ФУТБОЛ |
ЧМ-2006 |
Группа Н |
Матч № 48. Сегодня - УКРАИНА - ТУНИС |
ТОЛЬКО БЕЗ МУЧЕНИЙ, ПОЖАЛУЙСТА
Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ |
из Берлина |
Как все же много в наших повседневных делах зависит от настроения. Нервное напряжение после неудачи, растянутое по времени, бессонные ночи, сводящие с ума, мысли об упущенных возможностях чаще всего не позволяют собраться с силами. Как сказал однажды на встрече с журналистами "СЭ" знаменитый Сергей Бубка, прыгнуть выше установленной планки собственных возможностей можно только в состоянии полной гармонии с собой и окружающим миром. Все свои рекорды шестикратный чемпион мира по прыжкам с шестом устанавливал в атмосфере полного раскрепощения.
Слишком долго переживать неудачу - удел слабых. Знаю, как некоторых коробит, когда футболисты после неудачи весело общаются с близкими людьми, будто и не было обидного поражения. Один мой коллега, став свидетелем встречи Андрея Гусина и Владимира Езерского с женами сразу после проигрыша испанцам, преподнес это чуть ли не в качестве злостного проступка. Другой, оказавшись рядом с непринужденно беседующими Максимом Калиниченко, Анатолием Тимощуком и Андреем Русолом, возвел их в ранг нарушителей морально-этических норм. Выходит, лучше бы ходили футболисты с искривленными, как от зубной боли, лицами - и так до самой встречи с очередным соперником?
Представьте себе, что после черного стартового матча расстроенный поражением Олег Блохин запер бы своих подопечных в гостинице, оставив наедине с грустными мыслями. Вряд ли тогда перед встречей с Саудовской Аравией они сумели бы снять с себя груз, свалившийся после неудачно проведенной игры. Судя по высказываниям украинских игроков, с которыми мне удалось поговорить в Гамбурге, тренеры смогли найти золотую середину в отношениях с командой: с одной стороны, поддержать строгую дисциплину, с другой - раскрепостить подопечных, помочь им снять стресс. В украинском штабе сумели понять, что сейчас не время для разборок. Хотя не сомневаюсь, что президенту Федерации футбола Украины Григорию Суркису очень хотелось снять стресс какими-то административными мерами. Но и он ограничился мудрой фразой о том, что проигранный бой - еще не проигранная война. Не позволить выплеснуться наружу эмоциям, не дать выход охватившим тебя чувствам - это лучшая тактика после перенесенной обиды или неудачи.
Читатель вправе спросить: а не опережает ли корреспондент "СЭ" события? Дескать, еще неизвестно, как сложится решающий матч с командой Роже Лемерра, а вы нахваливаете сборную за победу над Саудами, называя ее полноправной реабилитацией за провал в Лейпциге. Ведь только вечером 23 июня станет ясно, выполнили ли украинцы основную задачу - выход в 1/8 финала. Тогда, мол, и настанет время поговорить о психологии, силе предвидения и прочих мудрых вещах. Возможно, и так. Но выигрыш у команды, попавшей в финальный турнир чемпионата мира и тремя днями ранее сыгравшей вничью с тем же Тунисом, тоже, согласитесь, заслуживает уважения.
Словом, украинцы успели уже побывать в ролях Давида и Голиафа, встречаясь с соперниками разного ранга. И, что важно, из испытания поражением вышли победителями.
Теперь перед игрой с чемпионом Африки нужно так же без потерь выйти из состояния эйфории, а точнее, радостного возбуждения, которое не могло не возникнуть после своеобразного возвращения долга - четырех сухих мячей. Отдадим должное Блохину, который сумел вывести игроков из шокового состояния после Испании. Теперь требуется сохранить в них разумный азарт после Саудовской Аравии. Недооценки соперника быть не может хотя бы по двум причинам. Во-первых, на просмотре видеокассеты с записью матча Испания - Тунис были видны мучения, несомненно, более высоких по классу испанцев, которым после пропущенного гола длительное время не удавалось сломить сопротивление африканцев. Во-вторых, соперник, которого ничья не устраивает, тоже выйдет на игру как на решительный бой. Терять-то ему нечего. Так что даже появление у украинцев мысли о ничьей уже будет подобно поражению. За основу я бы принял предложение Андрея Шевченко - о победе со счетом 4:0 забыть так же быстро, как и о поражении с таким же счетом.
Ну а полностью сосредоточиться на игре - вовсе не означает с утра до вечера твердить слова клятвы или ходить строем с видом мучеников. Для максимальной концентрации к 18.00 перед свистком судьи на берлинском стадионе команда, мне кажется, должна жить обычной жизнью: с анекдотами и смехом, телефонными разговорами и общением с друзьями и родными. А мы обсуждать действия футболистов будем по игре, отдаче, желанию и возможностям на зеленом поле. Пока же пожелаем им абсолютной гармонии с собой и окружающим миром.