ФУТБОЛ |
НАДОЕЛО УЧИТЬСЯ У ТРИНИДАДА
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Молодежь вряд ли знает, полагаю, какой морокой для широких народных масс был всякий очередной пленум ЦК КПСС и уж тем более съезд.
Доклады вождей и выступления делегатов тиражировались отдельными книгами, которые затем раздергивались на массу цитат и бесконечно мусолились - разве что на кухнях, в силу понятных причин, почти не обсуждались. Но и этого идеологам казалось мало. В большом ходу тогда были толстые разноцветные тетради, где материалы пленумов отдельным категориям граждан надлежало сначала законспектировать, а потом разложить на атомы, выискивая в каждой их букве нечеловеческую глубину мысли и громадье планов.
Аналогия, разумеется, слегка хромает, однако принято считать, что каждый чемпионат мира тоже обязан оставлять после себя теоретическое наследие. Не обязательно в виде революционных тактических схем с фишками и стрелками, а хотя бы в форме полезных выводов, присущих любой крупнейшей выставке достижений. Чемпионат мира - демонстрация всего передового, что появилось в футболе за последние четыре года. А раз так, "на местах" должны эти новшества выявлять и расценивать как руководство к действию. Если не хотят отстать от прогресса, конечно.
К счастью, партийный догматизм при этом не требуется. И потому в оценке организационных, спортивных и прочих реляций ФИФА за последнее четырехлетие всяк вправе обойтись без единогласия. Пиши для размышлений форум в Германии дал немало, а вот воспринимать ли увиденное как образец, или же считать примером того, как не надо делать, - вопрос индивидуальный. И в России, например, наблюдавшей праздник с обочины, однозначного ответа на него быть не может.
СЛАБЫЕ ИГРОКИ - СИЛЬНЫЙ ТРЕНЕР?
Узкопрофессиональные рассуждения о схемах и расстановках игроков с каждым чемпионатом становятся все менее актуальными. В 1974 году голландцы явили миру свой тотальный футбол, и с тех пор, по сути, мы сталкиваемся с различными его вариациями. Российские тренеры, скажем, имели возможность подметить значительно большую, чем ранее, гибкость оборонительной линии во многих ведущих командах, когда защитники не просто выстраиваются в шеренгу, а еще и "либерят" потихоньку по ситуации.
В то же время любой из наших специалистов наверняка имеет в творческом загашнике пару соображений того же толка, позволяющих выкрутиться из трудного положения при собственных кадровых проблемах либо в случае неприятного соперника. Универсализм современных исполнителей позволяет это сделать, и перестраивать всю геометрию командных построений здесь совершенно ни к чему. А вот оперативной, практической гибкости нашим тренерам стоило бы поучиться. В том числе и на отрицательных примерах.
ЧМ-2006 показал: чем слабее команда, тем большим виртуозом должен быть ее предводитель. Взять того же Хиддинка (хотя слабыми австралийцев можно назвать с большой долей условности). Ни одного повторения в четырех матчах стартовой расстановки на поле. Глубокое знание сильных и слабых сторон соперника, позволяющее под него подстроиться. Умение с какой-то чуть ли не женской интуицией выгодно оттенить собственные прелести и максимально заретушировать изъяны. Замены по ходу игры, наконец, граничащие с авантюризмом, но ошеломительные для противника и потому дающие результат. Вспомните единственного чистого австралийского защитника Нилла в концовке матча с Японией при четырех форвардах на поле!
У нас же зачастую все выглядит куда кондовее. В России вообще большим хождением пользуется известный постулат-оправдание: тактика пляшет от исполнителей. Вооруженные этой формулой, тренеры очерчивают железобетонный круг из 11-12 человек, который тянет лямку весь сезон, пока ноги носят, - что против ЦСКА, что против "Шинника". А стоит кому-то занемочь, звучит сакраментальное: "У нас травмы, некому играть". После чего, кстати, еще и в "основных" прорастает вредное чувство собственной незаменимости.
Конечно, скамейки наших клубов по длине - не чета лучшим сборным мира. Однако и у них тоже можно выбрать по одному лекалу 11 лучших, а остальных объявить резервистами, разве нет? И это будет куда проще, чем предусмотреть несколько сопоставимых по силе вариантов, зависящих от нюансов игры соперника. Думаю, Аленичев протестовал недавно как раз против того, что был зачислен тренером в абсолютный балласт. Задействуй его Старков хоть в какой-нибудь схеме, дай он почувствовать игроку свою востребованность, для обоих была бы польза. Однако старковский "Спартак" всегда и со всеми играл одинаково. Даже тогда, когда перемены либо эксперименты явно напрашивались. Многих, в конце концов, это стало откровенно бесить.
И вот вам совсем свежий пример нездорового консерватизма - Бразилия. Карлос Алберто Паррейра - матерый специалистище, кто бы спорил. И косностью взглядов, разумеется, не страдает. Но вот синдром переоценки собственной силы он не учел. Паррейра прозевал момент, когда осторожность должна была взять верх над самоуверенностью. Слабый Роналдинью, ленивый Роналдо, пожилые "крайки" Кафу и Роберто Карлос - на этих мастодонтов рука у бразильского тренера не поднялась. Итог - безликий небразильский футбол и поражение в четвертьфинале.
Другой бразилец - Сколари прошел дальше, но и его вера в беззубого Паулету граничила на этом чемпионате с фанатизмом. Хотя португальцы - не бразильцы, конечно, у них форвардов десятками не штампуют. Как и в России. Но повод ли это для безальтернативной стратегии и тактики?
Жизнь уже не раз доказывала: как только в тренерских воззрениях и поступках пропадает новаторство, как только ощущение собственной абсолютной правоты не позволяет адекватно воспринимать происходящее вокруг, - следует провал. Иной раз человеку и вовсе достаточно убедить себя в собственном величии, если под рукой у него набор отменных мастеров. Выпустить их на поле, вовремя покормить и выгулять на тренировке - много ума не надо. А вот постоянно разыгрывать в голове шахматные этюды без ферзей на доске, чем несколько раз подряд успешно занимались Хиддинк и Милутинович, - подлинное творчество. И в России, с учетом наших кадровых резервов и ужесточения лимита на легионеров, в особой цене в ближайшие годы будет именно второй вариант.
Окончание - стр. 4 |