Газета Спорт-Экспресс № 268 (4247) от 21 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 ноября 2006 | Хоккей

ХОККЕЙ

Из служебной поездки по Америке, связанной с судебным делом Евгения Малкина, вернулся генеральный директор "Металлурга" Mг.

Геннадий ВЕЛИЧКИН: "НХЛ ШЛА ЕДИНЫМ ФРОНТОМ. МЫ БЫЛИ ОДНИ"

НЕВЗОРВАВШАЯСЯ БОМБА

-Чем вы непосредственно занимались во время своего визита в США?

- При моем участии в течение двух дней шло окончательное согласование всех юридических нюансов с нашим адвокатом Берковичем. Мы очень плотно работали, подняли все материалы и необходимые подписи, а также удостоверили свидетельские показания.

Самое главное, что произошло за эти два дня, - мы получили окончательное заключение экспертизы. Документ написан сухим юридическим языком, но я его почитал - и у меня волосы дыбом едва не встали. Автор экспертизы - профессор, доктор юридических наук, возглавляющий кафедру трудового права Уральского государственного университета в Екатеринбурге Светлана Головина. Ею она и проводилась. Экспертиза доказывает, что статья Трудового кодекса, согласно которой работник может написать заявление и в течение двух недель покинуть место работы, категорически не подходит для профессионального спортсмена. Мы считали, что этот документ должен стать бомбой. И если бы слушание дела происходило в российском суде, так оно и случилось бы.

-Только вот вы свои интересы отстаивали, так сказать, на территории врага.

- Не врага, а, точнее, конкурирующей фирмы. К сожалению, судья более чем снисходительно отнеслась к этому документу. Похоже, она вообще не приняла его в расчет.

БЕЗ ФХР И ГОСКОМСПОРТА

-НХЛ, отстаивая свои интересы, выступала в суде единым фронтом, тогда как вы и "Локомотив" бились, по сути, в одиночку.

- Осознавать это обидно и тяжело. НХЛ в защите своих интересов действительно выступила объединенно. Мне, не скрою, хотелось бы, чтобы рядом с нами были люди из федерации и Госкомспорта.

Тут ведь вот еще в чем дело. В прессе было несколько публикаций, где руководство ФХР открытым текстом заявляло: наше дело безнадежное. Мол, закон есть закон, и, пока он существует в нынешнем виде, нам ловить нечего. Полагаю, аналитическая группа НХЛ, которая проделала при подготовке к процессу огромную работу, не обошла вниманием и высказывания наших функционеров. Тем самым американская сторона как бы подчеркивала: смотрите, даже руководство российского хоккея не верит в успешный для "Металлурга" и "Локомотива" исход процесса, а Магнитогорск и Ярославль пытаются просто выбить из нас деньги!

Со своей стороны, Беркович привел некоторые технико-экономические показатели работы нашего комбината. Рассказывая о Викторе Рашникове как о бизнесмене и человеке, уважаемом не только в России, но и в Европе, в мире, использовал данные известного журнала "Форбс". К сожалению, все эти доводы в суде учтены не были.

-И все же, насколько я понимаю, изначально шансов на успех у вашей стороны действительно было не много.

- Соглашусь с вами, но, с другой стороны, с чего-то же надо было начинать. Опытнейший человек в мире хоккейного менеджмента Валерий Иванович Гущин, который много раз принимал участие в разного рода разбирательствах, совершенно откровенно при встрече с нами говорил: с американцами судиться можно и нужно. Единственная проблема - найти деньги на судебные издержки. Именно на это раньше очень часто полагалась североамериканская сторона, рассчитывая к тому же еще и на наше так называемое совковое восприятие.

В любом случае нынешнее решение суда можно считать неокончательным. Это я, правда, говорю предварительно, еще не получив всех выводов от нашего адвоката Берковича.

-Каковы были ваши первоначальные требования?

- Запретить Малкину несмотря на продолжавшееся разбирательство, принимать участие в регулярном чемпионате НХЛ, поскольку "Металлург" несет невосполнимый ущерб оттого, что Женя не выступает за нас. При этом, даже если потом наша точка зрения окажется доказанной в суде и нам вернут Малкина, мы не собираемся поворачивать время вспять и заставлять его выступать за "Магнитку".

Ближайшая цель, повторю, одна - запретить ему выступать за "Питтсбург". Добьемся этой цели - начнем разбирать другие варианты. И пока, считаю, НХЛ победила только на словах, хотя это предварительная оценка со слов Берковича. Официальное заключение он еще готовит, и появится оно в ближайшие дни.

МАЛКИН МОГ ЗАРАБОТАТЬ $3 500 000

-Вопрос о возможной финансовой компенсации даже не рассматривался?

- Именно так! Плюс американцы обвинили нас в том, что мы только и думаем, как бы получить с них денег. Якобы это настоящий рэкет, и мы хотим нажиться за счет бедного и несчастного мальчика. Вот на чем строила защиту американская сторона.

Некоторые люди в России, я их даже не знаю, как назвать, пишут, что Величкин хотел забрать деньги за Малкина себе в карман. И как это понимать? Ведь рядом со мной работает мощный металлургический комбинат с серьезной экономической и финансовой структурой. Конечно, Величкин, как и любой в этой жизни, хочет заработать, но разве у меня нет возможности делать это честным путем?!

-Некоторые из документов, подготовленных американской стороной и предназначенных для суда, оказались открыты для прессы, в частности заявление самого Малкина. Вы знаете об этом?

- Заявление, где он говорит, что его принудили подписать договор с "Магниткой"? Да, знаю. Не мое дело комментировать появление таких материалов, но давайте обсудим тему так называемого принуждения. Очевидно, что меня снова пытаются выставить не в хорошем свете. Любой человек, который меня хоть немного знает, понимает, что ничего подобного быть не могло. Тем более представьте - совершенно взрослый, психически адекватный, физически сильный молодой человек, ростом 193 сантиметра, коим является Женя Малкин, с ним не менее здоровый агент Геннадий Ушаков и папа хоккеиста, тоже человек не слабый. Да еще и брат. И вдруг, если верить этому документу, Величкин якобы ложится под колеса автомобиля, чтобы тот не мог уехать, в то время как Рашников - президент клуба - уже покинул место переговоров. Вы в это верите?

-Я - нет, но в суде, видимо, поверили.

- На самом деле после ухода Рашникова сторона Малкина сильно заволновалась, тогда как я, наоборот, успокоился. Просто понял, что шеф увидел и осознал: мы сделали все от нас зависящее. Так называемое запугивание при подписании контракта, о котором говорит американская сторона, в действительности заключалось в том, что мы предложили Жене из оставшихся по контракту двух лет убрать один сезон.

Кстати, теперь благодаря организованной американцами утечке все знают, сколько Малкин получил в прошлом году. Миллион. А в этом мог заработать три с половиной.

-Эти данные являлись конфиденциальной информацией?

- Она по сути конфиденциальна, но еще в прошлом году я говорил, что готов представить данные по всем контрактам. Почему же тогда не делаю этого? Просто неудобно перед своими коллегами. Вот если все вместе решат, что надо публиковать такую информацию, - вопросов не будет. Нам такие публикации не страшны. Поскольку все прошло через клуб официально, по белой ведомости.

НЕ МОГ ЕХАТЬ В ПИТТСБУРГ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА

-Почему не состоялась запланированная вами поездка в Питтсбург и что за история с отказом "Пингвинов" выделить вам место в ложе для почетных гостей?

- Я прилетел в Нью-Йорк 8 ноября поздно вечером и уже на следующее утро встретился с Берковичем. С ним мы весь день провели в офисе, работая с документами. А 10-го я должен был лететь в Питтсбург. Билеты на матч были забронированы моим американским другом, который и встречал меня в аэропорту по прилету в США. Это наш давний партнер Борис Чейт, который еще с 1992 года принимал участие в судьбе "Металлурга". Он же заказывал авиабилеты на Питтсбург и, повторяю, бронировал места на хоккейный матч.

Я даже не думал про ложу и знать не знал, что вся эта история со сданным билетом так широко освещается в СМИ. Узнал о ней постфактум, только когда приехал домой и все прочитал. Поверьте, смеялся от души. Конечно, мне хотелось посетить матч, но Беркович настоял на том, чтобы я остался в Нью-Йорке. Адвокат аргументировал это необходимостью дополнительно поработать над документами, а кроме того, он рекомендовал накануне суда не давать лишний повод для спекуляций ненужным появлением в Питтсбурге.

-Значит, с Малкиным пообщаться так и не удалось?

- Перед отъездом я общался с мамой Малкина, интересовался, не надо ли что-нибудь передать сыну. Она мне ответила, что недавно была у него в Питтсбурге, а заодно и сказала, что я могу спокойно позвонить Жене, поскольку его магнитогорский мобильный включен. Я это запомнил и передал маме, что и мой телефон Малкин знает - пусть звонит в любой момент. К сожалению, он этого не сделал, да и у меня не было времени. Я честно один раз набрал его номер, но Женя трубку не взял или не мог этого сделать - может, в тот момент находился на тренировке. Никаких догадок строить не хочу.

Считаю, что Малкин не может держать на меня обиду. Он всегда спокойно со мной общался и был уважителен. Недавно я разговаривал с его бывшей девушкой. Она рассказала, что Женя меня чуть ли не за второго отца почитал. Слышать это было очень приятно, так же как и прочитать в газете его ответ на вопрос, знает ли он, на каком месте идет его клуб.

Малкин лишь улыбнулся: не переживайте, Геннадий Иванович - опытный менеджер, он что-нибудь придумает и команда вернется на прежние позиции.

Когда Женя говорит обо мне плохо, это, уверен, его заставляют так делать. Все я прекрасно понимаю и знаю. Просто он еще слишком молодой и неопытный, ему надо повзрослеть. И тогда долги моральные он мне вернет, а вот насчет материальных - не знаю (смеется).

10 ПРОЦЕНТОВ - ДЕТСКОМУ ТРЕНЕРУ

-Каким образом суд, состоявшийся в Нью-Йорке, в будущем может повлиять на подписание договора между Россией и НХЛ?

- Во время этого суда из уст американцев прозвучала фраза, что во всей ситуации виновата российская сторона. Мы, дескать, давно предлагали подписать договор и заплатить.

-Вы что-нибудь слышали про инициативную группу с российской стороны, которая занимается разработкой условий нового договора?

- Ничего не знаю, поскольку ситуацией не владею. В то же время готов принять самое непосредственное участие в этом процессе. Мне довелось встречаться с чешскими и финскими менеджерами, журналистами, все они говорят, что мы молодцы, отважившиеся бороться в одиночку и стоящие до конца. Они имеют в виду не только меня и наш клуб, но Россию в целом.

На самом деле контракт с НХЛ можно хоть завтра подписывать, ведь те же 200 тысяч за среднего российского игрока - в принципе приемлемый вариант. Но в случае с Малкиным в Северной Америке должны были потерпеть до тех пор, когда у Малкина закончится действующий контракт с "Металлургом", после чего и заплатить те самые 200 тысяч. Не можете ждать, поскольку вам "Питтсбург" надо срочно продавать, а с Малкиным клуб взлетит в цене миллионов на сорок? Извините, тогда, будьте любезны, отстегните "Металлургу", условно говоря, пять миллионов. Они же не в карман Рашникову или Величкину пойдут, а на подготовку игроков и поощрение тренеров.

Ведь кто в нынешней ситуации остался внакладе? Детский тренер Малкина - Сергей Витман, которому клуб пообещал, что, какую бы компенсацию за игрока мы ни получили, 10 процентов пойдут ему. Разве это плохо?

КИНГА С "МАЛЬМЕ" ЖДЕМ НА ТУРНИР РОМАЗАНА

-Обойти стороной тему выступления "Металлурга", наконец-то набравшего хороший ход, нельзя.

- Рано еще говорить о чем-то. Да, мы работаем, стараемся, ищем варианты. Что-то начало получаться.

-От руководства сильно доставалось?

- Признаюсь, получали по первое число. И было, наверное, за что. Но не думаю, что мы допустили серьезные ошибки в селекции. Мы же с Рашниковым сидели вместе перед началом сезона и думали на эту тему. Можно было еще 2 - 3 миллиона потратить и подписать нескольких игроков, предложив им большие зарплаты, которые в России на самом деле во многом неоправданны и завышены. Но мы не пошли на такой шаг. И дело не в том, что средств нет. Никогда деньги в Магнитке не закончатся, пока существует комбинат. А он и в будущем будет только процветать и развиваться.

-Тем не менее на определенные траты клубу пойти пришлось, пригласив чешского нападающего Кудрну и вернув Кудерметова.

- Рашников имеет замечательную привычку следовать первоначальному решению. Подписали бюджет на сезон - надо выполнять. И даже те дополнительные траты, которые пришлось понести из-за нового регламента ФХР, не заставили нас как-то подвинуться. Мы продолжали жить в рамках бюджета, утвержденного первоначально. Да, "Металлург" подписал Кудрну, но одновременно пришлось расстаться с Ильей Воробьевым. Очень жаль было это делать. Илья за год настолько влился в наш коллектив, словно он в "Металлурге" провел не сезон, а лет 10. Я зашел в раздевалку по окончании его последней игры, так у него были слезы на глазах. Пришлось самому отвернуться и уйти, поскольку мне тоже было тяжело на это смотреть. Спасибо Петру Ильичу, что воспитал такого сына.

-А возвращение Кайгородова?

- "Металлург" на нем и вовсе сэкономил, ведь два месяца ему зарплату платили в "Оттаве". Вот единственная польза от НХЛ, получается (улыбается). Пока мы молодежь здесь обкатывали, Кайгородов там, считайте, только тренировался. Ищем и другие варианты экономии.

-Но, согласитесь, разница в игре клуба по сравнению с тем, что было месяц назад, - как между небом и землей.

- Что произошло? Смена тренеров привела к некоторой смене в психологии. С Кингом мы получали одно, и в прошлом сезоне это помогало. А вот в нынешнем чемпионате дела не сложились. Не все шло гладко у ребят в отношениях с тренерским коллективом, контакт оказался потерян. И, наверное, для самого Дэйва уход оказался лучшим вариантом. После опыта, полученного в России, он, думаю, с удовольствием поработает в Швеции.

Мы с ним пытаемся общаться. И у меня вообще есть такая идея - Кинга вместе с его "Мальме" на будущий год пригласить на турнир Ромазана. А если у Сикоры будет команда в Чехии, то и его позовем, да еще и Белоусова с "Авангардом". Всех наших бывших тренеров позвать - хорошая идея, согласны?

Михаил ЗИСЛИС