛ предложила нам новую сделку, все, на что мы сподобились, это послать ее куда подальше. Из-за океана попросили: "Так предложите свой вариант договора!" Предложить нам, естественно, было нечего. Североамериканцы уже привычно вошли в наше положение и, в свою очередь, предложили России подписать договор всего на один год, чтобы за это время мы успели подготовить новые условия. Но мы с завидной принципиальностью отфутболили и этот вариант: проживем, мол, и без вас!
Особенно припеваючи прожили минувший сезон "Молот", "Лада", "Динамо" и ХК МВД. Получить хотя бы небольшие деньги в этот переходный период было бы лучше, чем не увидеть совсем никаких. Во всяком случае, весь остальной хоккейный мир предпочел первое. Мы - единственные, кто не получил совсем ничего, однако сейчас снова громче всех кричим, что не будем ничего подписывать - при том, что для нового соглашения с НХЛ никто по-прежнему ровным счетом ничего не делает. Не до него было: в преддверии Олимпиады Александр Яковлевич категорически нуждался в паузе.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Главный вопрос сегодня не в том, кто именно будет выбран на место Стеблина. Куда важнее - кто и как станет работать под руководством нового президента.
Необходимо срочно менять и политику, и структуру федерации. У нынешней ФХР, в отличие от любого из ее западных аналогов, включая ИИХФ, нет нормально работающих комитетов. Каждый из таких комитетов должен иметь свой бюджет и заниматься разработкой собственного направления: развитием детского хоккея, подготовкой и финансированием тренерских семинаров, маркетингом, страховками, женским хоккеем, ветеранами, судейством...
Вместо этого при Стеблине всех региональных президентов объявили также вице-президентами ФХР. В результате номинальных вице-президентов оказалось чуть ли не десять, но каждодневной работой занимается лишь один из них - Игорь Тузик. При этом зоны ответственности размыты до такой степени, что ни один вопрос, вплоть до закупки карандашей для офиса, без Стеблина решить невозможно.
Необходимы преобразования, в результате которых вице-президенты - максимум трое - станут курировать свои направления, а члены исполкома - свои комитеты. Для начала, чтобы хоть как-то сдвинуться с мертвой точки, можно даже скопировать структуру ИИХФ.
Однако самой первоочередной задачей нового президента будет изыскание денег на подписание достойных контрактов со всем штатом сборной России: от главного тренера до точильщика коньков. Чтобы, обеспечив сборной финансирование, укомплектовать весь ее штат на полный олимпийский цикл. Если вы не в курсе, Бенгт-Оке Густафссон и Эркка Вестерлунд - тренеры-финалисты туринской Олимпиады - имеют в качестве освобожденных тренеров контракты по 500 000 евро в год. Примерно такие же деньги придется заплатить и следующему тренеру сборной России, чтобы обеспечить его желание проработать хотя бы до Ванкувера-2010. Необходимо создать и соответствующие его статусу условия: например, если тренер сборной отправляется куда-то по нуждам национальной команды, он должен лететь в бизнес-классе и жить в 5-звездном отеле, а не где придется.
Если Крашенинников или любой другой, кто возглавит федерацию, не хочет превратиться в нового Стеблина, работа ФХР больше не имеет права идти как придется. Следующий президент, если он преследует хоть какие-нибудь цели, кроме своих личных, должен дневать и ночевать в этой федерации, чтобы хоть как-то расшевелить возникшее там болото. ФХР нужны серьезные спонсоры, и их привлечение - также задача нового руководства. Ради любопытства загляните как-нибудь на интернет-сайт Канадской федерации хоккея. Если прямиком оттуда вы отправитесь на убогий, застрявший в прошлом столетии сайт ФХР, вам захочется выть. Как, говоря откровенно, пока что хочется выть от любого сравнения ФХР с Hockey Canada, где я насчитал 24 спонсора.
И как мы только умудрились обыграть канадцев в Турине?
Павел СТРИЖЕВСКИЙ