ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-"СОЮЗ ВИКТАН". СУПЕРЛИГА |
ЕЩЕ ОДНА БОМБА ПОД "СПАРТАК"
Окончание. Начало - стр. 1
НЕБОЛЬШИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД ИГРОКАМИ СУЩЕСТВУЮТ
-Почему все-таки городские власти, помогавшие "Спартаку" не один год, отказались от ранее принятых обязательств? Не уход ли Валерия Шанцева с поста вице-мэра тому виной?
- Отъезд Валерия Павлиновича в Нижний Новгород негативным образом отразился на судьбе всех столичных команд, не только "Спартака", - сказал Шабдурасулов. - На декабрьской встрече с Лужковым мы попытались доказать, что благодаря совместным усилиям удалось сохранить славное имя легендарного клуба и что бросать "Спартак", мягко говоря, нецелесообразно. Говорили о том, что за истекшие пять с половиной лет удалось отстроить современную инфраструктуру, заложить достойную материальную базу для работы первой команды и школы, достичь в последнем сезоне неплохих спортивных результатов и хотя бы частично восстановить престиж хоккейной марки "Спартак". Но, увы, наши аргументы так и не нашли поддержки. Я уже не упоминаю о том, что в этом году исполняется 60 лет с момента создания хоккейной команды и 50-летний юбилей справляет старейший крытый каток в стране - дворец спорта "Сокольники". Эти два имени неразделимы в истории московского хоккея.
-Отказ от предыдущих объемов финансирования повлиял на итоговое выступление команды в прошедшем сезоне?
- Нет, на результате это не отразилось. На той встрече мы договорились, что вопросы по финансированию завершившегося сезона будут закрыты (при том, что Фонд был вынужден увеличить свою долю по сравнению с ранее принятыми обязательствами до 60 процентов). Однако замечу что, к сожалению, до сих пор это, согласованное с мэром Москвы, решение выполнено не до конца, хотя на словах все всё подтверждают. Небольшие задолженности игрокам и работникам клуба существуют. Но фонд уверен, что со временем рассчитается по этим обязательствам.
-А что происходит сейчас в самой команде?
- Несмотря на все финансовые трудности, жизнь в клубе течет своим чередом: ведется селекционная работа, команда продолжает проводить тренировки в "Сокольниках", к которым мы стараемся привлечь как можно больше нашей перспективной молодежи. В середине мая основной состав отправится на двухнедельный восстановительный сбор в Грецию, а после этого игроки и тренеры уйдут в отпуск до конца июня. Это и будет последним сроком, за который я пока и продолжаю цепляться, когда придется принимать окончательное решение.
КОМАНДА В МОЛОДЕЖНОМ СОСТАВЕ БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ В ПЕРВОЙ ЛИГЕ
-Уже не за горами новый сезон: необходимо формировать бюджет, приглашать новых игроков, перезаключать предыдущие соглашения, реконструировать дворец, чтобы он соответствовал новым требованиям ПХЛ. Но всего этого вы не можете сделать, так как неизвестна позиция правительства столицы, так?
- Вот-вот, именно переживая из-за дальнейших перспектив выступления команды, я очень просил подтвердить озвученную правительством Москвы позицию или пересмотреть ее до конца марта, поскольку подготовка к новому сезону начинается не весной, а в январе - феврале. Но, по состоянию на сегодняшний день, ни о каком решении - пусть даже и самом плохом - я не знаю. Поэтому могу говорить только о позиции фонда как одного из соучредителей клуба.
-И каковы будут шаги Фонда поддержки "Спартака" в случае, если столичные власти откажутся от своего участия в финансировании команды?
- Если до конца июня мы не сможем найти новых партнеров или хозяев, к чему я вполне готов и совершенно не собираюсь цепляться за пресловутое "руководящее" кресло, легендарная команда откажется от участия в чемпионате страны. В этом случае продолжит работу детская школа, а молодежная команда выступит в первой лиге. По сути, это означает, что профессиональный клуб "Спартак" прекратит свое существование как минимум на один сезон.
-Вы действительно готовы пойти на такой решительный шаг?!
- Нам придется принять столь непопулярное решение, которое, уверен, вызовет гнев и недоумение многих. Но другого выхода я не вижу. Несложно подсчитать, что, с учетом недавно принятых лигой решений о введении минимального порога совокупного дохода игроков клуба суперлиги, минимальный бюджет должен составлять 10 - 12 миллионов долларов. Такого бюджета в "Спартаке" никогда еще не было. И мы самостоятельно его сформировать не в состоянии. А повторять путь того же пермского "Молота" считаю неприемлемым.
-А, скажем, год-другой, пока не найдутся спонсоры, "пересидеть" в высшей лиге - такой вариант вас не устраивает?
- Считаю, и это мое глубокое убеждение, что выступление "Спартака" в высшей лиге - абсолютно пустая трата больших денег, даже если бы их удалось найти! Но, повторюсь, на данный момент у фонда нет необходимых средств и для выступления команды в высшей лиге.
На ближайшей коллегии суперлиги мы попытаемся договориться с руководством ПХЛ о том, что в случае неблагоприятного развития ситуации "Спартак" покинет суперлигу, сохраняя возможность вернуться туда через сезон, минуя высшую лигу. Естественно, при условии соответствия клуба всем критериям членства в суперлиге. Применительно для "Спартака" это означает наличие необходимого финансирования. Правда, пока неизвестно, будет ли такая просьба воспринята хоккейным руководством положительно. Но главное сегодня для нас, конечно, не это - мы не теряем надежд, что нам все-таки удастся найти деньги или новых хозяев клуба.
ПОКУПАТЕЛИ В ОЧЕРЕДИ НЕ СТОЯТ
-Можно ли ваши мысли интерпретировать так, что Фонд поддержки хочет продать ХК "Спартак" другим владельцам и выйти из числа соучредителей клуба?
- Я не могу назвать свои слова предложением о продаже "Спартака" потенциальным покупателям, поскольку коммерческая сделка предполагает получение прибыли. А какую финансовую выгоду приносит хоккейный клуб, вы, наверное, догадываетесь (улыбается). Я говорю лишь об одном принципиальном условии выхода фонда из состава учредителей: "Спартак" должен сохранить место в суперлиге! Обо всем остальном договориться с новыми владельцами, если таковые появятся, с моей стороны большого труда не составит. Но сделать я это смогу только после того, как другой соучредитель команды - правительство Москвы - заявит о своей позиции, которая на данный момент неизвестна. А делать заявления от их имени я не имею права. Справедливости ради, следует отдать должное руководству города: без поддержки столичного правительства мы бы рухнули в пропасть уже пару лет назад.
-Почему-то болельщики клуба считают, что вы сами не хотите покидать пост одного из руководителей клуба: дескать, несмотря на плачевное состояние дел внутри команды, президент фонда получает хорошую финансовую выгоду. И якобы именно вы противник прихода новых людей и "больших" денег в "Спартак".
- Если кто-то думает, что камнем преткновения в приходе новых инвесторов или владельцев является моя персона, то он глубоко ошибается. Я готов в кратчайшие сроки покинуть свой пост. Для этого достаточно оформить мой выход из состава учредителей в полном соответствии с действующим законодательством - и нет проблем. Более того, я готов гарантировать условия для использования клубом созданной в ДС "Сокольники" материально-технической базы на уровне минимальной себестоимости, то есть никаких дополнительных сумм за использование и аренду дворца спорта мы брать не будем.
"Спартак" - это часть моей жизни, и далеко не худшая ее часть. Но за все эти годы, что нахожусь у руля команды, я устал заниматься, по сути, только одним - выпрашивать у кого-то деньги. Вы даже представить себе не можете, сколько кабинетов я прошел за это время! И везде одна и та же картина: "Понимаем, сочувствуем, морально поддерживаем, но помочь материально по тем или иным причинам не можем, хотя дело, конечно, благородное".
-В ваших словах чувствуется какая-то горечь. Неужели руководить таким популярным клубом так тяжело?
- По существу, на протяжении последних пяти лет хоккейный клуб "Спартак" оказался нужен только мне. И больше - никому. Я устал нести эту ношу в одиночку, поскольку мои силы и возможности в финансовом плане практически исчерпаны. Пусть в "Спартак" придет кто-то другой. И пусть он сделает больше, чем удалось сделать мне. Дай бог ему здоровья и удачи. Правда, поверьте, очереди из тех, кто желал бы вывести популярнейший хоккейный клуб на более высокий уровень или хотя бы сохранить уже сделанное, не наблюдается.
-Возможно ли объединение хоккейного и футбольного клубов под чьим-либо единоличным началом?
- С моей точки зрения, это было бы очень правильно. Но мои переговоры с руководством футбольного клуба, которые я вел два года назад, ни к чему не привели. Не знаю, с чем это связано: либо у "ЛУКОЙЛа" в принципе нет интереса к хоккею, либо интерес есть, но без моего участия. Что ж, в таком случае я готов уйти. Давайте, ребята, действуйте! Вот только и в таком "формате" я не вижу интереса с их стороны.
20 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ДВОРЦА
-Почему клуб с таким именем оказался никому не нужен после распада Советского Союза и никто из богатых людей не обратил свое внимание на проблемы "Спартака"?
- В современной истории хоккейного "Спартака" я знаю лишь одного такого же "чудака", как и я, - это Гелани Товбулатов, который в 90-е фактически в одиночку тащил команду. Товбулатов, между прочим, до сих пор проводит единственный предсезонный турнир в Москве - Кубок "Спартака", почетными участниками и гостями которого становились самые разные звезды и руководители всех уровней, включая президента России Владимира Путина.
-А как и почему вы оказались в "Спартаке"?
- В конце 99-го года, я тогда работал в администрации президента РФ, ко мне на встречу пришли ветераны этого клуба: Майоров, Старшинов, Шадрин, Шалимов. Они просили оказать помощь "Спартаку", который в тот момент мог прекратить свое существование. Мне удалось убедить президента Бориса Ельцина встретиться с легендарными спартаковцами и выслушать их. Так вот, после этой встречи было подписано соответствующее поручение правительству России о предоставлении финансовой помощи клубу. Однако это поручение так и ушло в песок, и проблемы остались. После ухода с государственной службы я предложил создать общественный Фонд поддержки "Спартака", председателем попечительского совета которого стал Виктор Черномырдин (экс-глава правительства РФ. - "СЭ"), а среди учредителей были известные политики и бизнесмены.
Благодаря личным связям с руководителями ряда финансовых структур удалось найти льготные кредитные ресурсы для неотложных инвестиций - причем не столько в саму команду, сколько в почти разваленную в то время материально-техническую базу, а также всеми брошенную детскую школу. Дальше, естественно, встал вопрос и о главной команде. И вот до сегодняшнего дня мы так и кувыркаемся. Пытаемся соревноваться в безудержной и во многом бессмысленной финансовой гонке с целыми регионами и крупнейшими промышленно-финансовыми структурами. Согласитесь, чем-то это напоминает соперничество Эллочки-людоедки и госпожи Вандербильт.
-Скажите, во сколько обходится содержание хоккейного клуба в той же столице и на что идут деньги?
- Догадываюсь, что в хоккейном мире (да и не только) есть немало людей, любящих заглянуть в "чужой" карман. Но назвать вам в силу очевидных причин могу только некоторые цифры и параметры. Так, в приобретение и реконструкцию дворца спорта "Сокольники", который является домашней ареной команды, вложено более 20 миллионов долларов. И только в минувшем году мы вышли на показатели самоокупаемости. Правда, о возврате вложенных инвестиций сегодня говорить даже смешно. Это можно сделать, если превратить дворец спорта в большой торговый рынок или склад. Вновь отремонтированный тренировочный комплекс, конечно, не современные "Арена-2000" в Ярославле или "Арена-Мытищи" в Подмосковье, но это и не сегодняшние ледовые площадки в Тольятти, Перми и Челябинске. И это при том, что на реконструкцию ДС "Сокольники" не было потрачено ни одной копейки из федерального или городского бюджета.
Ежегодное содержание нашей детской спортивной школы при условии сохранения лидирующих наряду с ЦСКА позиций обходится в 700 - 800 тысяч долларов. А, скажем, компенсация за Илью Ковальчука (первого номера драфта НХЛ 2001 года. - Прим. "СЭ") составила сущие гроши по сегодняшним меркам - 150 тысяч долларов. Это, к слову, для тех, кто считает, что за отъезд молодых игроков в НХЛ клубы получают астрономические суммы, идущие в карман их владельцев. И стоит ли говорить после всего этого о необходимости заключить новый договор с североамериканской хоккейной лигой на более лучших, чем раньше условиях.
В прошедшем сезоне бюджет команды мастеров "Спартака", как и предполагалось, оказался семнадцатым среди восемнадцати клубов суперлиги. При этом сам хоккейный клуб является полностью убыточным и не приносит абсолютно никакой прибыли ее владельцам.
НОВЫЕ ХОЗЯЕВА ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ "СПАРТАК" В СУПЕРЛИГЕ ПЯТЬ СЕЗОНОВ
-Вы можете назвать конкретную сумму - сколько стоит хоккейный "Спартак"?
- Практически ничего не стоит. У нас есть только одно условие к новым "хозяевам": чтобы они дали гарантии, что в течение пяти сезонов будут содержать "Спартак" как команду суперлиги. И вы уже знаете, сколько нужно денег, чтобы соответствовать новым требованиям для коллективов элитного дивизиона.
-Получается, что содержать профессиональную команду в нашей стране абсолютно убыточно и разорительно для владельцев. Подобное могут позволить себе только олигархи да крупнейшие финансовые монополии, такие как Газпром, РЖД, Татнефть, для которых выбрасывать 20 - 30 миллионов в год - не проблема. Но много ли таких людей и компаний в стране? И в каком направлении должен двигаться профессиональный спорт?
- Я уже говорил не раз и готов это повторить, что в мире профессионального спорта существуют только три стратегии его развития и существования. Первая - это профессиональный спорт как государственный - у нас сегодня модно говорить национальный - проект. Сейчас этой модели следует Китай. Цель такой стратегии - повысить национальный имидж и престиж страны. Средство ее реализации - государственный бюджет финансирует спорт на различных уровнях и в косвенных формах. Вторая - профессиональный спорт как бизнес-проект, который подразумевает финансирование не через бюджет, а с помощью частных или корпоративных компаний, для которых государством создается благоприятный инвестиционный климат. И, наконец, третья стратегия - профессиональный спорт как имиджевый проект отдельных людей или корпораций, решающих определенные и далеко не всегда спортивные задачи. Сегодня в нашей стране достаточно причудливым образом реализуется последняя из названных стратегий со всеми вытекающими и известными нам последствиями.
-В последнее время в российском хоккее начались преобразования: Суперлига стала акционерным обществом, введен потолок зарплат, который должен остановить гонку бюджетов. Все это вроде бы должно помочь клубам. Однако мы видим то крайне затруднительное финансовое положение, в котором сейчас находятся "Молот", "Трактор", "Динамо", "Крылья Советов" - уж не опоздали ли мы с реформами?
- По большому счету не стоит искать правых и виноватых в этой ситуации, сетовать на растушую пропасть между бедными и богатыми в российском хоккее, придумывать какие-то искусственные и заведомо невыполнимые кодексы профессиональной деятельности. До тех пор пока ситуация не созреет и не взорвется в широком общественном сознании или пока государство не решит идти по одному из двух первых путей развития профессионального спорта - все наши дискуссии будут похожи на рассуждения "пикейных жилетов" из известного произведения Ильфа и Петрова.
Павел САВЧИК
P.S. Каждый из вас вправе сам делать выводы из интервью Игоря Шабдурасулова. Действительно ли это был, что называется, крик души - решать вам.
Я же скажу о другом. Вчера Наблюдательный совет ПХЛ провел очередное заседание. Учитывая финансовую ситуацию в "Спартаке", лига приняла решение отложить вопрос о нахождении этого клуба (как и "Динамо") в суперлиге до 15 мая. Отсрочка по времени, как видим, не велика, и теперь все будет зависеть от того - успеют ли новые люди прийти в популярный клуб. В лиге, думаю, понимают, что "Спартак" - это серьезный бренд, с которым суперлига, конечно же, будет куда презентабельнее.
Вот только действительно ли "Спартак" будет продаваться за бесценок? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно понять, что собой представляет хоккейный клуб сегодня. Это - команда мастеров, детская школа и... дворец спорта "Сокольники", находящийся в собственности фонда. И в этом факте как раз и таится, на мой взгляд, главный источник недопонимания. Шабдурасулов говорит, что готов отдать практически бесплатно команду и СДЮШОР, но без дворца - и тогда не трудно подсчитать сколько все это "хозяйство" стоит. По сути, это только бренд. Но вот без собственности покупать "Спартак", возможно, действительно никто и не хочет. В схожей ситуации нынче находится другой столичный клуб - "Крылья Советов". Известный бизнесмен Ралиф Сафин готов стать владельцем сетунцев с одним условием - если будет иметь собственность в виде ледового дворца. Но кто является хозяином дворца ныне, городские власти так и не могут определить.
Цена всего пакета "Спартака" вместе с ДС "Сокольники", естественно, заметно возрастет. По словам Шабдурасулова, фонд за последние пять лет вложил в его реконструкцию 20 миллионов долларов. Не трудно подсчитать, что будущий покупатель столичного клуба в этом случае должен выложить 30 миллионов долларов, если не больше. Не кажется ли вам эта сумма астрономической? Хотя - сколько тратит Роман Абрамович на "Челси"?