СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КОМАНДИРОВКА В УЗБЕКИСТАН |
ОАЗИС В ПУСТЫНЕ
Эта страна - самая успешная футбольная держава из числа пяти бывших советских республик Центральной Азии. Все они, 15 лет назад став суверенными государствами, по сути, отошли на самую далекую периферию кругозора российского болельщика.
Между тем за годы независимости Узбекистан успел многое: выиграл в 94-м чемпионат Азии, отправил к нам добрых три десятка классных игроков, а год назад едва не пробился в финальную часть первенства мира.
О том, как живет сегодня узбекский футбол, какими возможностями обладает, почему его сборную трижды возглавляли российские специалисты, за счет каких ресурсов эта страна держится в лидерах в своем регионе, регулярно поставляя в российские клубы сильных игроков, - репортаж корреспондента "СЭ". Он побывал в четырех городах соседней страны и увидел последний матч Валерия Непомнящего на посту главного тренера национальной команды этой центрально-азиатской державы, пробившейся под началом нашего соотечественника в финальную часть Кубка Азии-2007.
ГДЕ НАЙТИ 20 МИЛЛИОНОВ НА "ПАХТАКОР"?
На подступах к ташкентскому стадиону "Пахтакор" - людское море, в котором не тонет небольшой отряд милиции. Законы в Узбекистане жесткие, менталитет повелевает их исполнять, а потому с органами правопорядка тут предпочитают не ссориться. Себе дороже.
Без билетов на футбол тоже никак не пробиться. Во время игр сборной известный всему СНГ стадион в центре столицы - единственное место в Узбекистане, где не помогают ни знакомства, ни родственные связи. В кассу, приготовив 1000 сомов (эквивалент 20 российских рублей), идут все. Даже дети, которых привез из маленького Мубарека в столицу ФК "Машал". Об этом клубе, тезке воронежского "Факела", ниже, а пока стоит сказать об арене, которая помнит Красницкого и Ана, Федорова и Хадзипанагиса, Яшина и Блохина, Дараселия и Якубика, Якушина, Лобановского, Бескова...
Самый большой стадион Узбекистана выглядит предельно скромно. Древнее табло, деревянные лавки по периметру, простецкая VIP-ложа, всего один - и тот боковой - сектор с пластиковыми креслами. Картину дополняют скамейки запасных, на игре сборных накрытые почему-то тентами с пахтакоровской символикой. Хозяева самого известного клуба республики, братья Рахимовы, пытались было реконструировать арену своими силами, пообещав инвестировать как минимум 2,5 миллиона долларов. Но дело встало. Якобы президент Узбекистана Ислам Каримов, посчитав, что для радикальных преобразований на 60-тысячном "Пахтакоре" нужны 20 миллионов, заодно попросил хакимат (по-нашему - областную администрацию) Ташкента (он, как и Москва, приравнен по статусу к одному региону республики) подготовить не один, а сразу несколько проектов преобразования памятника большого футбола во дворец для любимой игры.
Неухоженность самого большого стадиона страны особенно контрастно выглядит на фоне тех арен, что построены в других городах республики за последние годы. Узбекистан в новом веке взялся проводить спартакиады, регулярно меняя место их проведения. В итоге Андижан, Ургенч, Бухара и Карши обзавелись стадионами и спорткомплексами, которых в регионах России зачастую не встретишь. Две такие арены автор этих строк видел своими глазами. Зрелище впечатляющее. У доброй половины клубов российской премьер-лиги таких арен нет.
Осветительные башни, как минареты, трибуны под громадной крышей и встроенные в нее мощные светильники, да поистине степной простор в служебных помещениях. Так после реконструкции выглядит арена обитателя середины таблицы узбекского чемпионата ФК "Бухара" - 25 000 посадочных мест и сочетание восточной изысканности с космополитичным хай-теком.
В древнем Ургенче новая арена вообще выстроена с нуля, и, по свидетельству россиянина Виктора Кумыкова, с мая работающего главным тренером "Машала", она одна из самых больших в Узбекистане. Ее вместимость - 30 тысяч. Именно такое количество зрителей собрал старенький "Пахтакор" на матче Узбекистан - Катар. На меня этот факт произвел впечатление, а вот на Андрея Федорова нет. По словам уроженца Ферганской долины, ныне жителя московского Митина и игрока казанского "Рубина", обычно его сборная собирает куда большую аудиторию.
- Похоже, народ немного объелся футболом, - попытался Федоров найти причину отсутствия аншлага. - Люди даже Катаром, который до приезда в Ташкент не проиграл ни одного матча в отборе к финальной части Кубка Азии, не соблазнились. А ведь весной, когда мы слабенькую команду Бангладеш принимали, 55 тысяч пришло, и свободных мест почти не было.
ТРИ УКАЗА ДЛЯ ФУТБОЛА
Игрок сборной Узбекистана к аншлагам на домашних матчах явно приучен, а их отсутствие уже воспринимает болезненно. В принципе такая же ситуация сегодня и в России. С национальным чемпионатом тоже все похоже. В провинции игры узбекского первенства вызывают неподдельный интерес, а топовые команды - "Пахтакор", ферганский "Нефтчи", тот же "Машал" - обречены на кассовый успех.
В трехмиллионном же Ташкенте все иначе, хотя именно в столице издаются три специализированных футбольных еженедельника на узбекском языке и одна русскоязычная газета о спорте. Благо главные герои публикаций под рукой: в городе базируются четыре клуба высшей лиги. Три старожила - "Пахтакор", "Трактор" и "Локомотив" плюс "Курувчи", выигравший этой осенью турнир в первой лиге. Но столичные дерби взрывами фанатского энтузиазма не оборачиваются. Да и нет пока в Ташкенте этих самых фанатов. Сплошной типаж культурного болельщика, которого в России активисты фан-групп отчего-то снисходительно зовут "кузьмичом". За своих в Узбекистане переживают несколько архаично, используя в лучшем случае флаги и простейшие речовки.
- В Ташкенте люди не слишком охотно ходят на футбол, - признает Мирабор Усманов, возглавивший Федерацию футбола Узбекистана год назад. - Стадионы пустуют. К сожалению, быстро решить эту проблему невозможно, но для меня эта задача - одна из приоритетных. Вторая цель - создать в федерации фонд развития футбола, способный аккумулировать свободные денежные средства. Их можно будет тратить на нужды сборной, обеспечивая игрокам хорошие условия для работы и тренировок.
-В последние годы Узбекистан приглашает для работы со своей сборной тренеров-иностранцев. Трижды с главной футбольной командой страны работали россияне. Данный путь выбран вами сознательно или это просто стечение обстоятельств?
- Мы пытаемся сделать нашу сборную сильнее, мечтая полностью реализовать ее потенциал. Россия - страна, с которой нас связывают давние прочные и разнообразные связи, в том числе футбольные. Естественно, при поиске тренера для сборной мы порой обращаем взоры на хорошо знакомых нам людей. Садырина, Салькова и Непомнящего не нужно было даже представлять - их отлично знают в Узбекистане. По мере сил они и другие специалисты помогали нам решать важную задачу, удерживая Узбекистан среди лидеров азиатского футбола. Тот же Непомнящий решил задачу, которая перед ним стояла. Он вывел сборную в финал Кубка Азии, но затем решил уйти. Его право.
Окончание - стр. 13 |