ХОККЕЙ |
Павел КРАШЕНИННИКОВ
ПУСКАЙ ДОКАЖУТ, ЧТО МАЛКИНУ УГРОЖАЛИ
Прежде всего хочу сказать, что договор, предложенный России со стороны НХЛ, безусловно, не отвечал интересам нашего хоккея. Это мне немного напомнило ситуацию, при которой несколько веков назад некие люди приезжали на какой-то континент и за побрякушки увозили к себе домой других граждан. В нынешней ситуации такими побрякушками являются пресловутые 200 тысяч долларов компенсации за хоккеиста. Несомненно, наши игроки, которые сегодня собираются уехать в НХЛ, стоят на порядок выше обозначенной в договоре суммы.
После отказа России от вхождения в европейский пул нас начали шантажировать, мол, не подписали договор, так вот вам первые результаты: что бы вы ни делали, ваши игроки все равно будут уезжать за океан, а мы их, кроме того, еще и не отпустим на чемпионат мира. Однако нынешняя ситуация вовсе не означает, что договор надо было подписывать - документы, в которых одна из сторон ставится в неравное положение, нельзя даже рассматривать! Государство должно уважать себя, ведь все-таки спорт - это часть общества, а хоккей - один из самых популярных видов спорта в России. Поэтому мы не должны ставить себя в унизительное положение.
Я уже неоднократно говорил: наше спортивное законодательство настолько противоречиво, что уж лучше бы его не было вовсе. У нас есть действительно приличные правовые акты, такие как Гражданский кодекс, корпоративное законодательство об акционерных обществах. Мы с президентом ФХР Владиславом Третьяком внесли на рассмотрение Госдумы поправку, согласно которой в спорте действовал бы не Трудовой, а Предпринимательский кодекс. В думе с нами согласились, но предложили все сделать в рамках Закона о спорте, который готовит Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Но этот закон готовится слишком медленно - его еще даже не внесли на рассмотрение депутатам, а мы теперь пожинаем плоды этого. Кстати сказать, и с формой собственности хоккейных клубов тоже много неразберихи: какой-то клуб является акционерным обществом, другой - некоммерческим партнерством, третий - еще бог знает чем. И то, что у нас существуют абсолютно разнопорядковые субъекты хоккейного рынка с разной ответственностью, может так аукнуться и, извините, бабахнуть, что долго от этого не оправимся.
Относительно ситуации с Малкиным у меня пока одни эмоции. Совершенно точно знаю, что Женя подписал новый договор с "Магниткой", причем на немаленькую сумму. Знаю также, что этот контракт согласован с его родителями. Но юность и эмоции взяли верх. Думаю, для Жени в данный момент важна не сумма контракта, а сам факт исполнения юношеской мечты - играть в НХЛ. Однако переход хоккеиста, имеющего действующий контракт в России, должен быть соответствующим образом оформлен. Да, американцы говорят, что Малкин подписал договор с "Металлургом" под нажимом, и, значит, он не имеет действия. Но где факты, которые говорили бы о том, что соглашение действительно подписано под чьим-то влиянием или угрозами? Если они есть, то их надо предоставлять, а если это пустой треп, то мы и сами можем сходить к кому-нибудь на кухню и поболтать. Вообще в данном случае ссылки на некое давление мне кажутся несостоятельными. Да, у Евгения была встреча с Виктором Рашниковым, но это что - давление, что ли? Рашников - президент клуба, человек, искренне болеющий за хоккей и за весь магнитогорский спорт, поэтому саму по себе его встречу с Малкиным давлением назвать нельзя.
Еще одна уловка, найденная американцами, - возможность написать заявление об уходе и освобождение из команды через две недели. Как юрист считаю, что это злоупотребление правом. Конечно, они там в Америке все свои действия оправдают, напишут, что нехорошие магнитогорские дяди уговорили мальчика подписать контракт, чтобы таким образом бесплатно взять себе одного из самых одаренных хоккеистов современности. Но для меня совершенно очевидно, что за Малкина, который родился и вырос в Магнитогорске и которого, не оспаривая его таланта, звездой хоккея все же сделала школа "Магнитки", клуб должен получить достойную компенсацию. Поэтому в данном случае самый лучший вариант - встреча руководителей "Питтсбурга" и "Металлурга", на которой необходимо решить все вопросы. Не надо раздувать эту ситуацию, потому что она не красит ни НХЛ, ни Россию. Получилось так, как будто мы вернулись в советские времена.
Но если у руководства "Пингвинз" не хватит мудрости пойти на мировую и дело дойдет до суда, то, думаю, необходимо будет учесть все факторы. Для начала надо иметь контракт, который Малкин подписал с "Металлургом", и внимательно изучить все условия, которые там прописаны. Если наряду с трудовыми пунктами там есть гражданско-правовые и экономические, то именно эти пункты надо защищать. И если есть зацепки, то нужно строить очень качественную доказательную базу с тем, чтобы не стоять в суде с опущенными глазами и не взирать молча на то, что происходит. Знаю, что и у "Локомотива", и у "Ак Барса", которые также потеряли игроков с действующими контрактами, вроде бы тоже есть аргументы для защиты своих прав. Думаю, в нынешней ситуации клубам надо общаться, а обеспечить этот контакт должна ФХР - для этого, собственно, она и существует. Федерация просто обязана помогать своим клубам. Также, кстати, как и ПХЛ - ее ведь пока никто не ликвидировал. Тем более что руководит этой организацией такой прекрасный юрист, как Владимир Шалаев, являющийся одним из немногих специалистов, прекрасно знающих спортивное и, в частности, хоккейное законодательство. Правда, в последнее время ПХЛ задвинули на задворки, но как раз это было неправильным. Сейчас же лига получила хороший шанс заявить о себе.
Павел КРАШЕНИННИКОВ -председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель Наблюдательного совета ФХР, вице-президент ХК "Металлург"