Газета Спорт-Экспресс № 262 (4241) от 14 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 ноября 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МЕМОРИАЛ ТАЛЯ

Аркадий ДВОРКОВИЧ: "МЕМОРИАЛ ТАЛЯ СДЕЛАЕМ РЕГУЛЯРНЫМ"

До финиша первого московского супертурнира 20-й категории Мемориал Таля осталось три тура, а кто выиграет это исключительно сильное и престижное соревнование, пока не ясно. Лидируют трое: Левон Аронян (Армения), Петер Леко (Венгрия) и Руслан Пономарев (Украина).

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Москвы

МОСКОВСКИЙ "ЛИНАРЕС"

Это мой первый "широкоформатный" репортаж с Мемориала Таля, поэтому прежде всего, набрав в легкие побольше воздуха, крикну: "Наконец-то и наша столица обрела свой международный шахматный турнир высочайшей категории!"

14 лет подряд ездил я в захолустный, едва различимый на карте (правда, очень и очень симпатичный) испанский городок Линарес, чтобы осветить проходящий там супертурнир. И всякий раз недоумевал: а чем Москва-то хуже? Ведь в Линаресе живет народу вдвое меньше, чем в Бирюлеве-товарном, а из промышленных гигантов в нем имеется лишь одна маленькая фабрика по производству маленьких же японских автомобильчиков "Сузуки". А в российской столице в одних только автомобильных пробках ежеминутно стоит машин больше, чем произвела линаресская фабрика за всю историю своего существования.

Но не было, видать, раньше в Москве таких энтузиастов шахмат, как сеньор Рентеро, владелец сети гостиниц в провинции Хаэн и отец-основатель великого турнира в Линаресе. А теперь такие люди у нас есть.

Например - Аркадий Дворкович, один из организаторов Мемориала Таля, сопредседатель оргкомитета. Ему всего 34 года, но чтобы вы поняли масштаб его дарования, скажу что пять лет назад Аркадий уже был заместителем министра в правительстве РФ. Самым молодым, между прочим, заместителем министра в истории государства.

Сейчас Аркадий Дворкович возглавляет Экспертное управление администрации президента России, которое, в частности, осуществляет аналитическую и информационную поддержку всех важнейших направлений президентской администрации, связанных в той или иной мере с экономикой страны.

-Аркадий Владимирович, как родилась идея провести в Москве Мемориал Таля?

- Она достаточно очевидна. На днях исполнилось 70 лет со дня рождения этого гениального шахматиста, и такой юбилей лучше всего было отметить проведением крупного международного турнира. Это лучшая дань памяти восьмому чемпиону мира Михаилу Талю. Когда Александр Бах (исполнительный директор Российской шахматной федерации (РШФ). - Ю.В.) выступил с такой инициативой, мы с Александром Жуковым (вице-премьер правительства России, президент РШФ. - Ю.В.), естественно, ее сразу поддержали и включились в работу. Вся организация турнира была, конечно, на Бахе, а мы с Жуковым помогали с привлечением спонсорской поддержки. В результате удалось собрать необходимые для проведения такого турнира ресурсы. Кстати, нами двигало желание не только отметить юбилей Таля, но и дать его Мемориалу постоянную прописку в турнирном календаре.

-Значит, можно надеяться, что Мемориал Таля состоится и в будущем году?

- Да, мы постараемся сделать его регулярным.

-Сроки те же?

- Все зависит от того, как будет организован новый цикл розыгрыша первенства мира. Это главное шахматное событие, а остальные турниры должны подстраиваться под него.

-Раньше у шахматистов было не так много "своих людей" во властных структурах. На ум приходит, пожалуй, лишь Александр Жуков. Как вы стали проявлять интерес к развитию шахмат у нас в стране?

- Должен сказать, что во властных структурах не только Жуков увлекается шахматами. Многие депутаты Государственной думы всерьез ими интересуются. Это тоже властная структура, законодательная ветвь. И в правительстве России есть шахматные энтузиасты, которые, может быть, играют послабее Александра Дмитриевича, но играют.

Я попал в этот круг естественным образом, поскольку мой отец всю жизнь занимался шахматами (Владимир Яковлевич Дворкович, международный арбитр и великолепный шахматный статистик, был постоянным консультантом "СЭ". - Ю.В.). Я всегда был рядом с отцом, иногда помогал ему в каких-то статистических расчетах или в переводе статей. Когда он ушел из жизни, у нас в семье возникло много различных идей, связанных с поддержкой шахмат и сохранением памяти об отце. По нашей инициативе была создана шахматная гостиная имени Владимира Дворковича. Раз в месяц в одном из московских ресторанов проводились шахматные вечера, на которые приходили и политики, и шахматисты, и просто друзья, которые хотели посмотреть, как люди играют в шахматы, пообщаться и, может быть, самим приобщиться к этой игре. Вскоре мы откроем постоянный шахматный клуб, который так и будет называться - Шахматная гостиная имени Владимира Дворковича. Главная цель клуба - работа с детьми, но туда смогут приходить все любители шахмат. В клубе будут проводиться турниры, матчи, встречи с гроссмейстерами, сеансы одновременной игры.

-Где он будет располагаться и когда откроется?

- На пересечении проспекта Мира и Садового кольца, неподалеку от Института Склифосовского. А открыть клуб мы рассчитываем до Нового года.

-Будет турнир памяти Владимира Дворковича?

- Такой турнир мы уже провели в Центральном шахматном клубе. Во время встречи глав государств Большой восьмерки в Петербурге мы пригласили в Москву детские команды из восьми стран. И этот опыт показал, что такие соревнования очень интересны для юных шахматистов и они с удовольствием будут приезжать к нам. А турнир среди взрослых будет проводиться на родине отца, в Таганроге.

-В шахматы вы пришли, чтобы увековечить память отца. А еще вы член исполкома Российского футбольного союза (РФС). Там чем занимаетесь?

- В основном делами сборной страны, а также возглавляю финансовый комитет, слежу за исполнением бюджета. И могу подтвердить, что с бюджетом в РФС все чисто. Сейчас вынашиваем идею подготовки в России квалифицированных тренеров и организации хороших детских футбольных школ. На мой взгляд, это наиболее важно и перспективно. А Профессиональная футбольная лига, думаю, сама разберется со своими проблемами.

-Раз вы занимаетесь вплотную бюджетом нашей футбольной сборной, скажите, когда шахматы смогут приблизиться по вложенным в них средствам к футболу?

- Футбол - телевизионный вид спорта, а шахматы пока не нашли формат, в котором их было бы действительно интересно смотреть по телевизору. Если футбол всем понятен, то шахматные правила знают не все. Чем больше детей мы научим играть в шахматы, тем масштабнее будет в перспективе шахматная аудитория и тем интереснее будет спонсорам вкладывать в шахматы большие деньги.

-У вас есть дети?

- Двое. Мальчики. Павел и Владимир. Старшему, Павлу, четыре с половиной, он охотно и много занимается шахматами. Думаю, через полгода у него будет пятый разряд.

-Кто-то из участников Мемориала Таля напоминает вам восьмого чемпиона мира?

- С Талем сравниться не может никто. Но по смелости, мне кажется, Грищук похож на Таля. Полагаю, он еще поправит свои дела на турнире.

МОЖНО ЛИ ИГРАТЬ, КАК ТАЛЬ?

Наш разговор с Аркадием Дворковичем происходил во время 5-го тура, в котором все партии завершились мирно и никто свое положение не поправил, но и не ухудшил. А вот в 6-м туре Грищук действительно блеснул, победив черными Свидлера. Случай, прямо скажем, нетипичный для рейтинговой высоты 2750, на которой пребывает Свидлер. Четвертая позиция в мире, между прочим. Что же произошло во встрече товарищей по сборной России?

В остром варианте сицилианской защиты Свидлер решил свернуть с протоптанных в теории троп и оказался в затруднительном положении. Игра черных против белого короля, оказавшегося на ферзевом фланге, развивалась легко и непринужденно, тогда как действия белых на противоположном участке шахматного фронта явно запаздывали. Свидлер расстался с качеством, но ослабить атаку Грищука ему не удалось.

Очередное поражение потерпел Александр Морозевич, на сей раз от Петера Леко, который после этой победы вошел в лидирующую тройку.

-Почему так неровно и нервно играют наши сборники? - поинтересовался я у заслуженного тренера СССР, председателя тренерского совета РШФ Анатолия Быховского.

- К сожалению, должен признать, что результат наших лучших гроссмейстеров на Всемирной шахматной олимпиаде в Турине в общем-то соответствует уровню их выступления на этом турнире. Да и здесь они, к сожалению, уступают в боевитости Руслану Пономареву, Левону Ароняну, Леко. В чем причина, затрудняюсь ответить. Невозможно ведь объяснить, как Морозевич, продумав 50 минут в партии с Пономаревым, умудрился упустить ничью. То ли сказывается усталость, то ли пропал энтузиазм, то ли не хватает энергии, которой, может быть, не хватало и в Турине. Не могу понять, отчего так происходит.

Я спросил Быховского, что он думает об игре своего ученика Грищука.

- Недавно у Саши был день рождения. Я его поздравил и сказал то, что говорил и раньше: "Ты ведь ни в чем не уступаешь Топалову. Может быть, только менеджер у тебя не такой хороший".

После слов про менеджера Быховский засмеялся. Да, по пробивной мощи с Сильвио Данаиловым никто не сможет сравниться. А что касается Грищука, то талант у него, конечно, чемпионского калибра, но собранности и организованности ему пока не хватает. А то, что он не уступает в понимании сущности игры никому из первой десятки, бесспорно.

-Можно ли сейчас играть так, как играл незабвенный Таль? - спрашиваю мэтра, который не понаслышке знал Михаила Нехемьевича.

- Мне кажется, нет, - отвечает Быховский. - Все же играть в стиле Таля можно на неоднородных по составу участников турнирах, а здесь идет игра более капитальная. Ныне дебютная подготовка с помощью компьютеров стала настолько изощренной, что вряд ли на таком высоком уровне кому-то удастся получить позицию, в которой возможны комбинации в стиле Таля. Да и техника зашиты возросла настолько, что эффектные интуитивные комбинации (не всегда корректные), которые удавались Талю, теперь не пройдут.

Среди тех, кого сравнивают с Талем - не только по легкости игры, но и по открытой, дружелюбной и веселой манере общения, чаще других называют Левона Ароняна из Армении. Хотя сам он своей игрой категорически недоволен. И основания для этого у него есть. Например, тому же Свидлеру проиграл тут, как новичок, грубейшим зевком. Однако при этом Левон совершенно не унывает, он неизменно весел и шутлив и играет не зажато, легко. Так и хочется сказать: как Таль. Но не будем выдавать желаемое за действительное. Играть, как Таль, действительно никому ныне не под силу. Да и время теперь другое. Аронян играет весело и свежо, порой авантюрно (как в партии с Леко в 5-м туре), но все же не как Таль. И тем не менее претендует на победу в турнире. Благо ему еще и везет. Например, так, как повезло Ароняну в 6-м туре в партии с юным Карлсеном, даже Талю не везло: совершенно ничейный эндшпиль умудрился норвежец проиграть!

6-й тур. Леко (Венгрия) - МОРОЗЕВИЧ (Россия) - 1:0. Аронян (Армения) - Карлсен (Норвегия) - 1:0. СВИДЛЕР (Россия) - ГРИЩУК (Россия) - 0:1. Ничьи: Широв (Испания) - Пономарев (Украина) и Мамедьяров (Азербайджан) - Гельфанд (Израиль).

За три тура до финиша: Аронян, Леко и Пономарев - по 4 очка из 6, Гельфанд, Мамедьяров и СВИДЛЕР - по 3, ГРИЩУК и Широв - по 2,5, Карлсен и МОРОЗЕВИЧ - по 2.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF