ВОДНЫЕ ВИДЫ |
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ |
ЗОЛОТАЯ ГРОЗА
Состязания в синхронном плавании завершились полным триумфом российской сборной: золото во всех четырех видах программы!
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Будапешта |
ПРОСЫПАТЬСЯ ПРИШЛОСЬ РАНО
Субботняя гроза, разразившаяся над Будапештом после недели чудовищной даже по южноевропейским меркам жары, прилично спутала планы организаторов, телевидения, а главное - создала множество проблем участницам турнира. Финал групп пришлось перенести с субботы на воскресенье (результаты - стр. 1), и это означало, что в течение одного дня подавляющему большинству спортсменок придется выйти на старт дважды, а то и трижды - в комбинации, дуэте и группе.
Дождь накрыл остров Маргит, на котором располагается весь соревновательный комплекс чемпионата Европы, за несколько минут до того, как должен был прозвучать сигнал к началу финальных соревнований. Вода в течение нескольких минут полностью залила бортики бассейна, судейские места, телекамеры и толстенные жгуты кабелей. Случись где-нибудь замыкание, мало не показалось бы никому. Поэтому участниц спешно эвакуировали в закрытое от дождя помещение, а когда прозвучали первые раскаты грома и одновременно начало смеркаться, стало понятно, что никакого финала сегодня не будет.
Руководители Европейской лиги плавания (LEN), под эгидой которой проходит чемпионат, допускали даже, что соревнования могут быть отменены вовсе - если стихия не уймется и в воскресенье. Вручать медали в этом случае предполагалось в соответствии с результатами предварительных состязаний. Логично, коль учесть, что в синхронном плавании лидер, как правило, определяется на начальном этапе выступлений и почти никогда не меняется в финале.
Как бы то ни было, Россия в случае отмены соревнований не рисковала ничем. Равно как и продолжая выступать. Лишиться золота было почти нереально даже в комбинации, где мы ухитрились вытянуть первый стартовый номер.
Этот самый номер создавал определенные проблемы. Во-первых, надо было чуть свет просыпаться, чтобы успеть "разбудить" и привести в тонус мышцы, причесаться и залить прическу желатином (а это в синхронном плавании - целый ритуал), наложить макияж. Во-вторых, можно было заведомо забыть о максимальных оценках: будь ты хоть сто раз лидер, судьи обязаны чуть попридержать оценки тем, кто открывает соревнования.
Оценки действительно вышли ниже ожидаемых. Композиция "Летучая мышь" осталась у россиянок с предыдущего сезона, в котором они выиграли с ней чемпионат мира в Монреале. Так получилось, что композиция в этом сезоне оказалась у нас заброшенным видом. В конце прошлого года трагически ушла из жизни 20-летняя Ольга Ларкина, выступавшая на мировом первенстве-2005. Дабы группа не сдала свои позиции, были предприняты попытки убедить присоединиться к ней двукратных олимпийских чемпионок Анастасию Ермакову и Анастасию Давыдову, которые после Игр в Афинах решили сосредоточиться только на дуэте и комбинации, но они наотрез отказались. Вот и получилось, что на группу были брошены все тренерские силы, и поменять программу в комбинации просто не было времени.
Несмотря на идеальное исполнение, это в каком-то смысле выглядело отступлением. Синхронное плавание, как и фигурное катание, предъявляет к лидерам особые требования. Правила соревнований не препятствуют спортсменкам исполнять прошлогодние композиции, но во внутреннем кругу такое всегда считается чуточку неприличным. Примерно как появление на балу светской львицы в туалете не первой свежести.
ЖДАТЬ ОЦЕНОК НЕОБХОДИМОСТИ НЕ БЫЛО
Если бы не недавний Кубок мира по прыжкам в воду, на котором китайцы у себя дома завоевали 10 высших наград из 10 возможных, я бы, наверное, даже не задумалась о совершенно очевидных параллелях между двумя столь разными внешне видами спорта. Начиная с 1989 года российское синхронное плавание собрало практически все золото на европейском уровне. Начиная с 1998-го - почти все мировое. Исключением стали победы в соло француженки Виржини Дидье на чемпионатах Европы-2002 и 2004 и мировых первенствах-2003 и 2005, а также высшая награда в дуэте японок Тачибаны и Такеды в 2001-м.
Но соло - не олимпийская дисциплина и никогда, видимо, ею не станет. Во всяком случае, до тех пор, пока в названии этого вида плавания присутствует определение "синхронное". Что касается дуэтов и групп, то вот уже на двух Играх подряд - в Сиднее и Афинах - доминирование россиянок не вызывает никаких сомнений. И если китайские победы жутко раздражают остальной мир в прыжках в воду, то логично предположить, что и нашу гегемонию в синхронном плавании этот самый остальной мир давно уже воспринимает без всякого восторга. И наверняка всячески ищет способы борьбы с ней.
Вторая параллель - судейство. В ходе прыжкового Кубка мира арбитры не скрывали, что автоматически выставляют китайским спортсменам более высокие оценки даже за комбинации, выполненные с ошибками. Слишком велика, мол, сила китайского авторитета. Подразумевается, что спортсмены этой страны по определению на голову выше всех остальных.
Аналогичная ситуация не первый год наблюдается в синхронном плавании по отношению к России. Приятно, конечно, что спортсменки твоей страны имеют заведомое преимущество. Но в этом кроется и определенная опасность: очень легко расслабиться, потерять бдительность.
Если судить по результатам, за последние четыре года в синхронном плавании почти ничего не изменилось. Но это только на первый взгляд. Четыре года назад все основные соперницы россиянок в Европе в один голос признавали: бороться за золото бессмысленно. Слишком велика разница в классе. Россия - не просто другой уровень, она - другой мир.
В Будапеште тональность была несколько иной. Более критичной. Наталья Ищенко, впервые выигравшая состязания солисток и завоевавшая вчера второе золото чемпионата в комбинации, выступила блистательно. Она заметно прибавила в технике: на последних минутах сольной произвольной программы выдала такой потрясающий коктейль сложности и темпа, что ответ на вопрос о чемпионстве стал ясен еще до появления оценок. Одновременно вырос и уровень артистизма. Движения Ищенко в воде стали более пластичными, зрелыми, безукоризненно исполняемыми. И все-таки более сильное впечатление у меня осталось от композиции испанской солистки Джеммы Менгуаль. Фантастически эмоциональной, обладающей редчайшим даром цеплять даже самого равнодушного зрителя за глубинные нервные струны и натягивать их до отказа. На мгновение ослаблять хватку, давая публике возможность перевести дух, и вновь брать власть над чужими эмоциями, доводя до мурашек, до исступления.
Однако баллы испанки за артистизм в финале оказались существенно ниже, чем у Ищенко, и это выглядело не совсем справедливым. Преимущество россиянки в технике, мощи и скорости, что отразила первая оценка, не оставляло сомнений, а вот вторая оценка на фоне выступления Менгуаль смотрелась слегка подарочно.
ЕРМАКОВА И ДАВЫДОВА: БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ
Победа российского дуэта двух Анастасий тем более не вызывала сомнений. Но тоже заставляла задуматься. Четыре года назад, когда развернулась непримиримая борьба за место в национальной команде между этими спортсменками и двукратными олимпийскими чемпионками Сиднея Ольгой Брусникиной и Марией Киселевой, в этом противостоянии одновременно решалось, и в каком направлении будет развиваться в дальнейшем синхронное плавание. Ермакова и Давыдова тот поединок выиграли и, как положено чемпионкам, задали новые стандарты, поставив во главу угла сложность, темп и скорость.
Вот и получилось, что изысканность движений, хореографическая мысль композиций как-то незаметно были отодвинуты на второй план. Наш известный тренер Мария Максимова назвала тогда эту тенденцию дорогой в тупик. И была недалека от истины. К чемпионату Европы в Будапеште Ермакова и Давыдова выжали из своего стиля максимум возможного, доведя сложность и скорость исполнения элементов до абсурда - рядом просто не осталось никого из соперниц.
Но возник вопрос: куда двигаться дальше? Быстрее уже невозможно, сложнее - тоже проблематично. Чтобы "в одни ворота" побеждать на европейском уровне, запаса хватит надолго. Но Европа - это не Япония и даже не Америка с Канадой, где амбиции синхронисток исторически гораздо более высоки. Да и тренеры там на сюрпризы горазды. Значит, надо брать чем-то другим. А чем?
На фоне триумфального выступления российских синхронисток в Будапеште подобные рассуждения могут показаться совершенно неоправданным сгущением красок. Но, как свидетельствует практика, расстояние от победы до поражения зачастую оказывается совсем крошечным. Особенно в таком необъективном виде спорта, как синхронное плавание. Достаточно одной неудачно поставленной программы, чтобы превосходство лидеров оказалось под сомнением. От творческих же неудач не застрахован никто. Тем более что, как я уже писала выше, противоядие против России сейчас стремится найти весь синхронный мир.
- Мы прекрасно понимаем, какая огромная ответственность на нас лежит. И с каждым годом она становится еще больше. Мы не имеем права допустить ни малейшей ошибки, - говорили после победы чемпионки. - Было очень тяжело. По правилам нам должны были предоставить возможность на разминке сделать всю комбинацию под музыку, а получилось же всего 15 минут, по истечении которых нас просто выгнали из воды. Едва успели заново накраситься и заколоть прически. Поэтому волновались больше обычного. Немножко выбили из колеи оценки, которые нам поставили в комбинации. По словам тренеров, мы выступили очень хорошо, но когда судья из Англии выставила 9,6, это немножко обескуражило, что ли. И насторожило.
К тому же в дуэте все смотрели на нас, как на людей, которые обязательно должны выиграть. Мы понимали это, и хотелось сделать все возможное, чтобы выступление выглядело действительно по-чемпионски.
Давыдова и Ермакова подтвердили: этот и следующий сезон крайне сложны. В марте 2007-го - чемпионат мира, к которому обязательно нужно подготовить новую произвольную программу (в Будапеште дуэт выступал с прошлогодней). Если новая постановка окажется удачной во всех отношениях, не исключено, что она будет оставлена в качестве олимпийской. Скорее всего, программа будет выдержана в традиционном для спортсменок темповом агрессивном стиле.
ПЛАНЫ РУХНУЛИ
Российские прыгуны в воду, соревнования которых начинаются во вторник выступлением женщин на метровом трамплине, оказались в Будапеште в несколько затруднительной ситуации. Карты спутало отстранение от участия в турнире трехкратной чемпионки мира Ирины Лашко.
Напомню, что этой спортсменке не разрешили выступать на Кубке мира, поскольку российская федерация прыжков в воду не удосужилась вовремя оформить и отправить в Международную федерацию плавания (FINA) бумаги, официально подтверждающие переход Лашко из-под спортивной юрисдикции Австралии (за эту страну Ирина в последний раз выступала на Играх в Афинах) под российский флаг.
После июньского чемпионата России, на котором проходил отбор в команду, Лашко попала в состав не совсем бесспорно. По спортивному принципу право выступить на Кубке мира и чемпионате Европы в синхронных прыжках с трехметрового трамплина в большей степени заслужили Наталья Умыскова и Надежда Бажина - дочь олимпийской чемпионки и неоднократной чемпионки мира Ирины Калининой. Однако главный тренер сборной Алексей Евангулов решил сделать ставку на Лашко и Юлию Пахалину. Естественно, Бажина посчитала сезон для себя законченным (ее напарница продолжала тренироваться, поскольку отобралась на чемпионат континента на метровом трамплине) и отправилась отдыхать.
Расчет главного тренера был очевиден: и Пахалина, и Лашко давно заработали себе репутацию великих. К тому же обе весьма опытны. Подготовиться к чемпионату Европы так, чтобы его выиграть, для них совершенно реально. За полгода до предолимпийского чемпионата мира в Мельбурне это могло бы стать весьма убедительной заявкой. Плюс всегда есть надежда, что определенную поддержку окажут судьи: имена и титулы просто так со счета не сбросишь. А кто такие Умыскова и особенно Бажина? Молодые девочки, которым еще только предстоит выиграть что-то серьезное.
Когда стало ясно, что выступить в Будапеште Лашко не сможет (следовательно, вне игры оказывается и ее синхронный дуэт с Пахалиной), тщательно выстроенные в отношении этих спортсменок планы рухнули. Срочно потребовалась замена. И в итоге Бажина все-таки оказалась в Будапеште. Но первая же тренировка на воде показала, что чудес не бывает: месяц без тренировок - слишком большой срок.
С другой стороны, наверное, не стоит загадывать заранее. Ведь прыжки в воду - такой вид спорта, где порой все решают исключительно нахальство и нервы.
Чемпионат Европы по водным видам спорта |
Будапешт. Синхронное плавание. Соло. 1. ИЩЕНКО (Россия) - 98,400. 2. Менгуаль (Испания) - 97,700. 3. Антопуло (Греция) - 93,900. 4. Юшко (Украина) - 92,800. 5. Аделицци (Италия) - 92,100. 6. Глушкова (Израиль) - 89,900.
Дуэты. 1. ДАВЫДОВА/ЕРМАКОВА (Россия) - 98,800. 2. Менгуаль/Тирадос (Испания) - 97,500. 3. Фтули/Макриджани (Греция) 94,000. 4. Сидоренко/Юшко (Украина) - 93,500. 5. Лапи/Аделицци (Италия) - 92,000. 6. Брюннер/Шнайдер (Швейцария) - 88,700.
Комбинация. 1. РОССИЯ (Давыдова, Ермакова, Громова, Ищенко, Хасьянова, Кужлева, Насекина, Овчинникова, Ромашина, Шорина) - 97,900. 2. Испания - 95,900. 3. Италия - 93,500. 4. Украина - 92,300. 5. Франция - 87,900. 6. Чехия - 86,700.
Плавание. Открытая вода. 25 км. Мужчины. 1. Ронди (Франция) - 5:10.17,3. 2. САНАЧЕВ (Россия) - 5:10.18,2. 3. Гомес (Испания) - 5:10.19,3. 4. Вольпини (Италия) - 5:10.22,5. 5. Вентури (Франция) - 5:10.38,6. 6. Витек (Чехия) - 5:11.43,1. 7. КУДИНОВ (Россия) - 5:12.17,3.
Женщины. 1. Маурер (Германия) - 5:35.19,1. 2. ПАНКИНА (Россия) - 5:35.25,1. 3. Биллер (Германия) - 5:35.29,5. 4. ПОПОВА (Россия) - 5:35.32,0. 5. Камрау-Корештейн (Германия) - 5:36.34,8. 6. Ла Пьяна (Италия) - 5:36.37,6.