Газета Спорт-Экспресс № 164 (4143) от 21 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 июля 2006 | Тяжелая атлетика

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА

НА НАС ОХОТЯТСЯ - ЗНАЧИТ, БОЯТСЯ

Ситуация, которая сложилась в последнее время в российской тяжелой атлетике, способна привести в уныние даже закоренелых оптимистов. Допинговые скандалы сотрясают отечественную штангу вот уже второй месяц подряд. Не успели мы свыкнуться с тем, что два года без спорта проведет Дмитрий Берестов, единственный наш чемпион афинских Игр в этом виде спорта, как на днях в ту же воронку угодил еще один снаряд: на употреблении запрещенных препаратов попался совсем еще юный тяжеловес Евгений Писарев. Хотя этот 17-летний парень еще и не успел толком проявить себя на помосте, очень многие считали его весьма вероятным наследником славы знаменитого Андрея Чемеркина. Крайне неприятно об этом говорить, но теперь перспективы двух молодых (Берестову всего 26 лет) и талантливых атлетов оказались под большим вопросом. Дело тут даже не в потерянном абсолютно зря времени - в конце концов, оба выйдут после "отсидки" в самом что ни на есть спортивном соку. А вот восстановить изрядно подмоченную репутацию будет задачей не из легких. Наверняка уже оказалась под сомнением честность победы Берестова на Олимпиаде, пусть и одержал он ее за два года до истории с допингом. Писарев же должен быть готов к тому, что его будущие успехи обязательно вызовут кривотолки.

Самое обидное, что дисквалификации Берестова и Писарева могут иметь для нашей штанги весьма неприятные последствия. Эти два положительных допинг-теста россиян дали серьезнейшие козыри в руки Международной федерации тяжелой атлетики (IWF). Еще один такой скандал - и Федерация тяжелой атлетики России (ФТАР) может подвергнуться нешуточным санкциям как денежным, так и спортивным. В частности, речь идет о двухлетнем отстранении наших штангистов от участия в международных турнирах, что автоматически будет означать пропуск ими Олимпиады-2008, так как отбор в Пекин будет проходить в ближайшие полтора года.

В общем, ситуация если не критическая, то весьма тревожная. А тут еще некоторые российские СМИ с таким энтузиазмом принялись раскручивать эту тему, словно от этой возможной дисквалификации нам всем лучше жить станет. Не разумнее ли спокойно и здраво проанализировать создавшееся положение?

Тяжелая атлетика - это не шахматы и не стрельба из лука. Она была и остается одним из самых проблемных в допинговом плане видов спорта во всех без исключения странах, где штанге уделяется большое внимание. В последнее время и года не проходит без громких разоблачений. И россияне, увы, на вторых ролях тут держаться никак не желают. В 2003 году был схвачен с поличным вундеркинд Владислав Луканин. В Афинах-2004 - Альбина Хомич. Годом позже - восходящая звезда мировой штанги Хаджимурад Аккаев, в 19 лет ставший серебряным призером афинской Олимпиады. В 2006-м та же участь постигла и Берестова. Заметьте, все это топ-атлеты, потенциальные олимпийские призеры. Конечно, проще всего изобразить их этакими спортивными "оборотнями", ведущими нечестную борьбу с благородными соперниками. Однако это было бы слишком примитивным подходом к проблеме. Потому что тяжелая атлетика - очень тонкая и специфичная материя. И в силу этой специфичности штангисты оказываются настолько беззащитны перед контролерами Всемирного антидопингового агентства (WADА), что при желании можно устроить образцово-показательную допинговую "порку" любому, в том числе и самому титулованному атлету, а то и целой сборной.

Насчет сборной - отнюдь не преувеличение. Вспомните, что произошло в прошлом году с одной из сильнейших европейских команд - турецкой. То, что над ней сгустились фармакологические тучи, стало ясно в июне, когда IWF наложила дисквалификацию на трехкратного олимпийского чемпиона, живую легенду тяжелой атлетики Найма Сулейманоглу. А незадолго до чемпионата мира в Катаре группа специалистов WADA нагрянула на тренировочную базу сборной Турции для проведения антидопинговой "зачистки" во внесоревновательный период. Мало того что половины членов команды не оказалось на месте, так еще и совсем некстати расшалившиеся турки попытались провести "подставу", то есть выдать за известных штангистов совершенно посторонних людей. Такого ни WADA, ни IWF простить не могли и дисквалифицировали всю сборную целиком на год, из-за чего она оказалась за бортом катарского первенства мира. А в этом году по аналогичной схеме была наказана сборная Индии, в которой на стимуляторах попались четыре атлета.

Корни допинговой охоты за нашими штангистами, убежден, лежат гораздо глубже. Похоже, кому-то очень хочется дискредитировать Россию в середине олимпийского цикла, получить рычаги определенного воздействия на нее. Кому же?

Ни для кого не секрет, что в настоящий момент уровень азиатского влияния в IWF просто зашкаливает. Пару лет назад глава ФТАР Николай Пархоменко рассказывал, как азиаты устроили самый настоящий аукцион из выборов вице-президентов IWF. В результате Пархоменко, за которым помимо репутации не стояло ничего, пришлось оставить свой пост первого вице-президента. Хорошо хоть удалось сохранить место в исполкоме.

Уже сейчас Олимпиада в Пекине преподносится как триумф азиатской культуры и спортивной мощи. Единственная страна, которая по-настоящему может противостоять азиатам, в первую очередь китайцам, на тяжелоатлетическом помосте Игр-2008, не дать им присвоить более 80 процентов всех золотых медалей, - Россия. По вполне объективным прикидкам, в Пекине нам будет по силам побороться за пять высших наград. Естественно, у хозяев Олимпиады и их союзников восторга это отнюдь не вызывает. И они, можете не сомневаться, будут стараться всеми правдами и неправдами обескровить сборную России, сделать ее как можно менее опасной для себя. Так что нас ждут непростые два года. До дисквалификации нашей команды дело, уверен, не дойдет - у IWF просто духу не хватит решиться на это. А вот от новых допинговых скандалов отечественная штанга, к большому сожалению, отнюдь не застрахована.

Но, с другой стороны, если за нами охотятся - значит, нас по-настоящему боятся. Если российскую штангу пытаются прижать к обочине - значит, мы на правильном пути.

Сергей БУТОВ