ШАХМАТЫ |
МАТЧ КРАМНИК - DEEP FRITZ |
НЕ ПОРА ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ПРОСИТЬ У МАШИНЫ ФОРУ?
В 4-й партии чемпион мира Владимир Крамник, неудачно разыграв дебют, столкнулся с серьезными трудностями и после 6 часов кропотливой защиты сумел избежать поражения с помощью единственных ходов.
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Бонна |
С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ
После этой партии Крамник выглядел крайне измученным и назвал ее самой тяжелой пока для себя в матче.
Действительно, такая защита может вымотать кого угодно. Черные, которыми играл Человек, простояли в пассивной стойке 6 часов без намека на контригру. Нет, они, конечно, не то что бы стояли, это невозможно по правилам, так как необходимо делать какие-то ходы. Но выбор у Крамника был крайне ограничен. Машина постоянно грозилась загнать его в цугцванг, то есть в ситуацию, в которой любой ход ведет к поражению. Выражаясь образно, Владимир 6 часов простоял на табуретке с накинутой на шею петлей, а электронный палач в это время в своей темной кладовой в семи метрах от него деловито жужжал вентиляторами, чтобы не вспотеть от напряжения, перебирая миллионы и миллиарды вариантов в поисках одного, который вышиб бы из-под Человека эту самую табуретку. Вероятность второго поражения Крамника в матче была более чем реальна.
На пресс-конференции его спросили, когда он понял, что уже не проиграет партию.
- Совсем успокоился я лишь после того, как мы разменялись нa g4.
То есть только на 50-м ходу чемпион мира осознал, что ему пока лишь зачитан приговор. А казнь отложена.
Крамник постоянно говорит о необыкновенном напряжении, которое он испытывает, играя с компьютером. Ничего подобного с ним не было даже в поединках с Гарри Каспаровым, Петером Леко и Веселином Топаловым. Потому что, когда Владимир играл с себе подобными, всегда можно было рассчитывать на то, что соперник может чего-то не знать, чего-то не видеть или чего-то испугаться. В этого же противника заложены все когда-либо сыгранные партии, все варианты и разветвления. Он ничего не боится, так как не понимает, что это такое. Если надо пройти через всю доску королем подобно канатоходцу под куполом цирка, для него это то же самое, что прогуляться по широкому тротуару: все просчитано на сто шагов в сторону. А самое главное преимущество Электронного Игрока заключается в том, что он никогда не устает. В любой момент партии, будь это 1-й ход или 50-й, он ровно жужжит своими вентиляторами - и считает, считает, считает...
Человека же выматывает не столько глубокий расчет и нехватка времени, сколько страх. Да-да, страх. Он постоянно должен перепроверять себя: а вдруг что-то зевнешь? Тем более что уже был такой случай. То, что произошло с ним во 2-й партии, до сих пор приводит Крамника в транс, когда он вспоминает об этом. Ужасная, непостижимая, мистическая ошибка: зевнул мат в один ход!
Скорее всего, к этому "короткому замыканию" привело то, что человеческий мозг отказался повиноваться его обладателю из-за накопившейся усталости. Ведь слишком мало было у Крамника времени для восстановления после тяжелейшего матча с Топаловым в Элисте.
Обидно, что чемпион мира среди людей не смог толком подготовиться и дать настоящий бой Машине. Обидно за род человеческий. За Крамника обидно. Ведь даже без серьезной подготовки, попав в трудную позицию после дебюта, он смог устоять в схватке с Компьютером. А как бы играл Владимир, если бы подобно бригаде, "тренировавшей" "Дип Фритц", он поработал полгода над неприятными для его электронного оппонента позициями? Кто бы тогда стоял на табуретке с петлей на шею?
К сожалению, мы этого никогда не узнаем.
НЕ НАДО ЕГО БОЯТЬСЯ
Перед матчем я беседовал с 12-м чемпионом мира Анатолием Карповым, который убежден в том, что правила таких соревнований нуждаются в изменениях.
- Человек не может пользоваться подсказками во время игры, а компьютер может, - сказал Карпов. - В его память заложены все знания, накопленные шахматным человечеством. Поэтому борьба неравная. Надо или отключить эту память у компьютера, или разрешить человеку пользоваться такой же базой.
Как видим, это пожелание Карпова организаторы данного матча учли. Крамник может пользоваться той же "дебютной книгой", которой пользуется и компьютер. У него есть возможность наблюдать за процессом выбора компьютером того или иного решения и в зависимости от этого корректировать свои. Каспаров о таких поблажках в своих матчах с компьютером мог только мечтать.
Далее, говоря об уравнивании шансов Человека и Машины, Карпов подчеркнул, что человеку необходимо давать больше времени на обдумывание:
- Компьютер в доли секунды может просмотреть необходимые ему для принятия решения варианты, а человеку для этого нужны минуты.
Да, быстродействие компьютера потрясает воображение. Но ведь человеку в отличие от тупого "движка" не надо считать все варианты, он может выбрать только необходимые. Вот их ему и надо просчитать очень глубоко и очень точно.
Тут человеку очень бы пригодился компьютер, но кто же ему его даст? Это будет нарушением правил.
Надо ли просить фору во времени у Электронного Чудовища? Согласитесь, это будет означать признание того, что оно заведомо сильнее. А ведь это не так. И Карпов, и Крамник, и большинство других крупных авторитетов (например, Виши Ананд) прекрасно знают, что Машина не сильнее.
Он тупее, примитивнее. Просто ему дана способность перелопачивать миллионы и миллиарды вариантов и выбирать, по его мнению, лучший. Который, с человеческой точки зрения, таковым далеко не всегда является. Этот вариант специфический, компьютерный. Крайне неприятный для соперника, но не лучший.
Думаю, просить фору во времени у Машины не надо. Ее надо обыгрывать независимо от того, сколько она прокручивает в своем железном чемодане вариантов.
А для этого к матчу с Машиной необходимо готовиться так же серьезно, как к матчу на первенство мира с Каспаровым или Топаловым. Тем более что призовые фонды вполне сопоставимы.
"ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ИДИОТ"
Самым любопытным в 4-й партии был ее первый ход. Машина впервые пошла от короля. Признаться, многие, и я в том числе, ожидали, что программисты Deep Fritz с самого начала выберут такую матчевую стратегию, ведь в этом случае у черных весьма ограничен круг дебютов. По сути, только две дорожки оставляли комментаторы чемпиону мира. Или идти "русским путем" (русскую партию еще называют "дебютом Петрова" в честь ее изобретателя), или же прятаться за "берлинскую стену" в известном варианте испанской партии, доставившую столько неприятностей Каспарову в 2000 году в Лондоне. Причем "Берлину" отдавалось предпочтение, потому что, дескать, "Машина его не понимает".
Но почему она что-то понимает, а в чем-то ни в зуб ногой? Может, это обычное наше заблуждение - приписывать неодушевленным предметам свои качества?
В том-то и вся фишка, как говорит моя старшая дочь, что компьютер вообще ничего не понимает, тем более компьютер, в который заложен метод сплошного перебора вариантов. Давид Ионович Бронштейн сказал мне во время первого подобного матча Крамника: "Машина даже не знает, что она играет в шахматы". А исторический соперник Бронштейна Михаил Моисеевич Ботвинник, 6-й чемпион мира и доктор математических наук, посвятивший треть жизни созданию компьютерной программы, в которой бы использовался алгоритм принятия решений шахматного мастера, называл такую железяку "добросовестно считающим идиотом".
Так вот, этот добросовестный идиот, снабженный "Десятым Фрицем", ничего не понимает ни в "русской", ни в "Берлине", ни в защите Нимцовича, ни в новоиндийской, ни в ферзевом гамбите - ни в чем! Это люди наделяют его своими заблуждениями, предполагая, что он может что-то понимать, а что-то нет.
В этом и вся психологическая трудность битвы с пресловутым Монстром: мол, ни черта не понимая, он играет как Дьявол.
Но Человек, обладающий божественной интуицией, не должен ему проигрывать. Весь вопрос в том, что ее надо уметь использовать. Для чего, опять же, и нужна очень серьезная подготовка.
НОВИНКА НЕ УДИВИЛА МАШИНУ
Но вернемся к первому ходу. Вот что ответил Крамник на мой вопрос, явился ли для него неожиданным переход Машины на новые дебютные рельсы:
- В правилах, которыми руководствуется компьютерная команда, написано, что они могут менять абсолютно все, но им запрещено добавлять что-то сверх того, что было заложено в программу до матча. То есть можно настроить Машину на другой дебют, другой вариант, другой ход в этом варианте. У компьютерщиков есть довольно большой диапазон средств борьбы в матче.
-Русская партия является генеральной линией на 1.е4?
- Она входит в мой репертуар долгие годы. Решил пока попробовать русскую, а там посмотрим.
-Вы чувствуете, что программа от партии к партии играет сильнее?
- Программе не надо усиливаться, она и так сильная. Просто в первых двух партиях мне удавалось получать то, что я хотел, а в последних двух ей удалось получить то, что хотели ее создатели. В данной партии дебют для меня сложился не очень хорошо. Они оказались лучше готовы, и хотя я применил новинку, у них все было проанализировано и компьютер отреагировал довольно сильно. Пришлось уходить в глухую оборону. Как мне кажется, я защищался неплохо. Наверное, у компьютера были шансы на выигрыш - без детального анализа трудно сказать, где. Но он давил, и я был вынужден хорошенько потрудиться, чтобы сделать ничью. Игрой своей я доволен. Результатом тоже. На большее сегодня рассчитывать не приходилось.
Четвертая партия |