ХРОНИКА |
15 ЛЕТ ВМЕСТЕ
14 августа "СЭ" исполнится 15 лет. Именно в этот летний день 1991 года вышел первый номер новорожденной газеты.
Был он очень маленьким - четырехполосным, в четыре раза тоньше того, что вы держите в руках. Выпустили его всего 12 журналистов, которые 1 июля 1991 года ушли по собственному желанию из "Советского спорта" делать новую современную спортивную газету. Так что 14 августа - это в известной мере формальный день рождения.
Но именно в этот день началась беспокойная жизнь "СЭ". Началась в то время, когда о покое в нашей стране и мечтать не приходилось. А дальше... Дальше мы карабкались вверх вместе со страной, взрослели вместе с ней. И, хочется верить, помогали ей чем могли. Помогали вместе с нашими читателями, армия которых росла день ото дня. Первый номер "СЭ" вышел 20-тысячным тиражом, сегодняшний тираж - около шестисот тысяч. А если добавить еще и огромную интернет-аудиторию, то получится небольшая страна. Страна читателей "СЭ". Где, как полагается, есть граждане всех возрастов - от пожилых до совсем юных. Шутка ли - среди наших сегодняшних читателей есть те, кто еще и не родился, когда первый номер "СЭ" сошел с печатного станка. А сейчас они вместе со всеми помогают нам делать газету.
"СЭ" меняется. Возникают новые идеи, открываются новые проекты, уходят в историю исчерпавшие себя. Приходят и уходят сотрудники. Все как в жизни страны, с которой мы уже 15 лет. За эти годы мы рассказали о бесчисленном количестве событий. Но всегда, когда подступает круглая дата, начинаешь оглядываться назад. И порой кажется, что рассказали мы далеко не о всем, о чем могли. Что-то в далекие годы выглядело не столь уж важным, какие-то подробности стали известны только теперь. Вот и решили мы окинуть взглядом минувшие годы и рассказать о том, о чем не получилось раньше, о том, что и как мы делали, чтобы каждый номер газеты хоть чем-нибудь, но удивлял читателей.
До 15-летия "СЭ" осталось чуть больше 15 газетных номеров. С сегодняшнего и начнем воспоминания о том, чем жили эти пятнадцать лет, чем жил на наших страницах российский спорт - год за годом, только в обратном порядке, начиная с нынешнего, 2006-го. Так и перейдем от близкого к теперь уже далекому 1991-му - к 14 августа, к истокам.
2006
КАК ДОСТАТЬ КОЛЛИНУ?
В январе 2006 года "СЭ" удалось сделать, казалось бы, невозможное - организовать приезд в редакцию знаменитого судьи Пьерлуиджи Коллины, который наградил лучших арбитров России по итогам нашего конкурса "Золотая мантия".
Когда руководство "СЭ" обратилось ко мне с вопросом, возможно ли организовать приезд знаменитого Пьерлуиджи Коллины в Москву на вручение нашего приза "Золотая мантия" лучшим арбитрам России, я практически сразу ответил положительно. Ведь действительно интересная идея! А потом спохватился: сказать-то просто, а вот как это сделать?!
Стал лихорадочно вспоминать, где бывал в последнее время получающий уйму предложений Коллина. Погрузился в архивы итальянских газет, причем не только спортивных, но и тех, которые печатают светскую хронику. Результат оказался почти нулевым. Да, Коллина отработал на благотворительном матче друзья Роналдо - друзья Зидана, но то особый случай! А так - почти никаких следов участия в светских раутах. Попробовал было обратиться к своим многочисленным знакомым из мира футбола, но результат также получился неутешительным. Оказывается, Коллина отклоняет предложения одно за другим - что от итальянцев, что от иностранцев.
Помощь пришла с неожиданной стороны. Пригодилось давнее знакомство с голландским полузащитником "Милана" Кларенсом Зеедорфом, постоянным автором "СЭ". Зеедорф - не только футболист, но и бизнесмен, и у него широкий круг знакомых. Вот через них-то, а также своих помощников Кларенс, который, кстати, был гостем нашей газеты на московском вручении премии "Звезда", и вышел на прямую связь с Коллиной.
Клиентом Коллина оказался непростым, как меня и предупреждали, но это выяснилось позднее. А на приезд в Москву он дал положительный ответ с первого раза! Сбросив гору с плеч, я перезвонил в Москву и сообщил о радостном известии своему начальству.
Ну а дальше пошли сплошные проблемы - с оформлением документов Коллины для приезда в Москву и в определении его воздушного маршрута. Помогло российское консульство в Милане - там за один день оформили визу итальянцу. Но, чтобы заполучить его загранпаспорт для представления в консульство, мне пришлось провести многочасовые переговоры сначала с посредниками, а затем с самим Коллиной. Самый известный судья в мире оказался человеком чрезвычайно осторожным и недоверчивым. Одни только его звонки на мой мобильный телефон чего стоят! Практически всех своих знаменитых итальянских собеседников, будь то Андрей Шевченко или Луиджи Рива, я всегда мог сразу распознать по номеру мобильного телефона, который высвечивался на экране. А вот Коллина засекретил себя, словно разведчик-нелегал. На связь выходил только сам. Два или три раза менял маршрут, заказывая билеты на Москву через третьи страны и тут же отменяя бронь. В результате он добрался в Шереметьево-2 из своего родного городка Виареджо близ Флоренции без ночевки, а за сутки успел сменить три или четыре самолета!
В духе нелегала действовал Коллина и на обеде, устроенном нашей редакцией в его честь в симпатичном московском ресторане. Никакого алкоголя, минимум пищи (хотя она была потрясающей!) - ну, кругом повышенная осторожность! Стоило одной миловидной блондинке сфотографироваться с Коллиной в помещении ресторана, как тот мигом подошел ко мне и попросил, чтобы снимок, не дай бог, не попал в газеты, - он мог скомпрометировать его в глазах любимой жены Джанны...
Впрочем, Коллина не постеснялся признаться мне, что в Москве ему очень понравилось, хотя на город сыпал обильный январский снег. Признался и в том, что его приятно удивил и столь гостеприимный прием в нашей редакции, и столь профессиональные вопросы наших корреспондентов. Но все это не помешало Коллине с большим запасом времени выехать в аэропорт, чтобы побыстрее убедиться, что самолет непременно доставит его в родной Виареджо вовремя.
Видно, такова уж натура Коллины: поближе быть к дому и семье и как можно меньше времени проводить в командировках, пусть даже и приятных, вроде московской.
Так что в целом Коллина оказался в быту как раз тем самым непростым фруктом, каким мне его и описывали. Но для нас главным было общение со знаменитым арбитром. А в этом компоненте он превзошел все наши ожидания. Его общение с журналистами отдела футбола получилось интереснейшим и откровенным, чего не скажешь о большинстве тех редких интервью с Коллиной, что появляются на Апеннинах. Мои коллеги из "СЭ" сумели разговорить "нелегала" и выудить из него немало интересных деталей и мыслей - недаром La Gazzetta dello Sport перепечатала большую часть нашей двухчасовой беседы.
Во время чемпионата мира Пьерлуиджи Коллина выступал в роли телеэксперта популярного канала Sky. В Германии у меня почти не было возможности регулярно следить за трансляциями с участием Коллины. Но того, что видел, хватило для вывода: он в отличие от встречи в нашей редакции работал в своих худших итальянских традициях - был слишком осторожен и довольно банален в высказываниях.
Значит, "СЭ" повезло: нам и нашим читателям достался разговорчивый и откровенный синьор Коллина!
Георгий КУДИНОВ
собственный корреспондент "СЭ" в Италии