Газета Спорт-Экспресс № 93 (4072) от 26 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 апреля 2006 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Властимил ПЕТРЖЕЛА: "МОЕ ВРЕМЯ ЗДЕСЬ ЗАКОНЧИЛОСЬ"

Сергей ЦИММЕРМАН

из Санкт-Петербурга

Об этом интервью мы договорились еще до поездки "Зенита" в Нальчик. Однако, набрав вчера номер Властимила Петржелы, корреспондент "СЭ" неожиданно услышал: "Давайте не по телефону. Приезжайте на базу, там и поговорим".

Честно говоря, в этом кабинете мне доводилось бывать не раз. После взлетов и падений при Петржеле, о которых и сейчас говорят многочисленные плакаты с изображением команды и даже неизменный болельщицкий шарф. Он тоже висит на одной из стен. Все здесь вроде по-прежнему, разве что портрет жены Зузанны появился относительно недавно. Только вот нынешний хозяин кабинета - сам Властимил Петржела ведет себя не совсем обычно: даже при корреспонденте "СЭ" ходит и будто прощается с дорогой ему обстановкой.

В ходе нашего разговора выяснилось: первое ощущение не оказалось обманчивым. Петржела, похоже, действительно готов к тому, что вскоре ему придется покинуть не только этот кабинет, но и Петербург.

-Вы всегда говорили, что база для вас - дом родной и на работу вы идете, как на праздник. Можете ли сейчас сказать то же самое?

- Я действительно жил здесь, в Удельной, день и ночь. Когда недавно ко мне в Петербург прилетала жена, знаете, как она меня ругала! Ведь в нашем питерском доме все заплесневело. Что неудивительно: я практически 24 часа в сутки нахожусь на базе. Она и была моим настоящим домом. Но что теперь я могу поделать? Со всех сторон идет довольно жесткий прессинг. К слову, он так или иначе отражается и на команде.

Взять, например, предстоящие полуфинальные матчи с ЦСКА на Кубок. Если еще совсем недавно наши шансы были примерно равными, то теперь, на мой взгляд, психологическое преимущество на стороне армейцев. Причем не только потому, что сейчас много разговоров вокруг "Зенита". Все проще: у нас слишком много травмированных и дисквалифицированных. А заменить выбывшего сильного игрока на такого же сильного я не могу - у меня его просто нет.

Об этом я говорю уже очень давно. С этих моих высказываний о необходимости усиления все в общем-то и началось...

-Но ведь еще в начале сезона казалось, что между вами и новым руководством клуба полное взаимопонимание?

- Отвечу так: тревожно мне стало еще в феврале, когда мы вступили в весеннюю стадию Кубка УЕФА. Думаю, на свете нет ни одного тренера, который не хотел бы двигать свою команду наверх. Поэтому я в очередной раз сказал о том, что необходимо приобрести несколько сильных игроков. Причем действительно сильных, стоимостью не менее двух миллионов долларов. Но этого почему-то так и не произошло. Мне это не понравилось, и я все высказал руководству клуба в лицо. После чего президент клуба стал звонить мне гораздо реже. Звонка могло не быть неделю, потом две, наконец, три... Дошло до того, что виделись мы только на футболе. Я понял бы, если бы меня ругали за то, что у команды нет очков или игры. Но об этом речь тоже не шла. А в какой-то момент почувствовал: за моей спиной идет общение между руководством и игроками. Почувствовала это и вся команда.

А ведь перед началом сезона мне обещали, что мы будем обсуждать любые мелочи, включая контракты игроков и премиальные. Убежден, что это тоже в компетенции тренера. Когда же такие переговоры происходят за его спиной, это очень плохо.

-Как же вы сейчас общаетесь с командой? И если не секрет, что говорили ей в тесном кругу перед сегодняшней тренировкой?

- Сказал им, чтобы не обращали внимания на все, что происходит вокруг меня. Это моя, и только моя, борьба. Попросил, чтобы в предстоящих матчах бились до конца. Хотя понимаю, что в нынешней ситуации это очень сложно. И в первую очередь - психологически. С другой стороны, когда увидел, как игроки были счастливы, забив гол "Спартаку" из Нальчика, то в очередной раз убедился: в "Зените" собрались неплохие ребята. Ведь все эти три года, что я провел в Питере, мы жили одной командой. При этом прекрасно понимаю: далеко не все игроки меня любят. Но по большому счету этого и не нужно. Я, например, никогда не хотел, чтобы меня любили все футболисты. Это не задача тренера. Знаю: некоторые исключительно из нелюбви к своему наставнику начинают играть еще лучше.

Впрочем, не так давно был момент, который меня покоробил. Я чуть раньше вошел в раздевалку, чтобы дать установку на игру, а там один из игроков... давал свою установку. Причем речь шла о деньгах. Мне стало очень обидно. Почти так же, как после поражения от "Севильи" и вылета из Кубка УЕФА. Думаю, эти матчи не смогу забыть никогда. Ведь неизвестно, когда еще "Зенит" в следующий раз выйдет в 1/4 финала. А какой был отличный шанс пойти дальше! В связи с этим в который раз вынужден повторить: если бы мы усилились в межсезонье!

Кстати говоря, вылет из еврокубка здорово отразился на психологическом состоянии команды. А там, где хромает психология, сразу же начинает отставать и "физика". Именно этим объясняется обиднейшее поражение в Самаре, где мы к тому же потеряли Эрика Хагена.

-В ходе нашего разговора вы почему-то все время говорите о себе и "Зените" в прошедшем времени...

- Я понимаю: мое время здесь закончилось. Более того, очень плохо, если меня не уволят прямо сейчас. Плохо в первую очередь для команды. Сейчас я чувствую себя очень униженным. Это уже не тот Петржела, пришедший три года назад, который не боялся играть ни с одной командой, будь то чемпионат России или еврокубки, стоял всю игру на бровке и не обращал внимания на критику, даже если она исходила от болельщиков. Он знал, что делает. И действительно, вспомните, как играл "Зенит" в 2003-м, 2004-м. Молодые ребята под руководством Радимова показывали действительно классный футбол. А сейчас я уже не тот. В связи с последними событиями волей-неволей теряю концентрацию, и команда это тоже чувствует.

-А сами не думаете подать в отставку?

- Я сделал это лишь один раз в жизни - после 12 лет, проведенных в пражской "Славии". Тогда я решил, что надо отдохнуть и сменить обстановку. Но сейчас другая ситуация, и делать этого я не буду. Хотя бы потому что ничего плохого не совершил. Очки команда набирает. В чемпионате России идет по неплохому графику. Вышла в 1/2 финала Кубка России. В Кубке УЕФА дошла до четвертьфинала. Почему в такой ситуации тренер должен подавать в отставку? И потом: считаю, что лучшего тренера на данный конкретный момент в "Зените" быть не может. Но это, повторюсь, именно на сегодняшний день.

-Тогда скажите, что должно произойти, чтобы вы и руководство клуба вновь оказались в равновесии, и возможно ли это на сегодняшний день?

- Я чувствую: нынешний президент "Зенита" Сергей Фурсенко тоже очень переживает за команду и все делает от сердца. Причем делает все, что можно, для того, чтобы в "Зените" все было хорошо. Но так, как считает нужным именно он. Плюс, мне кажется, он следует советам тех людей, которые меня не любят. А таких немало. Так вот - в таком клубе я работать не хочу. Да, в "Зените" у меня было три прекрасных года, и вспоминать их буду с огромным удовольствием. Но в прежние времена я мог сделать в команде очень многое - а сейчас не могу ничего.

-Может быть, не стоило в свое время говорить о ваших взаимоотношениях с руководством клуба в прессе? Может, тогда все шло бы по-старому?

- Понимаете, после смены руководства клуба произошла парадоксальная вещь. Даже Сергей Фурсенко очень часто ссылается на "председателя". А кто он, я не знаю. Равно, как знаю далеко не всех людей в клубе. Насколько я понял, многие из них находятся в Москве, как и руководство нашей компании-спонсора. Но не лететь же мне было, в конце концов, в Москву, чтобы разыскивать их и говорить о проблемах команды и о том, что ей требуется усиление. Вот я и решил сказать об этом в прессе. Кстати, жена меня полностью в этом смысле поддержала. Сказала: "Иначе ты будешь выглядеть очень смешно".

-Если вы покинете "Зенит", сколько футболистов уйдет вместе с вами?

- Это буду решать не я. Но могу сказать, что после моего ухода многим ребятам будет тяжело. Впрочем, немало зависит от того, кто придет мне на смену. Поймите, я боюсь только одного. Боюсь за "Зенит". Мы должны были двигаться все выше и выше. И я верил, что с появлением нового спонсора так оно и будет. Не исключаю, что это получится с приходом нового тренера: может быть, именно ему дадут необходимое усиление, и команда пойдет наверх. Такого развития событий тоже исключать нельзя.

-В футболе мир тесен. Может быть, вы уже слышали что-нибудь о возможном преемнике?

- Не слышал. Причем ни от кого - ни в России, ни в Чехии. Только читал об этом в прессе. Кстати, я не думал, что мои слова про Дика Адвоката будут восприняты одним из журналистов настолько буквально. Я хотел пошутить, что как минимум не хуже голландца, а написали в итоге, что я гораздо лучше.

-На днях вы встречались с болельщиками клуба. Зачем?

- Как и в случае с руководством, хотел рассказать им о многих вещах напрямую, без посредников, потому что очень уважаю этих людей. И многих за три года в "Зените" узнал лично. Повторюсь еще раз: мне очень обидно, что все так получается. Я думал, с новым руководством мы добьемся очень больших результатов. Но, видимо, это будет уже без меня.

Материалы о возможном преемнике Властимила Петржелы - стр. 2