Газета Спорт-Экспресс № 283 (4262) от 8 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 9 декабря 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КОМАНДИРОВКА В УЗБЕКИСТАН

Окончание. Начало - стр. 12

-У России не слишком сильная сборная, но мощные клубы. У вас, похоже, все наоборот?

- Только отчасти. Да, костяк сборной составляют легионеры, но и "Пахтакор", ставший несколько лет назад базовой командой сборной, с задачей справляется. Теперь цель федерации - сделать все клубы страны по-настоящему профессиональными, имеющими прочные тылы. Для этого президент страны подписал специальный указ, регламентирующий хозяйственную деятельность в футболе. Теперь наши клубы на три года освобождены от многих налогов и могут смело развиваться.

Названный указ - уже третье государственное "футбольное" решение за полтора десятилетия независимости. До этого - в 1993-м и 1996-м - были изданы постановления, помогавшие клубам встать на ноги в новых реалиях. Для Усманова цифра "три" тоже особая: он третий по счету глава федерации. Небедный человек, самозабвенно любящий теннис, выстроивший на северо-восточной окраине Ташкента, именуемой Юнусабад, теннисный комплекс и спонсирующий проведение в столице республики турнира серии WTA, теперь хочет помочь футболу Узбекистана создать по-настоящему профессиональную лигу и вывести любимую народом игру на качественно новый уровень. Благо с популярностью у футбола не просто порядок, а все "супер". Только профессиональных клубов в республике 38: они собраны в высшей и первой лигах. Еще 120 любительских команд играют во второй лиге.

НЕФТЯНИКИ ПРОТИВ МЕТАЛЛУРГОВ

- Футболист в Узбекистане - профессия не то что популярная, а невероятно престижная, - рассказывает Бахром Давлятов. - Любой игрок, выступающий в одном из 16 клубов нашей высшей лиги, по меркам страны, - обеспеченный человек. На жизнь хватает с лихвой. За один удачный сезон можно заработать на машину, за два-три - на квартиру.

Давлятов, вице-президент "Машала", сам играл в футбол во второй союзной лиге - за мощный в 70-х "Янгиер", вызывался в юношескую сборную Союза. Родившийся в многодетной семье, благодаря футболу ставший известным в республике и обеспеченным человеком, он трудился в различных узбекских клубах, занимая самые разные посты - от главного тренера до начальника команды. С конца 90-х Давлятов - в Кашкадарье. Так в Узбекистане называют регион с центром в Карши.

Саксаул, причудливо изогнутый ветром, солнцем и песком. Буро-коричневого цвета земля, из иллюминатора самолета напоминающая пейзажи ОАЭ или Саудовской Аравии. Пески, переходящие в солончаки - и так до самого края горизонта. Газовые факелы, горящие в самой настоящей полупустыне. Гладкая, как стекло, и ровная, словно стол, дорога Карши - Бухара. Нефтеперерабатывающий завод размером с небольшой российский город. Арабские шейхи, приезжающие в эти суровые места ради великолепной соколиной охоты. Именно в этих местах, на юге страны, у границы с Туркменией, добывают газ и нефть. Область считается благополучной, а мерило ее успеха - футбол. Регион представлен в высшей лиге сразу тремя клубами - "Насафом" (древнее название Карши), "Шуртаном" и "Машалом". Два последних базируются в городах не больше подмосковного Раменского, а Ташкент в негласном споре за право называться самым футбольным регионом страны превзошел кашкадарьинцев только этой осенью - помог "Строитель". Именно так звучит по-русски название новичка элитной лиги "Курувчи".

Имена узбекских клубов после перевода вообще охотно раскрывают их ведомственную принадлежность. Есть "Металлург". Есть "Андижан-УзДэу-Авто", где с весны трудится Эдгар Гecc. Есть "Кызылкум-Золото", с которым работает тренерский дуэт Игорь Шквырин - Геннадий Денисов. Есть мубарекский "Факел" и "Нефтяник" из Ферганы, который без малого третий десяток лет возглавляет Юрий Саркисян. Есть "Металлург" из Бекабада и "Динамовец" из Самарканда.

Если российский чемпионат уже называют спором олигархов и транснациональных компаний, то клубный узбекский футбол - соревнование местных отраслевых компаний и крупных заводов. Инвестировать деньги в футбол из бюджетов всех уровней запрещено законодательно, а законы - вы уже в курсе - в Узбекистане лучше не нарушать. Боком выйдет.

Сам турнир - это по большому счету "Пахтакор" и все остальные. Но остальные - отнюдь не однородная масса. Все намного сложнее, и тот же "Машал" - не ровня соседям из "Шуртана".

Самый же известный узбекский клуб, пережив безвременье 90-х, в начале нового тысячелетия был распоряжением прежнего руководителя футбольной федерации, а по совместительству - министра внутренних дел страны превращен в базовый коллектив для сборной. С тех пор он штампует победы в чемпионатах страны и розыгрышах Кубка с методичностью автомата.

- По уровню игры, классу собранных в коллективе футболистов "Пахтакор" в Узбекистане пока вне конкуренции, - говорит Виктор Кумыков.

Этот россиянин, работавший на родине с клубами Баксана и Нальчика, уже седьмой год трудится у наших южных соседей. Сначала сменил пять команд в Казахстане, а с лета пытается помочь амбициозному "Машалу" сделать чемпионат Узбекистана менее предсказуемым и более интригующим.

РОДИНА ФУТБОЛЬНОГО ЛЕГИОНА

Работой Кумыкова его узбекские работодатели вроде бы довольны - контракт тренер продлил, а потому в декабре вернется в Кашкадарью, чтобы начать с командой подготовку к новому сезону. Работать жителю Нальчика по-прежнему предстоит с командой, в которой нет легионеров. Квота на иностранцев в узбекском чемпионате солидная - пять игроков, но на деле ни один коллектив не выбирает ее полностью. Хотя со здешними традициями это вообще-то расходится. В союзном чемпионате узбекская, или седьмая зона второй лиги, считалась родиной института легионеров, то бишь приезжих. Тогда, разумеется, из других республик СССР.

- В клубы этой зоны приезжали на заработки. Платили хорошо, но и спрос был серьезным. Работать приходилось в непривычных условиях, а играть - на пределе сил, порой даже на износ, - рассказывает тренер "Урала" Александр Самыгин, отыгравший пять лет в узбекских командах союзного первенства.

Сегодня в Узбекистан на заработки уже не едут - условий нет. В России даже во второй лиге игрокам платят больше, чем в рядовой команде здешней высшей. В лучшем случае местный клуб может пригласить футболиста уровня сборной из Туркмении, Таджикистана или Киргизии. Но особого резона в том узбеки не видят. Их футбол куда выше классом и выглядит, как оазис в пустыне проблем, измучивших соседей за годы независимости. В составах здешних команд в массе своей - доморощенные кадры. Тренерам различных узбекских сборных, право, есть из кого выбирать.

Правда, лидеры не оставляют надежд пусть как-то если не усилить, то хотя бы украсить состав. "Пахтакор", например, отыскал юного нигерийца, прижившегося в Ташкенте и отыгравшего за клуб три сезона. У Кумыкова в команде поначалу играл молдаванин, но его квалификация тренера не устроила, и парня отправили домой. Еще один футболист узбекского "Факела" вот уже год как житель Рязани, где купил квартиру, но играет по-прежнему на родине, сохранив узбекский паспорт.

"ДЖАЛО" И "ФАКЕЛ"

При этом "Машал" - один из самых благополучных клубов страны. Именно в нем начал тренерскую карьеру самый популярный спортсмен Узбекистана Мирджалол Касымов. С ноября любимый не только на родине, но и в России "Джало" еще и тренер молодежной сборной. При желании Касымов, порой за ужин раздающий два десятка автографов и получающий на любом базаре Узбекистана подарки в знак безумного уважения к его таланту мог бы с ходу занять кресло главного тренера хоть "Пахтакора", хоть сборной. Страна именно этого и ждет. Вот только сам Касымов в кресло самого главного не торопится, разумно решив для начала поднабраться опыта практической работы на новом поприще.

Старт взят в клубе, чей бюджет, а это примерно три миллиона долларов, формирует "Узбекнефтегаз" - лидер в своей отрасли в регионе, партнер "ЛУКОЙЛа". Одно из предприятий концерна, газоперерабатывающий комбинат, построенный в 1973 году при непосредственном участии Виктора Черномырдина, расположен в 15 километрах от Мубарека. Для его сотрудников фирма и старается, создавая ударными темпами в полупустыне, едва ли не самом жарком месте Узбекистана, где клубника дает три урожая в год, футбольный заповедник. Его составляющие - не только команды, хотя их у клуба три: основной состав, дубль и вторая команда, едва не выигравшая осенью путевку в элитный турнир.

Не менее важным проектом считается академия футбола. Ее возглавляет кандидат педагогических наук Владимир Фомичев, выводивший молодежную сборную Казахстана в финальную часть чемпионата мира. Сейчас в Мубареке под его присмотром живут - комната на двоих, новая мебель, удобства в конце коридора - на условиях полного пансиона 68 юношей. Среди них есть даже один россиянин - Антон Филипкин, приехавший из Екатеринбурга. Всех мальчишек отобрали после тщательного тестирования, изучив все сильные и слабые стороны в ходе основательного знакомства. Порой оно растягивается на пару недель, а иногда - на пару месяцев. Тех, кто прошел конкурс, учат не только точно бить по воротам и быстро бегать, но и английскому языку, работе на компьютере и всем остальным школьным дисциплинам.

Попасть в академию "Машала" считается в узбекских семьях высшим благом, а потому ее директору время от времени предлагают взятки - лишь бы не отверг сына. По словам Фомичева, недавно им зафиксирована рекордная высота: сулили 1000 долларов.

В Мубареке живет чуть больше 10 тысяч жителей, а местный стадион готов принять 10 000 зрителей.

- Если игра серьезная, к нам приезжают из Бухары и Карши, не говоря уже о соседних кишлаках и городках, - рассказывает Давлятов. - Если матч рядовой, собираем пять тысяч. Хакимат предлагал нам перебраться на новую арену в Карши, но мы, поразмыслив, отказались. Все-таки играем для газовиков, для которых команда - и развлечение, и радость, и любовь.

Исповедует "Машал" хрестоматийную схему 4-4-2, но с редкой в Узбекистане "зоной" в обороне. Так же действуют и "Пахтакор", и "Бухара", чей наставник считается едва ли не самым прогрессивным тренером. Эдаким узбекским Слуцким. Он, Усман Ташев, даже помогал Непомнящему в сборной страны. Остальные играют по старинке - с либеро, уповая на персональную опеку. А еще - на лучшую долю, которая ждет узбекский футбол в будущем.

Край, созданный для футбола, переживает сегодня интересный этап в развитии и обещает удержать свои высокие позиции в некогда чужой и загадочной для нас футбольной Азии. По крайней мере именно здесь - в Ташкенте и Фергане, Мубареке и Андижане - растут игроки, которые теоретически могут пригодиться российским клубам в будущем. Благо дорога на север лучшими узбекскими футболистами протоптана основательная. Собственно, именно эта страна - наш главный стратегический футбольный партнер в огромном регионе. Хоть какую-то конкуренцию гражданам Узбекистана могут составить сегодня лишь корейцы, на которых нынче мода. Узбеки - иное дело. На них спрос устойчивый.

Да и сами футболисты наряду с хлопком, сушеными фруктами, дынями и орехами - самое настоящее стратегическое сырье, растущее под жарким среднеазиатским солнцем. А Россия, верят в Ташкенте, старому другу поможет. Советом, кадрами, добрым словом. Люди-то не чужие, правда?

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Москва - Ташкент - Карши -
Мубарек - Бухара - Ташкент - Казань