ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
НАКАНУНЕ МАТЧА |
В субботу на вопросы специального корреспондента "СЭ" ответил ведущий нападающий сборной России, получивший тяжелую травму в злопамятном матче с украинской командой.
Александр ХАРИТОНОВ: "МАЛЕНЬКАЯ НАДЕЖДА НА ТО, ЧТО СЫГРАЮ В РИГЕ, ЕЩЕ ЕСТЬ"
Выйти за ворота пансионата Lielupe на пыльную дорогу, пройти до ближайшего поворота - и вот оно, Рижское взморье. А неподалеку речка. На весь мир знаменитые теннисные корты.
Вот дом Лаймы Вайкуле. А вот - Михаила Задорнова. Который, кстати, заглядывал в лагерь сборной. Даже Александр Харитонов, осваивающий ходьбу с палочкой, вспомнил, что такое улыбка.
Отыскиваем с бедным Александром лавочку у сосны. Харитонов, упреждая вопросы, закатывает брючину:
- Отек был вот здесь, чуть побольше нынешнего. А сейчас вниз опухоль пошла. Легко отделался, даже операцию делать не надо. При прямом ударе колено в колено мог либо вообще закончить, либо на полгода вылететь. Как вы в "СЭ" предположили... Скоро нога будет, как большой синяк, по моим прогнозам. Солидная гематома.
-Так можете назвать точный диагноз? Как врачи сформулировали?
- Попробую вспомнить. Надрыв боковых связок и задней голени - кажется, так. Но я могу что-то напутать в терминологии, поэтому извините, скажу по-простому: стало намного лучше. Но этот сезон для меня, скорее всего, окончен...
-Врачи прописали покой?
- Да, доктора посоветовали два дня колено не нагружать никаким образом. Постоянно держать лед, прикладывать каждые два часа. Пока никакой физиотерапии. Сейчас начинается так называемый "острый период" - три-четыре дня, когда не надо делать ничего. Кроме льда.
-Сезон окончен - но из гостиницы и сборной вы не уезжаете. На что-то надеетесь?
- Небольшая надежда есть. Правильно говорят - она, надежда, умирает последней. Врачи вот-вот соберут консилиум, что-то решат по моему вопросу.
-Потом момент своего столкновения с украинцем Бобкиным видели?
- Да, смотрел.
-И убедились лишний раз в том, что били вас намеренно?
- Мне показалось - он ударил специально. Травму может, и не хотел нанести, но ногу выставил специально.
-Но потом Бобкин заходил в раздевалку, извинялся?
- После нашего столкновения я был в раздевалке, смотрю - заходит. Извиняется, говорит, что не хотел. Но я остался на чемпионате как зритель, а он будет продолжать играть. Нечестно немножко получается...
-Мениск не поврежден?
- Слава богу, ни мениск, ни крестообразная связка не повреждены. В колене все нормально. Три-четыре недели на восстановление - и полностью приду в норму.
-Сами эпизод помните? Или боль все заслонила?
- Помню прекрасно. Много об этом думаю: можно было увернуться? Нет? А что было бы если б пораньше его увидел?
-И что было бы?
- Убрал бы ногу. Но я и представить себе не мог, что этот парень в меня врежется. А потом боль - совершенно жуткая, невозможно передать... Я думал - все. Сразу мелькнула мысль: все, Саша, закончил ты с хоккеем. Так колено схватило, что звука выдавить из себя не мог, а потом будто отрубило. Боль куда-то под колено ушла.
-Кто же будет теперь поддерживать командный дух в раздевалке, когда выпадает такой опытный игрок?
- Вот кому поддержать командный дух, у нас точно есть! Тот же Макс Сушинский, Овечкин, Малкин... Коллектив в самом деле сложился потрясающий. Я уверен, что этот вариант сборной России способен на очень большие дела. Рассчитываю на медали. На сто процентов уверен, что так и будет.
-Найдете силы смотреть матч со Швейцарией с трибуны? Или останетесь в отеле?
- Вот в этом вопросе полностью доверюсь докторам. Если позволят - буду счастлив. Конечно, поеду в Ригу с командой. Я больше всего боялся, что будет операция, что "кресты" полетят. Вот это было бы жутко.
-Легко отделались, в самом деле.
- Да! Я даже рад!
-Сушинский сказал: "Когда человек бьет колено в колено - это не случайность. Так не бывает..."
- Согласен. Так нельзя: играем в один хоккей, все вместе, в одном котле варимся - и такие вещи делать? А если б я в самом деле на полгода выскочил - тогда что? Ни контракта, ничего. Куда меня возьмут? Страшно! Как-то Андрюха Николишин поехал со сборной в Финляндию, в 96-м году и ему тоже колено в колено сыграли. Мениск вылетел. Остался без контракта, без всего - хорошо, в НХЛ его взяли... А парень мог закончить.
-Мы слышали, президент "Динамо" Анатолий Харчук вам звонил.
- Звонил.
-Что сказал?
- Обещал порадовать деньгами. У меня, говорит, хорошие новости, "я подписал все документы в банке, с понедельника начну выплачивать вам зарплату..."
-Вам персонально, Александр? Или всему "Динамо"?
- Всей команде, как я понял. Но... Не знаю. Мне, честно говоря, уже не верится. Спокойно отношусь - скорее со смехом - к этим обещаниям.
-Мы Крикунову об этом звонке рассказали - главный тренер тоже посмеялся. Я, говорит, весь год эти обещания слушаю.
- Вот-вот.
-Прежде серьезные травмы были?
- Конечно, это не первая. Как-то с "Локомотивом" играли - что ж у меня там было-то? Даже наизусть диагноз помнил, сейчас скажу. "Ключично-кримиальное сочленение, надрыв в двух местах плечевого сустава", еще что-то... Три недели в гипсе ходил.
-Злость на Бобкина большая осталась?
- Да ладно, бог с ним. Уже спокойнее отношусь, только с палочкой вот приходится ходить. Привыкаю помаленьку. Сейчас даже без нее могу, но пока тяжело. Нога быстро устает. Все-таки больновато.
-Шквал звонков пережили?
- О, да! Никогда в жизни такого не было! Какая-то "горячая линия" была... Столько народа звонило - не знал, куда деваться. Но приятно, что такое количество людей за нас болеет. И в гостиницу звонили, и на мобильный - мои московские друзья.
-Снова выходить на лед не страшно? Не будете инстинктивно беречь ногу?
- Ногу беречь не буду. И страха никакого. Волков бояться - в лес не ходить.
-С московским "Динамо" по любому расстаетесь?
- Пока не знаю. Я хочу сказать, что Крикунов здорово меня поддержал в этой ситуации с травмой. Нашел какие-то простые слова, но в то же время и особенные. За душу берут. "Держись, Саня, все нормально, все вернется..." Родственники мои, конечно, в шоке были. Но и эту проблему я решил.
-Успокоили?
- Да, сразу эмоции погасил. Чтоб панику не поднимали.
-Настроение как?
- Сейчас уже нормальное. Тем более доктора своими разговорами на такую волну настроили: "Ты, Александр, счастливый человек - при таком стыке настолько легко отделаться..." Я и подумал: в самом деле счастливый. Молодчик я. Повезло.
Мы прощаемся, желаем Александру скорее отбросить палочку и взяться за клюшку. Харитонов кивает в ответ - и не сомневайтесь, скоро так оно и будет. Никаких палочек.
Лихо встает со скамейки и без всякой посторонней помощи осиливает горку до дверей отеля. Подмигивает на прощание:
- Не переживайте, скоро поправлюсь. Еще сыграем...