ФУТБОЛ |
"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ". ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ |
В "Золотой мантии" мы уже представляли одну из отечественных футбольных судей прекрасного пола - Наталью Авдонченко. Сегодня речь еще о двух наших арбитрах - Надежде Ульяновской и Елене Нуйкиной. Они вместе со швейцаркой Николь Петинья и румынскими рефери судили недавно в Шотландии игры женского Кубка УЕФА. А делегатом Европейского союза футбольных ассоциаций на тех матчах, к слову, работала Марина Тащян, вдова Гамлета Мхитаряна.
Надежда УЛЬЯНОВСКАЯ, Елена НУЙКИНА
МУЖЧИН СУДИТЬ ЛЕГЧЕ - ЛОГИКИ БОЛЬШЕ
ЛИПАТОВ ПОНАЧАЛУ БЫЛ ПРОТИВ
-Когда вы начали заниматься судейством?
Надежда УЛЬЯНОВСКАЯ: - До того как стать судьей, мы обе играли в футбол. Я начинала в Петербурге, когда училась в институте, потом выступала в Раменском. Как раз там мы и познакомились с Леной - она переехала с Украины. В 1991 году стали последними чемпионами СССР. Затем нас пригласили в Калугу, и там я заканчивала карьеру игрока. После ее завершения наш тренер предложил попробовать себя в судействе. В то время судей-женщин еще толком и не было - к этому относились несерьезно. Начала судить в 1995 голу.
Елена НУЙКИНА: - А я еще играла за "Чертаново". Сужу с 1999 года.
-На каких позициях вы играли?
Н.У.: - В защите.
Е.Н.: - В полузащите и защите.
-Как шел процесс обучения судейским азам?
Н.У.: - Начинала с игр мальчишек, потом стали назначать на матчи юношеских команд. Наш тренер Юрий Прохоров старался почаще "бросать" меня туда, чтобы я не успела испугаться. Примерно через год стала судить матчи чемпионата страны - поначалу помощником.
Е.Н.: - Добавлю, что нас тогда поддержал Олег Лапшин, отвечавший за женский футбол.
Н.У.: - А за судейство отвечал Валентин Липатов. Сначала он относился к нам осторожно.
Е.Н.: - Даже более чем - был против, прекрасно зная, что такое судейство. Он позже говорил, что плохо себе представлял, как может женщина работать в этой сфере.
-Кто были вашими первыми учителями?
Е.Н.: - Оказывались в одних бригадах с мужчинами. Они на первых порах и объясняли все нюансы. Потом пошли сборы, где обучение продолжилось.
-У вас сразу шло разделение на главных арбитров и помощников?
Н.У.: - Сначала нет. А вот когда судейский корпус возглавил Сергей Хусаинов, появилось больше арбитров, порядка стало больше, четкости. И постепенно произошло разделение.
-Правильно ли делить судей таким образом?
Н.У.: - Про себя могу сказать: наверное, как помощник я не очень сильна. Работа судьи на линии и главного - разная. Но на каком-то этапе, наверное, полезно попробовать себя в обеих ролях.
Е.Н.: - А у меня большой опыт работы и главным, и помощником. Мне кажется, потрудившись в поле, потом лучше понимаешь, что должна делать уже на линии. В какой ситуации, к примеру, следует обратиться с советом к главному.
ТЕРМИН "ПОМОЩНИЦА" ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ
-В футбольной терминологии слова больше мужского рода - арбитр, помощник, лайнсмен. Как вас все-таки правильно называть?
Н.У.: - Судья. Это слово нейтральнее. Термин "помощница" не используется - называют помощниками.
-Вы используете бип-системы?
Н.У.: - В России их не выдавали. А из наших судей ФИФА, если не ошибаюсь, бип-системы есть только у меня и у Авдонченко. Их нам прислали из УЕФА.
Е.Н.: - Остальным помощникам приходится работать флагами и голосом.
-Вы стремитесь к назначениям на матчи мужских команд?
Е.Н.: - Да. Это интересно. Там все иначе.
Н.У.: - Скорости выше. Бегать нужно больше. Возможно, труднее находить общий язык, но ход игры предсказуемее. Судить мужчин, может, даже легче: понять их проще - логики побольше.
Е.Н.: - Если уж игрок бьет в ногу, то понятно, для чего.
Н.У.: - А то судишь, бывает, женские команды. Вроде по логике пас должен пойти в одном направлении, а решение вдруг принимается иное, абсолютно необъяснимое.
-Какие самые ужасные нарушения совершаются в матчах женских команд?
Н.У.: - Ситуации случаются разные. Мне кажется, у женщин больше эмоциональных всплесков - что-либо скажут в адрес судьи или соперника.
Е.Н.: - Бывает, грубят болельщикам.
-А драки случаются?
Н.У.: - Реже, чем у мужчин.
-Симуляций хватает?
Н.У.: - Сейчас стало меньше. Если судья не реагирует на падение, игрок сразу же вскакивает, боясь получить карточку.
-Как реагируют на женщин-судей футболисты?
Н.У.: - Нормально. Мы уже давно судим региональные турниры, первенства области, города. В Калуге вообще подчас говорят: лучше, когда судят женщины.
С ПАССИВНЫМ ОФСАЙДОМ ПРЯМО БЕДА
-Как относитесь к новой трактовке положения "вне игры"?
Е.Н.: - Непонятно, к чему идем. С этим пассивным офсайдом беда.
Н.У.: - Даже в играх, которые мы судили в Шотландии, бывало по нескольку десятков непростых моментов, связанных с офсайдами.
-То есть ФИФА усложнила работу судей?
Е.Н.: - Конечно. В первую очередь - помощников. Тем более что команды очень умело используют сложившуюся ситуацию. Играют, к примеру, испанки. Оставляют за спинами защитников двух футболисток в явном офсайде. Защитники все равно оглядываются на них. А передача следует на край, куда бежит третья испанка. Момент развивается, у атакующих появляется преимущество, а офсайда по правилам нет.
-Что бы вы изменили в правилах?
Н.У.: - Если менять правила, делать это нужно так, чтобы футбол стал интереснее.
Е.Н.: - И понятнее всем - игрокам, зрителям.
Н.У.: - В первую очередь речь идет о положении "вне игры", симуляциях, поведении тренеров, применении предупреждений.
Е.Н.: - У нас в чемпионате стоит ввести систему наказаний, которая используется в других странах. Чтобы за нарушения, не замеченные судьей, после матча футболиста все равно наказывали бы.
Н.У.: - От судей всегда требуют правильного и честного судейства. Но не ошибаться же нельзя! А игроки учатся обманывать.
Е.Н.: - Возьмите правила "честной игры". Кто-то нормально возвращает мяч другой команде? Кидают его ближе к чужим воротам и тут же мчатся "накрывать" соперника.
-И у женщин тоже?
Н.У.: - Конечно. Тренеры-то в основном - мужчины. Судила я как-то женскую команду из Франкфурта, которую тренирует женщина. Для меня стало откровением то, что она рассказала после матча о своих установках на игру. Она запрещает подлость на поле, споры с судьей - за подобное следует наказание. У нас говорится обратное: "Убей ее! Жестче! Падай!" Учат не играть, а обманывать.
-Много в России судей-женщин?
Н.У.: - Человек двадцать. А в Италии, например, полторы тысячи. Но это не означает, что все они хорошего уровня. Бывает, что зарубежные арбитры правил толком не знают.
-Вы получаете намного меньше мужчин-судей?
Н.У.: - Главный арбитр получает 4 тысячи рублей за матч, помощник - 2 тысячи.
Е.Н.: - Меньше, чем во второй лиге. И как на эти деньги готовиться?
-У вас есть другая работа?
Н.У.: - Работаю тренером в спортшколе в Калуге.
Е.Н.: - А у меня в Чертанове команда девочек 1994 года рождения.
-Сложно укладываться в мужские нормативы по физподготовке?
Н.У.: - Николай Левников (разговор проходил до смены президента КФА. - Прим. А.Б.) поставил условие: если мы хотим судить матчи мужчин, эти нормативы мы обязаны выполнять. Даже чтобы получить назначение на матч дублирующих составов.
Е.Н.: - Правда, в УЕФА, как нам рассказывала Николь Петинья, позиция пока жесткая: независимо от результатов сдачи нормативов женщины должны судить женщин, а мужчин - мужчины.
-Возрастные ограничения такие же, как у мужчин?
Н.У.: - Да, вот в этом наши права равны.
Александр БОБРОВ |
Эдинбург - Москва |