ТЕННИС |
Мария ШАРАПОВА: "ВСЕГДА СЛЫШУ РУССКИХ БОЛЕЛЬЩИКОВ"
В воскресенье на турнире 1-й категории WTA Sony Ericsson Tour в Сан-Диего Мария Шарапова завоевала свой второй в нынешнем году чемпионский титул - и двенадцатый за карьеру. Не уступив соперницам ни одного сета в пяти матчах, Шарапова переиграла в финале вторую ракетку мира Ким Клийстерс - 7:5, 7:5.
Алексей ТОЛКАЧЕВ |
из Сан-Диего |
Воскресная победа стала для Шараповой знаменательной по нескольким причинам. Во-первых, это первая ее победа над именитой соперницей: до этого четыре раза бельгийка оказывалась сильнее. Во-вторых, с учетом полученного чека на 196 тысяч долларов общие заработки Шараповой за карьеру перевалили за шесть миллионов. Больше - из россиянок - только у Елены Дементьевой. Но Шарапова зарабатывает не только и не столько на корте: из 25 с лишним миллионов долларов, которые она получает в год, собственно призовые составляют менее десятой части. (Кстати, доходы Марии и ее отношение к собственным заработкам неожиданно стали темой пересудов в прессе на прошлой неделе. Об этом - чуть ниже.)
Наконец, победа эта важна еще и тем, что принесла Шараповой очки в зачет US Open Series, в котором она теперь вышла на вторую позицию позади Клийстерс. Этому амбициозному начинанию три года: Теннисная ассоциация США, проводящая US Open, решила материально вознаграждать теннисистов за участие - разумеется, успешное - в десяти летних североамериканских турнирах. Бонусы впечатляют. Достаточно сказать, что прошлогодняя победительница US Open и одноименной серии - все та же Клийстерс - удвоила тогда свои призовые, получив за выигрыш не миллион долларов, а два.
В том, что победа в Сан-Диего является для Шараповой ключевой, сомневаться не приходится. Интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию, бралось не за один раз и даже не за один день. Постепенно - начиная с большой пресс-конференции в первый день турнира и кончая последними штрихами, добавленными под жалобное "только покороче, а то очень хочется домой, к маме и собаке", - теннисистка делилась с читателям "СЭ" подробностями своей жизни на корте и вне его.
ЗДОРОВЫЙ ДУХ
-Мария, прошел почти ровно год с тех пор, как вы стали первой ракеткой мира. Будем надеяться, не в последний раз. Вы хорошо помните тот момент?
- Да. Все произошло довольно странно: я снялась с турнира, но в тот же день узнала, что стану первой. Это был турнир JP Morgan Chase в Карсоне, пригороде Лос-Анджелеса. На прошлой неделе я играла в Карсоне с мальчишками и как раз вспоминала то время. Это был большой момент в моей жизни, но я не могу и не хочу зацикливаться на прошлом. Надо смотреть в будущее.
-Что изменилось за этот год?
- С каждым годом я расту как человек и игрок. Травмы заставили по-новому взглянуть на свою карьеру. В 16 - 17 лет я меньше задумывалась и больше играла. Раньше мне никогда не приходилось сниматься с турниров, а в прошлом году таких турниров было два или три. Это для меня было в новинку - я всегда считала себя не такой теннисисткой, что бросает дело недоделанным. Но и через это надо было пройти.
-Ваши травмы зажили?
- Да, последние две недели - впервые за долгое время - я могла спокойно тренироваться, не опасаясь болей и травм. Первую неделю много занималась физподготовкой. Потом сыграла несколько матчей с ребятами из местного клуба и вот, наконец, первый турнир после Уимблдона. Для меня сейчас важно войти в колею. Главное - я здорова.
-Для вас важно ощущать себя здоровой?
- Очень важно. Концентрируешься на игре, а не на плече - что там не так? Голова работает гораздо яснее.
КОМПЬЮТЕР НЕ ВИНОВАТ
-Вы еще вспоминаете Уимблдон? В полуфинале Амели Моресмо играла против вас хорошо, но было ощущение, что вы сыграли ниже своих возможностей. Что могли ее переиграть...
- Я сказала то же самое сразу после матча. Понимала, что сыграла тактически не лучшим образом, особенно в третьем сете, когда инициатива была на моей стороне.
-Умение контролировать ход матча - это часть роста?
- Конечно. Ton-игроки никогда не играют в одномерный теннис, всегда держат в кармане несколько заготовок и умеют изменить ход матча, если он складывается неудачно. А особенно в моем случае - матч-то складывался удачно, и тут я перестала думать. На ошибках учишься постоянно. Надеюсь, в следующий раз в подобной ситуации у меня в голове автоматически сработает правильный план.
-Потом смотрели запись той встречи?
- Да, перед тем как возобновить тренировки.
-Наверное, были эпизоды, когда хотелось сломать видеомагнитофон?
- Ну почему... Во-первых, я смотрела запись на компьютере, его ломать жалко, а потом, я уже знала, что там увижу.
-Запись смотрели с папой и тренером?
- Нет, одна. Папу я после Уимблдона впервые увидела вчера. До этого он был в России.
-Что он там делал?
- Ходил по горам. Что он еще может делать?
ПОДДЕРЖИ ДРУГА!
-Что вы еще успели за месяц, прошедший после Уимблдона? Удалось ли съездить с подружкой в Сан-Тропе, как планировали?
- Нет, наши планы поменялись. Обстоятельства привели в Нью-Йорк. Там со мной были друзья и бабушка. Мы ей показывали город, Центральный парк, место, где стоял Всемирный торговый центр, и другие достопримечательности.
-Бабушка раньше бывала в Нью-Йорке?
- Нет, так что мне пришлось поработать гидом. Кое-какие места я в Нью-Йорке знала, но некоторые - например, место Всемирного торгового центра - сама увидела впервые. Там же и тогда же пришлось один день поработать - снималась в рекламе Nike. После Нью-Йорка поехала расслабиться в спа - в нескольких часах езды от Лос-Анджелеса. А потом начала тренироваться.
-В Лос-Анджелесе вы, кажется, успели побывать на матче Энди Роддика?
- Да. Ведь друзей надо поддерживать (смеется). Нет-нет, больше даже не спрашивайте. Все равно ничего не скажу, вы же меня знаете!
-Как обстоят дела с вашими духами? Они хорошо продаются?
- Да, очень хорошо. Они сейчас на первом месте по продажам в Мексике. В Японии - кажется, на втором или третьем. В разных странах они появляются в разное время - все зависит от производителя. Кстати, скоро выходит мой второй аромат. Он будет называться "Намасте".
-Кто придумал такое название?
- Я сама. Это слово означает пожелание мира, спокойствия и добра. Я знаю его из йоги.
-Вы по-прежнему ею занимаетесь?
- Да.
ТЯЖЕЛЫЕ БУДНИ АКТРИС
-Не секрет, что Серена Уильямс хочет быть актрисой, и ей за это попадает в прессе. А вам не приходила эта идея в голову?
- Я еще не могу сказать, хочу я этого или нет, так как никогда толком не играла, только немного в рекламе моих спонсоров. Но я не могу себе представить карьеру, когда семьдесят процентов твоей жизни проходит в трейлере, где ты жуешь сникерсы. А работа актрисы, по-моему, выглядит именно так. Ждешь, пока расставят освещение, людей по местам, пока все правильно скажут свои реплики, чтобы продюсер был доволен, и так далее. Я так не могу. В такие моменты чувствую себя как собачка на поводке.
-Но хотели бы попробовать?
- Я никогда не говорю "нет" новым интересным возможностям. Съемки рекламы - это день или два, в то время как фильм или телесериал снимается неделями, месяцами. Для меня это слишком долго. Если и смогу попробовать, то не раньше, чем закончу выступать на корте. Я все готова попробовать один раз, но заниматься этим постоянно - не думаю.
-А вам предлагали роли?
- Да. Но когда говорят, что ради минутного появления в кадре мне придется находиться в студии или в трейлере неделю, то...
-А если не будет сникерсов и трейлеров?
- Готова попробовать. Я обожаю проверять себя: что мне по плечу, а что нет.
-Как думаете, вы хорошая актриса?
- Очень хорошая - в кругу своей команды. Хорошо умею играть на их чувствах и добиваться своего (смеется).
-Есть ли что-нибудь, что вы не умеете?
- Полно! Например, готовить. Хотя... Я могу сварить пасту. Или сделать фруктовый коктейль. То есть засыпать ингредиенты в блендер и нажать кнопку "пуск".
-В целом у вас достаточно много увлечений и проектов вне корта. Как вам удается соблюдать баланс?
- Надо знать свои приоритеты. Теннис открыл передо мной много возможностей, и я с удовольствием экспериментирую. Когда ребенком тренировалась и играла в теннис каждый день, то не знала, что меня ждет. Оказалось, меня ждало много увлекательных перспектив, и теперь я с радостью пользуюсь плодами своего труда. Но в конечном счете всегда знаю, что именно доставляет мне самое большее удовольствие. Это победы в упорных матчах. До тех пор, пока я чувствую это в себе, буду продолжать играть и ставить теннис на первое место. Когда перестану это чувствовать, перестану играть.
БОГАТОЙ БЫТЬ НЕ СТЫДНО
-На одной из пресс-конференций здесь, в Сан-Диего, речь зашла о ваших заработках. Мне кажется, коллег-журналистов покоробила ваша прямота.
- Я люблю пошутить, поиграть с прессой, потому что если приходить каждый раз на пресс-конференцию и сидеть с серьезным видом - это будет неинтересно. Иногда люди переворачивают твои слова и пишут то, что ты не имела в виду Это бывает, от этого никуда не денешься.
-Но вы не жалеете, что ответили на вопрос о деньгах именно таким образом?
- Нет, почему я буду жалеть? Меня спросили, променяла бы я свои миллионы на еще три победы в турнирах "Большого шлема". Я сказала: "Конечно, ведь тогда я заработаю еще больше". Ведь это правда. Разве я не могу тогда заработать сто миллионов? Конечно, я хотела бы выигрывать каждый "Большой шлем", но это не из-за денег. Деньги придут сами по себе.
-Так или иначе, ваши цитаты преподнесли так, как будто деньги - это все, что у вас на уме.
- Ну это глупость. Когда я выхожу на корт, то не думаю, сколько денег я сегодня заработаю или сколько заработаю завтра, если выиграю турнир. Это последняя мысль у меня в голове. Но если люди думают по-другому то чем же я могу им помочь?
-Возможно, к вам было бы меньше претензий, если бы вы больше занимались благотворительностью. Вы ведь давно собираетесь создать собственный фонд?
- Да, мы уже год над этим работаем и наконец-то скоро официально об этом объявим. Через месяц откроется сайт mariasharapova.com, и мы через него сделаем объявление.
-А можно уже сейчас о фонде Шараповой услышать поподробнее?
- Могу сказать, что это определенно будет для детей. Я уже давно задалась вопросом: как мне начать заниматься благотворительностью? Для кого все это будет? У меня нет такой большой темы, особого направления, как у других, кто борется, например, с раком. Но я всегда знала, что очень хочу работать с детьми. Поэтому и решила, что целью моего фонда будет дать детям возможность заниматься всем, чем угодно, даже если жизнь не дала им такого шанса.
-Заниматься теннисом?
- Вообще чем угодно. Может, это просто возможность получать хорошие оценки в школе. Просто дать им почувствовать, что они могут делать все, что захотят. Так же, как я не знала, когда была маленькой девочкой, будет у меня возможность заниматься любимым делом или нет. Может быть, у нашего фонда потом появится более конкретная цель. Для меня важно поскорее начать.
-Вы будет работать с детьми со всего мира или из России? Или Америки?
- Со всего мира, в том числе из России.
-У вас есть в нашей стране партнеры для осуществления этих планов?
- Мы как раз сейчас над этим работаем.
-Расскажите немного и о своем сайте. Вы принимаете активное участие в его создании или за вас все будут делать профессионалы?
- Ну уж нет! Я все буду делать сама. Выбирать дизайн, цвета, все, что там пишется, фотографии - все!
-Будет обратная связь с фанатами?
- Да, постараюсь каждую неделю писать им, делать свои выводы об игре и все такое.
ФИЗИКА И ФИЗИОЛОГИЯ
-Вернемся к вашей игре. Как считаете, вы лучше двигаетесь по корту, чем, скажем, год назад?
- Лучше, это точно. Более уверенно. Одно дело - хорошо подбежать к мячу. Другое - хорошо подбежать к нескольким мячам подряд в розыгрыше и выиграть очко. И чувствовать, что контролируешь розыгрыш, не теряешь баланса. Сейчас, когда я бью по мячу то лучше себе представляю, что надо делать дальше. В то время как раньше я просто старалась пробить как можно сильнее и ждала, что из этого выйдет.
-У вас не было в Сан-Диего легких матчей. Но даже когда соперницы вас "гоняли", вы находили способ победить. Вспоминаете в эти моменты своих тренеров по фитнесу с благодарностью?
- В конце матча - конечно. Особенно против Веры Звонаревой. Я знала, что розыгрыши будут длинные. Готовилась и ментально, и физически.
-В вашей команде произошли какие-нибудь изменения?
- Сейчас у меня новый физиотерапевт. Марк, который зимой поставил мне диагноз и помог вылечить травму, не может постоянно со мной ездить: у него своя клиника. А для меня это очень важно.
-Ваш новый физиотерапевт - специалист по теннисному массажу и травмам?
- Нет, он раньше работал со сборной США по футболу.
-Можно его официально считать новым членом команды?
- Нет, еще рано. Мы его пробуем - пока на пару недель, а там посмотрим, как пойдет.
К СЕТКЕ СРАЗУ НЕ ВЫЙДЕШЬ
-Ваши болельщики и соперницы привыкли к тому, что вы постоянно напоминаете им о желании быть первой ракеткой. Это и сейчас так? А то вы не упомянули об этом ни разу за неделю.
- Да нет, сейчас об этом не думаю. Сейчас, если честно, самое главное - играть без травм. В прошлом году я подошла к US Open с серьезной травмой. Важно, чтобы в этом году ситуация не повторилась.
-Ваши приоритеты меняются с возрастом или в зависимости от состояния?
- Конечно, приоритеты зависят от состояния. А может быть, это называется опытом. Я смотрю на это так: если буду выигрывать матчи, то рейтинг и все остальное придет само собой.
-При условии, что со здоровьем все будет в порядке, не собираетесь увеличить количество турниров? Ведь вы играете заметно меньше по сравнению со многими ведущими теннисистками.
- Сейчас постараюсь сыграть три турнира подряд - даже не помню, когда я последний раз так делала. Наверное, два года назад. После US Open надеюсь пару недель отдохнуть и опять поеду в Европу играть. Расписание у нас, конечно, давно составлено, но сколько там турниров - я не знаю.
-Двадцать пять турниров или более в год, как некоторые теннисистки, можете отыграть? Когда еще более окрепнете физически?
- Нет, столько, думаю, никогда не смогу.
-В каких элементах игры вам надо прибавить до US Open?
- Ну.. Я никогда не говорю себе: "На этом турнире мне надо делать то-то и то-то". Пожалуй, я работаю над тем, чтобы не упускать возможностей для выхода к сетке. Особенно в матче против Веры я старалась на этом концентрироваться.
-Считаете, что игра на выходах вам удается лучше?
- Например, против Мари Пьере я пару раз на выходе сыграла ужасно, даже, сказала бы, глупо. Но это не значит, что я перестану выходить к сетке. Это то, над чем я работаю, в том числе много работала последние две недели. Но надо смотреть на вещи реалистично: наверное, потребуются годы, прежде чем я начну солидно играть у сетки. Это не делается за одну неделю. Надо работать над этим на тренировках и пробовать в матчах. Что и делаю.
СОВЕТЧИКИ НА КОРТЕ НЕ НУЖНЫ
-Что думаете об идее разрешить тренерам появляться на корте?
- Я говорила об этом с представителями лиги. Наверное, стоит это попробовать и посмотреть, что из этого выйдет. Я думаю, это будет даже немного забавно: если моя соперница вызовет тренера на корт, это все равно, что дать мне понять, что дела у нее идут плохо. Но если это поможет улучшить теннис, сделать его более зрелищным, то почему бы и нет.
То же самое с видеоповтором. Можно было об этом спорить, можно было ждать с нетерпением, но пока мы это не опробовали, никто не знал наверняка, как это будет.
-То есть вы не против, но не уверены, что сами воспользуетесь таким нововведением? Разве вы не хотели бы позвать на корт в трудный момент папу? Или Майка?
- Я говорила уже не раз, что играю на инстинкте. Пожалуй, для меня это было бы странно. Я ведь не очень-то люблю, когда мне говорят, что мне делать (смеется). Не знаю, посмотрим.
-Вы по-прежнему за видеоповтор?
- Еще бы! Да ведь я три спорных момента выиграла здесь в Сан-Диего. Можно сказать, размочила сухой счет. Поскольку до сих пор по таким моментам "проигрывала" 0:11 - такой позор! Когда в первом матче спор решился в мою пользу, я подумала, не поцеловать ли корт.
БЫТЬ КОРРЕКТНОЙ НЕИНТЕРЕСНО
-Кстати, как вам понравилась местная публика? Не заметили, болели в основном за вас или против?
- Ну, я не думаю, чтобы болели против меня. Ким, например, очень популярная теннисистка, у нее много болельщиков. Но вообще-то я не обращаю на это внимание.
-Русские голоса слышали?
- Конечно! Русских я всегда слышу. (Смеется.)
-Но по большому счету заигрывать с публикой через прессу или иным способом вы, кажется, не собираетесь?
- Нет, меня это не интересует. Это не самое важное в моей жизни.
-На вопросы вы отвечаете довольно прямо и как бы даже гордитесь этим. Не считаете, что иногда надо подыграть прессе, дать более политкорректный ответ? Может, меньше будет "шпилек" от журналистов...
- Я не будут говорить то, что все хотят услышать.
-Почему?
- Потому, что это я. Я прихожу на пресс-конференцию и говорю то, что думаю, а не гадаю, какой ответ будет правильным. Конечно, у меня есть голова на плечах, и я знаю, что в каких-то ситуациях полагается говорить правильные вещи. Но все равно буду говорить то, что у меня на уме.
ПОРАЖЕНИЯ НЕ В СЧЕТ
-Вы победили Клийстерс, несмотря на некоторые технические ошибки...
- Ну... Не так уж и много их было, кажется?
-Вы не совсем уверенно обходились, например, с короткими мячами. Было такое? Или просто устали к концу недели?
- Устала, конечно. А так... К сетке надо больше выходить, это я знаю. Особенно в трудные моменты, когда розыгрыши такие длинные, как с Ким. А вообще, мне кажется, сыграла неплохо.
-Так или иначе, несмотря на технические пробелы, вы победили очень грозную соперницу. Со стороны впечатление было, что вы просто хотели этой победы больше.
- Да, конечно, желание было велико - после того как я проиграла ей уже четыре раза.
-Как считаете, много матчей выигрываете за счет желания? Или все-таки дело в классе?
- Много. Например, первый круг на "Ролан Гаppoc". Там только на желании играла. Не то чтобы мой уровень был такой ужасный, но выиграла только потому что не хотела проигрывать в первом раунде.
-Можно ли считать вашу победу над Клийстерс прорывом?
- Я бы не сказала, что это какой-то прорыв. Все-таки первые два раза я играла с ней, когда была еще совсем молодой. Первый матч - когда мне было только пятнадцать. Когда в таком возрасте выходишь играть против одной из лучших теннисисток в мире, то как бы просто набираешься опыта. Поэтому не считаю, что наша статистика что-то показывает или доказывает. Но, разумеется, победить одну из сильнейших теннисисток, отлично выступающую в этом году и вторую ракетку мира - это отличное достижение.
-Вы не очень охотно демонстрируете свои чувства...
- Просто не могу на этом зацикливаться: "Bay, я победила Ким!" Ведь сезон на этом не кончается. Точно так же, как я не стала бы плакать, если бы проиграла. Важно смотреть в будущее. Конечно, я рада, но не собираюсь прыгать здесь перед вами от счастья. В поражениях нет ничего приятного, а победы - это здорово. Но по большому счету, я предпочитаю смотреть на жизнь более широко. Победы и поражения - это не главное.