Газета Спорт-Экспресс № 93 (4072) от 26 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 апреля 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ

Вчера на внеочередной конференции Федерации хоккея России наш великий вратарь, трехкратный олимпийский чемпион, председатель думского Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Владислав Третьяк был избран новым президентом ФХР. Таким образом, Третьяк стал третьим - после Валентина Сыча и Александра Стеблина - главой российского хоккея.

Дмитрий ФЕДОРОВ

Уверен, приход Третьяка на президентское поприще вызовет у общественности прилив эмоций, надежд и прочих положительных чаяний. Нечто подобное каждый раз происходит при назначении тренера сборной. Что футбольной, что хоккейной. Правда, тот, кто впадает в эйфорию, обычно потом при неудачах оказывается самым жестоким критиком. Поэтому я предпочитаю выступать с позиций осторожного скепсиса. И вам советую.

Такой взгляд нужнее и самому Владиславу Александровичу, который долгое время отказывался от должности президента ФХР. И не из скромности отказывался, а из сугубо практических соображений: зачем идти в ту область, которую плохо знаешь?

Кому-то может показаться абсурдом, что я намекаю на то, что сегодняшний российский хоккей для Третьяка малоизведанное явление. Но это так. Третьяк завершил карьеру игрока в 1984 году и начал совершенно иную жизнь. Он всегда заботился о своем имидже, а потому не участвовал в сомнительных и рискованных делах. Каким, к сожалению, на протяжении целого десятилетия как раз и являлся наш хоккей.

Он не отказывался принять участие в статусных событиях вроде Олимпиад. Его практический опыт очень помог и в Нагано, и в Солт-Лейке. Евгений Набоков прямо сказал, что тренера вратарей в Турине не хватало. Но все-таки это разовые акции. И к тому же изначально беспроигрышные.

Успех всегда приятно ассоциировать с именем лучшего игрока России двадцатого века по версии ИИХФ. А в случае неудачи... В случае неудачи кто же упрекнет великого вратаря страны, пришедшего в последний момент на выручку? Кто, например, вспомнит, что на чемпионате мира в Питере Третьяк предпочел совсем юного Брызгалова опытным Подомацкому и Соколову и что из этого вышло? Если кто и вспомнит, того назовут очернителем.

Третьяк не может восприниматься в негативном контексте. Вот он и не воспринимался. К тому же Питер был исключением. А в остальном - удачи. Серебро и бронза Олимпиад. И приятная сердцу пара недель работы с игроками экстра-класса, с которыми в целом он был знаком по НХЛ. А потом у Третьяка снова была жизнь и деятельность вдалеке от внутренней кухни.

В этом основная проблема Третьяка. Он человек из совершенно другого теста и из иного мира, нежели те, кто работает в отечественном хоккее. А правда, увы, заключается в том, что у нас серьезные вопросы зачастую решаются в нетрезвом состоянии, с помощью крепких слов и агрессивных телодвижений. Александр Стеблин разговаривал на одном языке с большинством хоккейных руководителей. И только такой язык они и понимают. Боюсь, респектабельный Третьяк со своей голливудской улыбкой для них столь же непонятен, как существо из летающей тарелки.

Конечно, не исключено, что в федерации появятся, выражаясь на сленге, спецбригады, решающие повседневные и рутинные вопросы. Как раз с использованием привычных сорокаградусных средств, саун и прочих элементов руководящей жизни. А Третьяк займется исключительно контактами с властью и со спонсорами. То есть с людьми цивилизованных форм поведения. Кстати, детские турниры под патронатом Владислава Александровича всегда основательно обклеены рекламой не только российских, но и (подчеркиваю!) международных брендов.

Такая схема с разделением полномочий жизнеспособна. Наверное, власть, делегировав живую легенду на проблемную позицию, обещала и финансовое содействие. Ведь в России спонсоры появляются не по велению маркетинговых служб, а в основном по указанию сверху. Об этом недавно в интервью "СЭ" прямо заявил хозяин футбольного "Торпедо" Владимир Алешин.

По-видимому, благодаря административному ресурсу у ФХР в ближайшем будущем появятся серьезные партнеры. В противном случае власть подставит великого вратаря. Бросили в котел - и выплывай! Это исключено - зачем власти портить себе репутацию?

Но, как бы ни опекали вышестоящие инстанции Владислава Александровича, есть одна серьезная проблема, решение которой - целиком и полностью его головная боль: нашей неприкаянной национальной сборной прямо сейчас надо найти нового тренера. И не просто тренера, а человека, способного объединить игроков по обе стороны океана. Ведь нынешний рулевой сборной всей своей деятельностью и конфликтными заявлениями опять поделил игроков на "наших" и "ненаших".

Выбор осуществлять Третьяку. И морально отвечать за него тоже. И отвечать совсем скоро - через год. Никто не поймет, если чемпионат мира-2007 в России будет принесен в жертву стратегическим планам. Дескать, дайте поработать специалисту пару лет, а потом спрашивайте за результат. Нам, живущим с комплексом великой державы, как обычно, подавай все и сразу. И обязательно с золотым блеском.

А выбор у Третьяка скудный. Всего два отечественных тренера пока не перетасованы в колоде сборной и по своим задаткам готовы взяться за столь глобальный проект. Но они востребованы в клубах, а клубы не враги же себе, чтобы допускать совместительство. Конечно, партия может сказать "Надо!" и... Вот только соперники у нас беспартийные - им не прикажешь проиграть.

Вероятно, стоит рискнуть и поставить иностранного специалиста, но депутату Госдумы Третьяку могут помешать идеологические препоны. Ведь его коллеги и против Гуса Хиддинка уже успели высказаться. Короче, звучали бы вечно наши фанфары, да трубы Запада способны их заглушить. Поэтому сегодня я скорее сочувствую (и, конечно же, желаю удачи!) Владиславу Александровичу, чем пою осанну. Ему сейчас гораздо тяжелее, чем в 72-м в воротах сборной Союза против Пола Хендерсона.

Другие материалы - стр. 7