ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ВО ВСЕМ ВИНОВАТ БАЛДЕРИС!
Дмитрий ФЕДОРОВ
ЖАЛЬ, НЕ БЫЛО КОВАЛЬЧУКА
Вот что значит не брать на чемпионат мира Илью Ковальчука! Был бы он, так в концовке третьего периода при счете 2:3 врезал бы локтем по уху зазевавшемуся чеху, получил 5+20, и мы имели бы готового виновника провала. Не надо никакого анализа, оценки действий спецбригад и прочей высокоумной чепухи - одна конкретика: где Ковальчук - там беда! А он вместо того, чтобы привычно выступать козлом отпущения, наверное, проводит отпуск в куртуазных увеселениях, которые гневно заклеймил блюститель хоккейной нравственности Владимир Крикунов.
По этому поводу мне вспоминается одна поучительная история. Почти что тридцать лет назад сборная Союза неудачно выступила на мировом первенстве в Вене. Третье место тогда считалось ЧП. И вот в духоте спорткомитетовского зала для заседаний идет разбор полетов. Все заинтересованные официальные лица и примкнувшие к ним специалисты, обливаясь потом, ищут причины поражения. И тут на третьем часу обсуждения кто-то находчивый проворчал: "Да чего мы тут спорим? Во всем виноват Балдерис! Если бы не он, то получили бы премиальные, пили бы шампанское на правительственных приемах, а потом поехали на курорты. А из-за него вот паримся здесь".
Дело в том, что в матче с Чехословакией Хельмут Балдерис при равном счете не реализовал выход один на один с Дзурилой. И мы проиграли. А случился промах хоть и не в решающем, но в очень важном матче.
Это я не только по ассоциации с чехами и не в связи с тем, что нынешний чемпионат проходит в вотчине знаменитого латышского форварда, - просто стремление найти конкретного виноватого присуще нашей природе. А тут виноватых набирается сразу несколько. И массовость как-то смущает. Если виновных несколько, то никто не виноват.
Овечкин и Малкин загубили кучу отменных моментов. Виноваты? Но ведь они же не специально. Еще не выручил в паре эпизодов Соколов. Видимо, не полностью был готов к игре. Но ведь не он же сам себя поставил в ворота! Три шайбы пропустили в меньшинстве, когда тактические действия наших четверок могли вызвать такой же священный ужас, как у доброго католика премьера фильма "Код да Винчи". Защитники выбрасывались на хоккеиста, владеющего шайбой, теряли позицию - так, что у Глинки было время в одиночестве принять крайне неудобный пас на дальней штанге, обработать шайбу несколькими касаниями и выдать результативную передачу на пятачок.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ
К слову, так вели себя защитники, которых после Турина Крикунов положительным примером противопоставлял защитникам энхаэловским, с которыми, по его мнению, каши не сваришь. Кто-то может подумать: мол, я вкрадчиво подвожу к тому, что во всем виноват главный тренер. Но, по правде говоря, Крикунов мне видится фигурой драматической.
Он заблуждался, но это не его личные заблуждения, а заблуждения целой плеяды, целого поколения отечественных спецов. По-человечески Владимир Васильевич мне даже чем-то симпатичен - прямой, с чувством юмора, к журналистам доброжелателен, не прячется от острых вопросов. Правда, хоккеисты для него так и не стали личностями, так и остались живым материалом, который даже не заслуживает живого общения.
Стефан Цвейг в двадцатых годах прошлого века написал замечательную книжку "Звездные часы человечества". В ней он не только рассказывает о людях, совершивших великие открытия. Он также говорит о тех, кто в силу разных причин не выполнил свое глобальное предназначение. Мне кажется, Крикунову выдался шанс выполнить потрясающую историческую миссию, о которой любой хоккейный человек может только мечтать. Он мог стать тренером, объединившим отечественное хоккейное пространство. Скрепить в сборной тех, кто играет по разные стороны океана.
Вспомните, когда Юрзинов и Фетисов возглавляли сборную перед Нагано и Солт-Лейком, они даже гипотетически не рассматривали игроков суперлиги как олимпийских кандидатов. Просто потому, что совсем не знали их. Такое одностороннее развитие обедняло наш хоккей и не стимулировало развитие игроков в суперлиге. Крикунов должен был положить этому конец и стать консолидирующей фигурой. Но он не смог стать выше предрассудков своего поколения. И в итоге еще больше поделил хоккеистов на "наших" и "ненаших". И словами, и делом. А жизнь ему отомстила за это ужасным результатом в Риге.
Мы проиграли весьма средненькой чешской команде. Она точно не сильнее нас. Такая же невыдающаяся команда оставила нас без бронзы в Турине. Вообще, в этом веке мы дважды в плей-офф чемпионатов мира победили по буллитам и столько же проигрывали овертаймы. Для чистоты эксперимента во всех случаях ворота защищал Соколов. Получается, в четверг мы две минуты не дотянули до победы - горькая ирония. Но главное сейчас даже не сам плачевный результат, а тот осадок, который оставила вся эта посттуринская кампания.
У БЕЛОУСОВА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ СУДЬБА СЕМИНА
Следующему тренеру сборной придется сшивать лоскуты, в которые превратился свитер игрока национальной сборной. И не запугиванием и угрозами дисквалификации, а мотивированием (не обязательно материальным), созданием комфортной обстановки в команде. И прийти этот наставник должен не на год, а в идеале на четыре - до Олимпиады в Ванкувере. Новый босс ФХР Владислав Третьяк должен не просто выбрать хорошего тренера, а тренера с пониманием стратегической задачи объединения лучших сил. И кто бы мог им стать?
Внутри России выбор небогат. Валерий Белоусов насмотрелся на все ужасы работы со сборной, ведь он был ассистентом у Бориса Михайлова. К тому же ему и в клубной жизни неплохо и небедно живется. Можно, конечно, применить безотказный рычаг и пригласить Валерия Константиновича для собеседования в администрацию президента. Но чем подобная мера обернулась в футболе - общеизвестно. Юрий Семин и со сборной на чемпионат мира не попал, и клуб поменял, мягко говоря, неудачно.
Есть еще одна причина, по которой Белоусов вряд ли станет тренером сборной. Странная традиция, оформившаяся давно, в советские годы: сборную всегда возглавляет москвич. Не обязательно коренной, но прижившийся в столице и со столичной пропиской. Повторяю, это не я придумал - так сложилось.
У ВОРОБЬЕВА БУДЕТ ВОЙНА СО ЗВЕЗДАМИ
Данному требованию вполне отвечает кандидатура Петра Воробьева. Он и работать теперь собирается в паре километров от МКАД. Но недавно в интервью Петр Ильич довольно резко пресек разговор о своих перспективах в национальной команде - видно, так наболело, что мысленно он уже отрезал от себя с виду аппетитный, но внутренне горький ломоть.
К тому же профессиональные принципы Воробьева кардинальным образом отличаются от модели, по которой в последнее время развивается отечественный хоккей. Мы чем-то похожи на словаков. Много индивидуально сильных хоккеистов, много импровизации, но организация игры чуть ли не на последнем месте. У Воробьева все наоборот. Боюсь, если он придет в сборную, начнется война со звездами. Для них требования Петра Ильича окажутся слишком непривычными и даже невыполнимыми, а он по-другому работать не станет. Хотя год назад он разрушил стереотип: мол, не умеет Воробьев находить общий язык с классными хоккеистами. Посмотрите, как в "Ладе" играл Виктор Козлов (достаточно одной статистики), и больше не слушайте напраслину.
МОЛОДЫЕ ТРЕНЕРЫ НЕ ВЫДЕРЖАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ
Я не верю в молодых тренеров. Даже не в их профессиональные навыки, а в то, что они выдержат огромное психологическое давление, которое целый год будет корежить не только их самих, но и команду. Ведь чемпионат мира следующей весной пройдет в Москве.
Шесть лет назад в Питере я был пресс-секретарем нашей несчастной сборной, занявшей одиннадцатое место. С ужасом наблюдал за тем, как вокруг команды все время вертятся высокопоставленные персоны. Даже тараканы, наверное, обзавидовались черной завистью, глядя на их вездесущность. И в раздевалке, и на скамейке во время тренировки, и у автобуса... Им бы дать пинка под самое упитанное место их организма, да нельзя, потому что у них депутатская (или министерская) неприкосновенность, и тем самым местом, о котором я говорил выше, они иногда облагораживают стулья в президентской приемной.
И все они хотят быть поближе к сборной - дают энергичные советы, чтобы в случае победы примазаться к успеху. Они зачастую выделяют деньги на команду, принимают решения - так что с ними надо как-то мириться. Только представьте, что будет твориться в Москве через год! Я предчувствую опоздание на матчи многих зарубежных сборных - ведь вокруг новой арены наверняка возникнут пробки из-за сотен, а то и тысяч машин со спецсигналами, пассажиры которых во что бы то ни стало хотят показать свою статусность и опередить конкурентов. И вы думаете, молодой специалист вроде Вячеслава Быкова выдержит противостояние со столь могущественными силами?
Не уверен, что тут и крестное знамение оградит от высокопоставленной "помощи".
НУЖЕН ИНОСТРАНЕЦ
Тут, с моей точки зрения, нужен малопросвещенный в вопросах большой политики зарубежный специалист, который видел спецсигналы исключительно на крышах полицейских машин. Для которого что Госдума, что "Приорат Сиона" - все едино, все не имеет отношения к его непосредственной работе, то есть к подготовке команды. Зарубежный человек чужд нашего верноподданнического этикета, да и на него ведь никак не надавишь - у него контракт, а не взаимоотношения с властью. И самое главное - он независим в своих суждениях и решениях.
Белорусы вот смогли же найти Глена Хэнлона. С ним команда прогрессирует - уже добралась до четвертьфинала. Почему мы боимся принять рискованное, но напрашивающееся решение? Для начала надо собрать досье на потенциальных кандидатов - не более двадцати человек, а потом провести переговоры и понять, кто подходит на эту роль. Лета вполне хватит на решение вопроса. И не обязательно искать только в Европе, среди близких нам по языку и культуре словаков и чехов. В сборной ведь много тех, кто играет или играл когда-то в НХЛ и кто хорошо знаком с североамериканской системой. Более того, она многим близка, судя по тому, какую критику мы слышим в адрес отечественных специалистов после крупных турниров.
Наверняка в прессе в самое ближайшее время появится фамилия Игоря Ларионова. Если не как потенциального тренера, так в качестве возможного генерального менеджера. С прицелом на Ванкувер. Тем более и место будущей Олимпиады ему хорошо знакомо. Но меня смущает то, что Игорь всегда держался сам по себе. У него есть хороший винный бизнес и зачем ему лезть в опасное и неблагодарное предприятие?
К тому же интервью Ларионова о российском хоккее напоминают мне заметки путешественников ХVIII века, заехавших на пару недель в незнакомую страну. Изумление, переходящее в глумление. Авантюрист и ловелас Казанова удивлялся, что русских девушек надо бить и тогда они поймут, что их любят. Русские писатели Фонвизин и Карамзин поражались вони на улицах Парижа и закрывали нос платком, пропитанным духами. Французскими духами. Так и Ларионов. Послушав его, можно сделать вывод, что есть два пути: или прикрыть российский хоккей вообще, как лавочку, или полностью скопировать североамериканский опыт. После второго пункта смотрите версию про путешественника.
Нам нужны не наблюдатели из проезжающей позолоченной кареты, а строители и созидатели. А у строителей, как правило, бывают испачканы руки и ноги. Чистеньким тут не останешься.
НЕ КОНЕЦ БЕЗВРЕМЕНЬЯ?
Хороши бы и логичны были все эти рассуждения, если бы на Третьяке лежала одна забота - сборная. Но ведь сейчас весьма смутные времена переживает и клубный хоккей. Несколько клубов на грани банкротства. Остальные хорохорятся, но многомиллионное будущее уже не кажется безоблачным. Слишком массовым получился финансовый обвал в суперлиге.
Владислав Александрович должен нынешним летом понять, как будет развиваться лига. Может, речь вообще идет не о развитии, а о выживании. Должна ли суперлига быть большой по числу участников, но не обязательно богатой, или достаточно десятка клубов-олигархов, которые дадут продукт на уровне НХЛ?
Третьяк забрал всю хоккейную власть себе. Именно себе, а не федерации. Если бы у него имелась крепкая команда единомышленников, то можно было бы не персонифицировать разрыв прежнего договора ФХР с ПХЛ, а сейчас все сводится к конкретной фигуре Владислава Александровича. Мы все знаем, что великого вратаря поддерживает президент страны, но президент не придет на заседание лиги и не посмотрит со значением в глаза каждому клубному менеджеру. А ведь именно они голосуют за принятие важных решений.
Резкий, революционный поступок Третьяка на прошлой неделе наверняка многих смутил и насторожил. Каждый, в конце концов, прежде всего опасается за свое будущее, за свою карьеру, за свой клуб. Любые перемены чреваты потрясениями и кризисами. И Третьяк вполне может столкнуться с молчаливым саботажем. Ему ведь еще работать с теми людьми, которые, выходя с совета ПХЛ, получили отставку - пусть и в мягкой форме. С ними не просто предстоит работать, а делать одно общее дело. И других людей в обозримом будущем не предвидится.
Проблем много, и во все нужно вникать и внимательнейшим образом изучать. Особенно, если детально этих проблем ты раньше не знал, как в случае с Третьяком. Поэтому не уверен, что поражение сборной в четверг символизировало собой завершение печальной эпохи безвременья и стагнации. Ведь болезнь шла не от одного человека, как пытались многие кивать на бывшего президента ФХР Александра Стеблина.
Болела система. И именно она сейчас показательно затрещала по швам.