ФУТБОЛ |
ЧЕ-2008. Отборочный турнир |
ЧУТЬЕ ИЛИ ОШИБКА?
Игорь РАБИНЕР
От бури эмоций, поневоле испытанных во время матча Россия - Эстония, порой становилось даже как-то неудобно.
С кем, прости господи, играем, чтобы вот так переживать каждый упущенный полумомент, каждое кадровое решение Хиддинка, каждую прибалтийскую контратаку? Кто нам противостоит, чтобы при телекартинке с готовящимся выйти на поле Сычевым издать радостный крик, что, признаюсь, случилось с вашим корреспондентом во время просмотра матча в редакции? Этого ли мы ждали от четвертого месяца работы знаменитого тренера в России?
Ждали мы по крайней мере того, что по истечении ста дней, проведенных у руля команды, голландец более или менее четко разберется с возможностями вверенных ему игроков. Как иначе - он же Хиддинк, он же всюду возит с собой DVD-плеер, постоянно просматривает матчи и игроков, ему все должно быть ясно!
Но все оказалось не так просто. Видимо, мы забыли опыт его работы со сборными Нидерландов и Кореи, где конец был счастливым, но запрягал Хиддинк долго (с голландцами в своем первом отборочном цикле, к Euro-96, даже Белоруссии умудрился проиграть). Может, и у нас все в конце концов пойдет на лад, и ни в коем случае нельзя делать резких движений, но пока даже во встрече со скромнейшими эстонцами Россия стояла на грани катастрофы. И, уважая Хиддинка и его достижения, нельзя, на мой взгляд, из месяца в месяц религиозно твердить: дайте ему только время, он - маэстро, он все сделает как надо. Слепая вера ни к чему хорошему еще не приводила. Если тренер почувствует (а может, и уже почувствовал) общественное раболепство, на пользу ему это не пойдет. Период магии имени прошел. Настало время для критического анализа.
Избежать крушения с Эстонией помог человек, который по первым месяцам работы Хиддинка казался самым нелюбимым его футболистом в сборной, - Дмитрий Сычев. С Израилем форвард "Локо" даже не попал в заявку, и выпускал его тренер в среду, похоже, от безысходности. Сравните сами: на счету Аршавина теперь (с учетом товарищеского матча с Латвией) 360 сыгранных минут, Кержакова - 151, Погребняка - 149, Павлюченко - 97, а у Сычева - лишь 17! Но их хватило для результативной передачи и гола, при том, что, скажем, Кержаков не может похвастать ни тем, ни другим.
Во встрече с Израилем при единственном форварде Погребняке команда играла прилично, а когда на острие в одиночестве остался Кержаков - никак. Но на Эстонию в стартовом составе вышел Кержаков, два же будущих автора голов остались на лавке. Кто-то, конечно, назовет это тренерской прозорливостью, умением делать верные замены что, кстати, и со сборной Австралии на ЧМ-2006 происходило. Но почему стартовый-то состав оказался таким, что первый тайм матча в Санкт-Петербурге больно было смотреть? Почему то, что произошло на последних минутах, было оттянуто до того момента, когда болельщики уже стали хвататься за сердце? Так что же это все-таки было: чутье на замены или ошибка с "основой"? И не жалеет ли Хиддинк, что не дал ни шанса Сычеву в предыдущих матчах?
Никто не требует от голландца выворачивать душу наизнанку но в любом случае интересно - способен ли он публично признавать ошибки или считает себя непогрешимым. И не говорите мне о субъективизме понятия "ошибка": я привык верить собственным глазам. И называть черное белым не собираюсь, даже когда речь идет о Хиддинке, назначение которого бурно приветствовал и от своей позиции не открещиваюсь.
БИТЫЕ СТАВКИ
Увы, пока оказались биты и многие другие первые ставки Хиддинка помимо Кержакова - Измайлов и Семшов (оправдал себя только Погребняк, за что главному тренеру честь и хвала: разве в середине лета кто-нибудь еще считал игрока "Томи" основным игроком сборной?). И схема с одним выдвинутым форвардом, которой тренер начинал все четыре домашних матча, не сработала: пока при ней забил только Аршавин Израилю. И Погребняк Латвии и Эстонии, и Сычев той же Эстонии забивали в те минуты, когда тренер шел ва-банк.
Да и капитанство Алдонина пока выглядит скорее научным экспериментом, чем естественным ходом вещей. Причем экспериментом, не всем нравящимся. От тех, кто внимательно наблюдал за телетрансляцией матча Россия - Эстония, не ускользнула деталь: когда Алдонин уступал место на поле Сычеву, он (причем дважды!) пытался передать повязку Игнашевичу, но тот ловко отдергивал руку. Только после этого и.о. капитана стал Титов, который, кстати, в привычном по "Спартаку" статусе сразу сделал две голевые передачи. Интересно, будет Хиддинк разбираться в том, что там происходило, или посчитает кутерьму с капитанством ничего не значащей мелочью?
И еще любопытно - осведомлен ли тренер об известных высказываниях в прессе Титова, Аршавина и Игнашевича. Не знаю уж, повлияло ли это на жест капитана ЦСКА или что-то другое - так, спартаковские болельщики в интернете выдвинули версию, что Игнашевич отказался в пользу Титова, и адресовали армейскому капитану множество нехарактерно теплых слов. Но речь о другом: хотим мы того или нет, события внутреннего первенства не могут совсем не отражаться на отношениях внутри сборной. Даже если вслух никем ничего не высказывается, про себя люди могут думать совсем иное. Или не думать. Главное - держит ли главный тренер руку на пульсе ситуации?
Окончание - стр. 2 |