СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЧМ-1982 |
ТАК ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ В ИГРЕ С ПОЛЯКАМИ?
Хорен ОГАНЕСЯН.О чемпионате мира 1982 года, который по многим причинам стал важной вехой в истории отечественного футбола, корреспондент "СЭ" поговорил с одним из самых ярких игроков сборной СССР, выступавшей в Испании.
Сборная СССР пробилась в финальный турнир впервые с 1970 года и отправилась на Пиренеи, располагая великолепным подбором исполнителей, которыми руководили сразу трое тренеров, считавшихся лучшими в стране - Константин Бесков, Валерий Лобановский и Нодар Ахалкаци.
Страна была в ожидании - результаты и отборочных, и товарищеских матчей начиная с 1980 года показали, что эта команда способна на многое. Какие же там были игроки - Дасаев, Чивадзе, Хидиятуллин, Блохин, Шенгелия... А какая полузащита - Буряк, Кипиани, Черенков, Гаврилов, Дараселия, Бессонов, Оганесян. Все - настоящие звезды!
Сомнений в том, что сборная попадет на чемпионат мира, не возникало уже после первых туров отборочного цикла. И все же о возможных успехах советской команды на финальном турнире говорили более чем осторожно. Все-таки двенадцать лет без чемпионатов мира - слишком большой срок, чтобы умерить всякий оптимизм. Вдобавок ко всему появление тренерского триумвирата с самого начала воспринималось неоднозначно - как известно, двум медведям в одной берлоге не ужиться. А тут целых три...
-Сборная у нас тогда была действительно сильная. С чем это связано?
- Тут много факторов, - рассуждает Хорен Оганесян. - Во-первых, очень хорош был подбор игроков. К концу 70-х появилось много ярких, индивидуально сильных футболистов, и конкуренция за место в сборной была высочайшей. Константин Иванович Бесков строил эту команду с 1979 года, и она с каждым матчем становилась все сильнее. Важно отметить, что многие игроки играли вместе еще в молодежной сборной, потом готовились к Олимпиаде в Москве, так что состав был сыгранный, и костяк команды все эти годы оставался неизменным. Все это привело к созданию боеспособной команды, которая без труда прошла отборочный цикл.
-Вы были основным игроком сборной, но в отборочном цикле сыграли не все матчи. Травмы помешали?
- Нет, к счастью, травму меня не было. Я всегда вызывался в сборную и всегда был готов играть. Но конкуренция была так высока - особенно в полузащите, - что пробиться в состав в каждой игре было практически невозможно. Впрочем, Бесков умело варьировал состав, и отборочную группу мы выиграли досрочно.
-Уже после завершения отборочного цикла в помощь Бескову были приданы Лобановский и Ахалкаци. Чего было больше в таком триумвирате - плюсов или минусов?
- Были и плюсы, и минусы. Сразу скажу, что тогда все трое были лучшими тренерами Советского Союза. У каждого был свой, уникальный и отличный от других подход к игре, к тренировочному процессу. Очевидно, что совместная работа этих специалистов могла дать прекрасные результаты. И поначалу все шло замечательно - чувствовалось, что приход Лобановского и Ахалкаци принес в команду больше свежести. Однако все трое были людьми амбициозными, и необходимо было четкое разграничение полномочий. Когда сходятся три сильные личности, возможны и столкновение амбиций, и конфликты интересов. Но на сборах в Италии, куда мы выезжали перед чемпионатом мира, повторюсь, все шло замечательно.
-К сожалению, отправиться на чемпионат мира в полном составе не удалось...
- Да, несколько игроков получили травмы - Кипиани, Буряк, Хидиятуллин... Возможно, с ними мы сыграли бы более удачно, но команда и так была отлично укомплектована - квалифицированных футболистов хватало.
-Какая задача стояла перед сборной СССР?
- Прежде всего выйти из группы, и сделать это было довольно непросто. Главным конкурентом мы считали шотландцев, у которых была приличная сборная с целым рядом звезд.
-Приходилось слышать, что уже в Испании сборная разбилась на группировки - закавказскую, киевскую и московскую...
- Поверьте, это все слухи. Мы готовились к чемпионату мира именно как команда - о каких "группировках" может идти речь? Да, в какой-то момент почувствовалось, что не все ладно между тренерами. Но в отношениях между игроками ничего подобного не было.
-Перейдем к финальному турниру. В первом же матче нашей сборной противостояли бразильцы.
- Я, правда, в том матче не участвовал, но сборная сыграла очень хорошо. Мы открыли счет в первом тайме, игра получалась. Признаюсь, что бразильцы были сильнее нас: у них на тот чемпионат приехала великолепная команда. Они резко прибавили во втором тайме и забили два красивых гола. Правда, на исход матча повлияли некоторые решения испанского судьи Ламо Кастильо, иначе мы вполне могли и не уступить.
-Зато сборную Новой Зеландии обыграли без труда?
- Да, победа далась легко. Новозеландцы на чемпионате мира были одними из слабейших, и мы забили им три безответных мяча, а могли и больше.
-Затем настал черед крепкой сборной Шотландии. Складывалось ощущение, что в том матче наша команда нервничала.
- Некоторая нервозность в игре появилась вследствие того, что Александр Чивадзе буквально на ровном месте привез гол в наши ворота уже в начале матча. К чести нашего капитана, стоит сказать, что во втором тайме он сам исправил свою ошибку. В итоге мы сыграли вничью - 2:2, и для выхода во второй групповой этап этого хватило.
-И там вы забили прекрасный гол бельгийцам...
- На этой стадии ждать слабых соперников уже не приходилось. Бельгийцы играли в хороший футбол, но мы все же были сильнее. А гол действительно получился красивым - Гаврилов с левого фланга отдал точный пас, и мне удалось ударом с лета поймать вратаря на противоходе.
-Вы и в матчах чемпионата СССР забили много красивейших голов ударами с лета и через себя - помню гол в ворота "Черноморца" в "девятку", а также мяч, признанный в том же году лучшим в чемпионате, - в ворота "Нефтчи". Специально тренировали такие удары?
- Да, удары с лета мне удавались неплохо.
-Можете ли назвать гол, забитый бельгийцам, самым важным в карьере?
- Он был, несомненно, одним из лучших. Но не менее дороги два гола, забитых в двух товарищеских матчах с аргентинцами. Обе встречи, в 1980 и 1982 годах, мы играли в гостях, и обе свели вничью - 1:1. В первой я сравнял счет после гола Марадоны, а во второй отличились мы с Диасом.
-Вернемся к чемпионату мира. Предстоял решающий матч с поляками, победа в котором выводила сборную СССР в полуфинал. Что случилось с командой? Со стороны казалось, что у наших не получается ничего, моментов практически не припомнишь, игра была чудовищно медленной...
- Да, вы правы, игра совершенно не удалась. С самого начала, как говорится, не пошло. А момент у нас был только один - в первом тайме я с фланга отдал точный пас Сулаквелидзе, но его удар головой цели не достиг. Забей Тенгиз, наверняка пошла бы другая игра. И скоростей не было оттого, что у нас не получалась игра в пас. Просто не получалось - прошло столько лет, а до сих пор у меня нет объяснений, почему. Приходилось слышать, что мы, мол, "сгоняли" с поляками договорную игру. Чушь! На кону стоял выход в полуфинал, и все мы это понимали.
-Может, все дело в конфликте между тренерами?
- Что-то между ними действительно было неладно. Я по крайней мере в детали не вдавался, да и остальные игроки тоже. Но мне кажется, что главная проблема заключалась в том, что мы не настроились на победу должным образом. Возможно, сказалось и отсутствие опыта выступлений на чемпионатах мира. Поляки не были слабой командой, но я до сих пор уверен, что мы вполне могли их обыграть.
-Футбол не терпит сослагательного наклонения. И все же, если бы наша сборная вышла в полуфинал, имела бы она шансы в матче с итальянцами?
- Конечно! Взгляните на историю встреч сборных СССР и Италии - мы всегда с ними играли удачно.
-Не кажется ли вам, что та сборная так и не реализовала свой потенциал?
- Да, и это очень обидно. Ведь потенциал действительно был огромный. У нас были великолепные футболисты во всех линиях. В воротах стоял Дасаев, в защите и полузащите - целое созвездие ярких, индивидуально очень сильных игроков. В нападении солировал Блохин...
-Эта же сборная, правда, уже под руководством Валерия Лобановского, неплохо начала и отборочный цикл чемпионата Европы-84, куда не попала, лишь проиграв португальцам в последнем туре.
- Да, и после чемпионата мира нам удался ряд хороших матчей. И все же до конца команда себя не реализовала. А о том, насколько богата была та сборная яркими личностями, говорит тот факт, что большинство игроков впоследствии стали тренерами и работали или работают со сборными. Я тренировал сборную Армении, Чивадзе - Грузии, Романцев - России, а Блохин вывел сборную Украины на чемпионат мира. Можно назвать и таких известных специалистов, как Анатолий Демьяненко, Сергей Андреев, покойный Давид Кипиани. Не хочу излишне хвалить команду, в которой играл, но все же уверен: такой сильной сборной, как в начале 80-х, у нас с тех пор не было.
Арег ОГАНЕСЯН