Газета Спорт-Экспресс № 91 (4070) от 24 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 апреля 2006 | Бокс и ММА

БОКС

ВАЛУЕВ, ЛЯХОВИЧ... КЛИЧКО!

В субботу в Мангейме (Германия) украинский тяжеловес Владимир Кличко победил американца Криса Берда и завоевал титул чемпиона мира в тяжелом весе по версии IBF.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

из Мангейма

Напомню, что это уже третий мировой титул из четырех в королевской весовой категории, который завоевал выходец из бывшего Советского Союза. В декабре прошлого года чемпионом мира по версии WBA стал россиянин Николай Валуев. Недавно титул WBO завоевал белорус Сергей Ляхович. И вот теперь хозяином титула IBF стал Владимир Кличко. А впереди еще бой россиянина Олега Маскаева с чемпионом мира по версии WBC Хасимом Рахманом, которого россиянин в 1999 году уже нокаутировал.

Однако все это дела либо прошлого, либо будущего. Так что вернемся к герою дня сегодняшнего.

ДЕЖАВЮ ПОД ПОТОЛКОМ

Во время боя Владимира Кличко и Криса Берда у меня все время было ощущение дежавю, то есть того, что я это уже видел. И, действительно, видел, причем дважды: во время их первой встречи шесть лет назад и совсем недавно, когда представлял себе, как именно сложится их сегодняшний поединок.

Кто не верит, посмотрите мою предматчевую статью - и убедитесь в том, что я вовсе не пытаюсь быть крепким задним умом. Ну а "переднего ума" много не надо было, чтобы предсказать и ход этой встречи, и ее исход. Так что до невозможности прозаический город Мангейм идеально подходил для такой неизбежной победы. В общем и целом получилось, как в известной песне Высоцкого, где "кроме мордобитиев - никаких чудес". Впрочем, у Высоцкого били некрасиво, а здесь все, наоборот, получилось очень живописно.

Чтобы не было кривотолков, сразу скажу что, конечно, болел я за Владимира Кличко. Во-первых, потому что мы давно и хорошо знакомы, а во-вторых, из самых эгоистических соображений: я столько раз предсказывал неотвратимость его победы над Крисом Бердом и в статьях, и в недавно вышедшей книге "Золотые братья Кличко", что проиграй он - выглядел бы сейчас полным профаном.

Но, с другой стороны, я покривил бы душой, если бы не сказал, что по крайней мере временами чисто человеческие мои симпатии были на стороне Берда. Тут не было никакой политики: просто Крис - очень приятный и очень смелый малый, который всю жизнь вопреки мнению множества скептиков прыгал выше головы.

Напомню, что по любителям Берд выступал в категории до 75 кг, а в своем первом профессиональном бою, состоявшемся в январе 1993 года, весил чуть меньше 77 кг. Люди с такими данными выступают обычно в полутяжелом или максимум в первом тяжелом весе, а Крис хотел летать выше всех, но, увы, рожденный летать низко, выше подняться не может. У каждого боксера, как у самолета, есть свой потолок, и никакое мужество не поможет этот потолок превзойти: просто технические характеристики не те.

К тому же Крис Берд все возможности своих технических характеристик давно использовал и своего потолка давно достиг. Но об этом чуть позже.

Прессе отвели на знаменитой в этих местах SAP-Арене высокое положение - практически на галерке. Выше были только звезды и уж самые последние бедолаги. Ну и ничего страшного. Обиднее всего в этой жизни быть последним и вторым, ну а то, что ты предпоследний, - пережить гораздо легче. Я так понимаю, что билеты, разошедшиеся два месяца назад за два дня, были так дороги, что организаторы просто не смогли заставить себя отвести халявщикам, пусть они и десять раз журналисты, места получше.

Что происходило на ринге, было видно неважно, так что не ждите от меня сегодня каких-то тонких нюансов, а также описаний красивых женщин, расположившихся поближе к рингу Мне было не до нюансов - задача была разглядеть хоть что-нибудь, ну а женщины с такого расстояния все красивы. Вы бы не отличили отсюда свою прекрасную девушку от чужой страшной бабушки, если бы она хорошенько накрасилась и распустила волосы.

Под потолком, правда, располагались четыре больших экрана, но как раз тот, который был повернут в сторону ложи прессы, заслоняла какая-то подвешенная к потолку гирлянда. В общем, о нас позаботились. И ничего страшного! Обо всех этих мелочах мы скоро забыли - настолько праздничная атмосфера царила в зале.

ПОВЕТКИНСКИЙ ПРОЛОГ

Очень неплохой бой провел наш олимпийский чемпион Афин Александр Поветкин, выступавший в одной из предварительных встреч. Когда ведущий громко-громко объявил на весь зал имя его соперника, нигерийского тяжеловеса Фрайдея Ахунанья, мне, признаюсь, стало как-то немного не по себе. Меня с детства научили, что такие слова нельзя говорить не то что громко, но даже тихо, и вот на тебе! Оказывается, меня всю жизнь обманывали, а этого хулигана-диктора, выругавшегося на весь зал, даже в угол не поставили!

Однако если отбросить шутки в сторону, то Поветкин сдал в субботу первый серьезный экзамен на профессиональном ринге. Ахунанья, конечно, далеко не звезда, но он крепкий боксер, выносливый, хорошо держащий удар, смелый. В общем, не подарок. И уж, конечно, он никак не попадает в категорию мешков.

Поветкин с самого начала боя прочно захватил инициативу, но Ахунанья сразу поставил перед ним ряд задач. У него очень своеобразная, я бы сказал, инстинктивная защита, прежде всего корпусом. Можно даже сказать, почти исключительно корпусом. Ахунанья прекрасно выполняет нырки и уклоны, но если они не помогают, пропускает очень много. Однако важно, как пропускает. Его очень трудно плотно ударить. Почти все удары обычно приходятся вскользь или по защите.

Сам Ахунанья до поры до времени атаковал очень мало, но всегда неожиданно и опасно. Поветкину, правда, это все было как слону дробина. Александр показал в этом бою весь свой арсенал. Сначала он бил преимущественно двойки, но со второго раунда, прочувствовав соперника, стал атаковать более разнообразно, часто заканчивал атаки левыми боковыми и правыми апперкотами. Иногда удачно обманывал соперника - например, показывал, что будет бить правый прямой, а наносил левый хук. Ахунанья его действия практически не читал, но удары видел и почти все время успевал все-таки подыграть корпусом или уклониться, благодаря чему не выглядел потрясенным.

Практически все атакующие и контратакующие действия нигерийца сводились к тому, чтобы нанести длинный левый боковой. Удалось ему это всего несколько раз за шесть раундов, но здесь уже Поветкин продемонстрировал крепкую голову. Ни о какой опасности для него речь никогда не шла, а его собственные атаки все чаще достигали цели.

Самым боевым получился четвертый раунд, после окончания которого бойцы даже обменялись рукопожатием, отдавая друг другу должное. Правые прямые, кроссы и апперкоты Поветкина были великолепны, но и Ахунанья не растерялся под этой бомбардировкой и контратаковал все опаснее. Однако это часто оборачивалось против него самого. Александр стал соперника, как говорят боксеры, проваливать, после чего буквально насаживал на удары. Ахунанья иногда шатался из стороны в сторону, но, честно говоря, нокдауном и не пахло.

Начиная с пятого раунда поединок стал носить все более открытый характер, и снова Поветкин был лучше. Бой сохранял напряженность до самого конца. Единственный недостаток, который я отметил бы у нашего олимпийского чемпиона, - это все-таки пока "любительская" выносливость. В последних двух раундах он явно тяжело дышал и выглядел довольно усталым. Уверен, что на это обратили внимание и в его тренерском штабе.

Но выносливость - дело наживное. Прекрасно помню, как тяжело было Николаю Валуеву (кстати, присутствовавшему в зале) в начале карьеры проводить шесть - восемь раундов, но потом он освоился и сейчас даже после двенадцати - как огурец. Выносливость в отличие от таланта достигается упражнением. А у Поветкина уже и следующий бой не за горами. Вполне возможно, что он состоится уже 3 июня в той программе, главным событием которой станет первая защита титула WBA в тяжелом весе Николаем Валуевым против Оуэна Бека.

КЛИЧКОВСКОЕ ОКОНЧАНИЕ

Наконец, пришло время главного события. Но участники решающего поединка все не появлялись, и тут на освещенную дорожку, что вела к рингу выскочил какой-то массовик-затейник с ухватками нашего подвыпившего Деда Мороза, который требует, чтобы дети закричали: "Елочка, зажгись". Запас искрометных острот кончился быстро, и он просто сказал, что придется минут десять подождать, после чего постыдно быстро ретировался. Мой коллега, спецкор "СЭ" в Германии Ефим Шаинский, слегка огорошил меня, когда сказал, что это известный местный телеведущий! А я-то думал, что такие "звезды" есть только у нас...

Еще через какое-то время шоу все-таки началось - после того как в динамиках прогремел голос знаменитого ведущего телеканала НВО Майкла Баффера. Вот уж кто знает свое дело. Когда он завел свое знаменитое "Let's get ready to R-R-R-Rumble!!!" ("Давайте приготовимся к ДР-Р-Р-Ра-ке!!!"), за ним запел весь зал.

Первым - как претендент - на ринг вышел Владимир Кличко. Он шел пружинистой походкой, огромный, широкоплечий, в красном халате, и было видно, что он уже знает исход матча. В этот момент из огромных горелок стали ритмично вздыматься языки пламени, от которых даже с десяти метров чувствовался какой-то банный жар.

Затем под ту же божественную негритянскую религиозную музыку, что и на взвешивании, вышел Крис Берд. Он был тоже хорошо настроен на бой, но это не могло ему помочь. Это был день Кличко, и, по-моему, все находящиеся в зале это знали. По крайней мере о тех, с кем сидел рядом, могу сказать это совершенно определенно.

Гонг!

Первый раунд получился очень похожим на начало состоявшегося ровно год назад боя Владимира с кубинцем Элисео Кастильо. Кличко действовал практически только левой рукой. Если он и ударил в первом раунде справа, то я из своего поднебесья этого не увидел. Крис на первых секундах попытался наскочить на Владимира, но эта психическая атака быстро захлебнулась. Джеб Кличко то и дело прошивал оборону Криса, а он ничего не мог поделать, и даже последним сомневающимся в зале стало ясно, что продраться сквозь этот таран Берд не сможет.

Но зрители хотели чего-то более кровавого, и они это скоро получили. В начале второго раунда Владимир после повторного джеба, кажется, впервые в этом бою провел правый прямой вразрез. Берд содрогнулся всем телом. Это был первый, но далеко не последний момент, когда его стало по-настоящему жалко. Ну что он мог сделать с человеком настолько крупнее и сильнее себя? Начиная с этого момента я стал ждать конца.

Как и ожидалось, леворукость Берда нисколько Кличко не смущала. Он почти не использовал классических приемов против левши, например, редко начинал атаки справа, но это было и не нужно. При такой разнице в росте практически не играло роли, левша Берд или правша. Он все равно пропускал почти все.

До конца раунда Кличко еще несколько раз сильно ударил справа, но Берд пока все держал, хотя очень мало что мог предложить в ответ. Нельзя научиться быть выше ростом.

Третий раунд был похож на предыдущий. Джеб-джеб-джеб, и все - в голову Берда. Кличко не останавливался на достигнутом и шел, шел и шел вперед. В какой-то момент он нанес подряд шесть ударов справа. Ума не приложу, как Берд устоял.

В четвертом раунде опять удар справа потряс Берда, после чего его стало болтать в разные стороны даже от джебов. Американец пропускал удар за ударом и практически не бил сам. Просто не мог. Человек менее мужественный, чем добродушный Крис, давно сломался бы и рухнул на пол, но этот парень держался.

Пятый раунд, как обычно, начался с серийных джебов Кличко. Казалось, он еще долго будет таким вот образом разминать физиономию многострадального Берда, но тут просвистел удар Кличко справа, и Крис рухнул. Я поначалу решил, что это нокаут, но Берд встал - медленно, тяжело, но встал. И продолжил бой.

До гонга было еще очень долго. Мне показалось, что рефери мог несколько раз остановить встречу, потому что временами Крис переставал отвечать, но он этого не сделал, и Берд стал огрызаться! Бог ты мой. Этому парню при жизни надо поставить памятник за мужество, а всяким нытикам показывать этот бой и говорить при этом: теперь ты понял, что такое мужик и к чему это обязывает?

Я и сейчас не понимаю, как Берд достоял этот пятый раунд. Кличко временами просто прибивал его к канатам, как табличку к забору. Американец принимал удары горстями и пачками. В какой-то момент он схватился рукой за канаты, чтобы не упасть. Владимир, казалось, устал бить, а Берд стоял, временами уже даже вроде бы начиная падать, но удерживаясь на ногах на полпути к полу.

Кличко добавил к постоянным правым прямым еще и постоянно доходившие до цели левые боковые, но Берд стоял. Сколько это могло еще продолжаться? Как выяснилось, достаточно долго.

Владимир отдохнул в перерыве и в шестом раунде принялся дальше избивать Берда. Тот, по-моему, уже даже ничего не видел, кроме кровавого марева перед глазами, но пока ноги держали его, он держался. В конце раунда Крис даже провел боковой удар справа. Кажется, за шесть раундов это был его третий или четвертый удар, который можно было считать хоть сколько-то серьезным. Кличко тут же ответил.

В седьмом раунде Владимир провел серию, закончившуюся каким-то кузнечным по силе ударом справа, и Берд упал. В этот момент я про себя, уже опасаясь за жизнь Криса, упрашивал его только об одном: не вставай! Но он опять встал и выразил готовность продолжить бой.

Слава Богу, рефери не дал ему этого сделать. Все! Бой закончен!

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

Праздник в зале начался сразу же. Немецкая публика ликовала. Это было какое-то народное гулянье. Один из фотографов случайно, но довольно сильно залепил другому штативом по ноге, но тот даже не обратил на это внимания.

Мимо меня, подпрыгивая на каждом шагу, пролетел какой-то великовозрастный придурок с двумя косичками, в одну из которых были вплетены его волосы длиной до чресел, а в другую заплетена борода той же длины. Но ликовали и куда более нормальные люди, в том числе и те, которым это вообще-то крайне несвойственно. Например, какие-то одетые в хорошие костюмы мужики с лицами детей, которым только что купили мороженое.

Это продолжилось и на пресс-конференции, на которую Владимир Кличко пришел со своим тренером Эмануэлем Стюардом. Виталий Кличко, которому еще недавно принадлежал другой чемпионский титул, по версии WBC, туда тоже пришел - и сиял еще больше брата, но держался немного в стороне, как бы не желая отвлекать на себя внимание.

Настоящий класс показал Крис Берд. Его, если честно, на пресс-конференции не ждали, но он все же появился! Проигравшего встретили аплодисментами, а многие даже встали. Вел он себя красиво и достойно, назвал Владимира "большим талантливым человеком" и выразил сомнение, что хоть кто-то сможет сейчас оказать ему достойное сопротивление. Кличко не в ответ, а независимо от этого несколько раз повторил: "Я никогда не видел на ринге более мужественного человека, чем Крис Берд".

Крис вскоре ушел, так как его отправили в больницу на предмет выявления переломов - и прежде всего челюсти.

Владимир тем временем вспомнил свою долгую и не совсем обычную жизнь на ринге: "У меня была очень успешная молодость. Я всего достигал, мне все давалось легко. Потом пришли тяжелые времена, я сумел это переварить и вот теперь вернулся туда, где был. Но я сейчас совершенно другой человек".

Ему вторил Стюард: "После всего, что с ним произошло, Владимир стал совершенным бойцом. Я не знаю никого, кто мог бы с ним сравниться. Я слежу за молодыми подрастающими ребятами, но и среди них не вижу никого, кто смог бы оказать Владимиру достойное сопротивление". Виталий Кличко добавил: "У Володи колоссальный потенциал. Он еще даже не раскрылся". Когда кто-то задал Владимиру вопрос, какой бой он считает главным в своей жизни, он ответил: "Я думаю, что мой главный бой еще впереди".

Журналисты окружили Владимира и задали ему, по-моему, не одну сотню вопросов, на которые он, как обычно, отвечал на трех языках, а затем протянули свои аккредитационные карточки и всевозможные листки и клочки бумаги для того, чтобы он на них расписался. Кличко расписывался без устали, пока наконец охранники не взяли нового чемпиона мира в тяжелом весе по версии IBF в плотное кольцо и не вывели из зала.

Как ни странно, праздничное настроение от этого никуда не делось. Все-таки почти наш человек стал чемпионом мира в тяжелом весе. Да по такому поводу можно и на люстре покачаться!