ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА |
Через месяц стартует очередной сезон у прыгунов с трамплина. К предстоящим стартам российская сборная, как и год назад, готовится под руководством знаменитого немецкого специалиста Вольфганга Штайерта.
ШТАЙЕРТ ХОТЕЛ - И ОСТАЛСЯ
"Хотел бы остаться у руля российской сборной" - таким был заголовок к интервью, которое мы с коллегой по "СЭ" Ровшаном Аскеровым взяли у Штайерта спустя каких-то полчаса после завершения олимпийского командного турнира прыгунов.
А чуть ранее, переминаясь на снегу с ноги на ногу в ожидании немецкого тренера, мы поговорили с другими тренерами российской сборной. Речь, разумеется, зашла все о том же Штайерте и методах его работы. Хотелось выяснить, что он привнес в российскую сборную за год работы.
Мы, конечно, ожидали, что дифирамбов ему никто из наших соотечественников петь не будет: в конце концов, Штайерт занимает их место. И все равно удивительно было услышать, что тренерский авторитет немца внутри сборной крайне невысок. По словам российских коллег Штайерта, особых методических новинок в тренировочный процесс он не внес, да и тесного контакта со спортсменами не наладил.
При этом, отмечали наши собеседники, в его деятельности были и плюсы. За годы работы с национальной сборной Германии Штайерт завязал столько полезных связей, что с помощью друзей и знакомых в любой момент может решить любую проблему из разряда материально-технических. Так что в сборной России немцу больше подошла бы должность генерального менеджера, но никак не главного тренера. Да и сами спортсмены после прихода в сборную Штайерта в интервью также говорили о чем угодно, только не о самом тренировочном процессе.
"Изменений множество, - рассказал в интервью "СЭ" перед началом олимпийского сезона тогдашний лидер сборной Дмитрий Васильев. - Раньше мы получали комбинезоны, которые затем приходилось перешивать, да и качество материала оставляло желать лучшего. А сегодня благодаря авторитету нового шефа мы экипированы по последней моде, портные известных фирм снимают с нас мерки, и поэтому никакой подгонки не требуется. Получается, что нас наконец-то посчитали престижными клиентами".
На Олимпиаде в Турине "престижный клиент" Васильев едва не сотворил одну из самых громких сенсаций Игр. После первого финального прыжка (возможно, лучшего у Дмитрия за карьеру) россиянин оставил позади всех именитых прыгунов. Увы, удержаться хотя бы в призовой тройке ему не удалось. Васильев смазал второй прыжок и откатился на 10-ю строчку. Основная же поставленная перед сборной задача - место в шестерке по итогам командного турнира - выполнена не была (россияне остались восьмыми). Тем не менее все получилось, как хотел Штайерт: контракт с ним был продлен еще на год, до окончания чемпионата мира в Японии.
- Я доволен не только фактом продления договора, - заявляет президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский. - Но еще и тем, что наших российских тренеров мы также не принизили. Прошедший сезон показал, что в методике наши Штайерту не уступят. Работая в связке с немцем, большого прогресса достиг Александр Арефьев, который остается главным тренером (должность Штайерта - шеф-тренер. - Прим. С.Б.). Другой вопрос, что у Штайерта больше опыта. Он с легкостью решает непосильные порой для нас вопросы с техническим обеспечением и привлечением специалистов. В частности, приглашение в сборную в качестве сервисмена финна Яри Мантилы (олимпийского чемпиона-2002 в командном турнире двоеборцев. - С.Б.) - именно его идея. Рад, что нам удалось оставить Яри в сборной и в этом сезоне. Его работой довольны все.
КАК ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ, НЕ ЗНАЯ ЯЗЫКА?
Одна из главных претензий к Штайерту заключается в том, что он не сумел наладить микроклимат внутри коллектива. И мог ли это сделать, если еще накануне своего прихода в команду признался, что русский учить не собирается?!
"В данном случае я руководствуюсь интересами ваших атлетов, - отмечал Штайерт в интервью "СЭ". - Большинство соревнований проводится в Германии, Австрии и Швейцарии. Сильнейшие прыгуны общаются между собой на немецком. Чтобы уверенно чувствовать себя в этом мире, российские спортсмены должны как следует изучить этот язык".
По сути, немец прав. Наши прыгуны проводят за рубежом по полгода и, как результат, говорят и на английском, и на немецком. Но даже в такой ситуации беседа Штайерта с Васильевым, что называется, по душам едва ли возможна.
- Заглянуть в душу ребятам немцу действительно трудно, - рассуждает Славский. - Есть и некоторые межличностные проблемы, связанные с его подходом к тренировкам. Штайерт - типичный западный тренер. Снизил спортсмен к себе требования - Штайерт его отправляет в запас и готов предоставить шанс другому. Я его, кстати говоря, прекрасно понимаю. В сборной Германии, которую он до прихода к нам тренировал, главенствует именно этот подход. Там в команду имеет шанс попасть только окончательно сформировавшийся спортсмен, которого не придется учить азам.
Только вот ситуация у нас несколько иная, - продолжает Славский. - Что тут говорить, если в обойме российской сборной сейчас всего-навсего 4 - 5 прыгунов европейского уровня, а на подходе по-прежнему никого нет? Почти полностью отсутствует конкуренция, и поэтому каждую такую "отлучку" ребята переживают очень остро. И все же, несмотря на это, хочу сказать, что команда Штайерта приняла. И это очень важный итог нашего сотрудничества.
НАДЕЖДЫ И ВОПРОСЫ
Ожидать каких-либо скидок герру Штайерту в дальнейшем не стоит. Если на японском чемпионате задача (все то же место в шестерке) вновь не будет выполнена, он рискует получить "билет в один конец", что будет серьезным ударом по его репутации. При этом по итогам летних прыжковых турниров стало очевидно, что ситуация в российской сборной сложилась неоднозначная.
- С одной стороны, нас не может не радовать, что на первые роли выдвинулись молодые Дмитрий Ипатов и Денис Корнилов, - продолжает Славский. - К этому они долго стремились, а мы все очень на них надеялись. В год мирового первенства это как минимум внушает оптимизм, а как максимум позволяет реально рассчитывать в Саппоро на вожделенное место в шестерке. Кроме того, на Универсиаде, которая состоится в этом сезоне в Турине, обязательно будем планировать медаль. С другой стороны, огорчает то, что здорово сдал в результатах Васильев. После совещания со Штайертом Дмитрию было выдвинуто что-то вроде ультиматума: если он не наберет приличные кондиции, на стартовые этапы Кубка мира не поедет.
Получается, в новый сезон сборная России вступает полная надежд и с массой животрепещущих вопросов. Сможет ли вернуться на свой прежний уровень Васильев? Справятся ли с неожиданно свалившимся на них бременем лидерства молодые Ипатов с Корниловым? Сумеет ли подтянуться к этой тройке столь необходимый для борьбы в командном турнире четвертый номер? Какие-то выводы можно будет делать ближе к Новому году когда по результатам первых этапов Кубка мира будет сформирован костяк сборной для участия в мировом первенстве.
Сергей БУТОВ