Газета Спорт-Экспресс № 285 (4264) от 11 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 декабря 2006 | Хроника

ХРОНИКА

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" и INTERSPORT ПРЕДСТАВЛЯЮТ

ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ

МАМА ЗОЛОТОЙ КОМАНДЫ

После 16-летнего перерыва наши волейболистки вернули себе звание сильнейших в мире. Восхищения в этой сборной заслуживают все без исключения, но самым ярким бриллиантом в чемпионской диадеме, безусловно, была Соколова. Главный тренер российской команды Джованни Капрара назвал ее "мамой сборной". Наставник бразильянок Жозе Гимараеш - "лучшей нападающей планеты". Легенда итальянского волейбола Андреа Дзордзи - "половиной русской команды и даже больше". А какие мадригалы были готовы сочинять в честь Соколовой поголовно влюбившиеся в нее иностранные журналисты!

Не влюбила в себя наша прима только организаторов ЧМ, отдавших со всех точек зрения полагавшийся ей титул MVP безвестной японской связующей. Но история всегда отсеивает все лишнее - отсеет она и несчастную японку. А вот три решающие подачи Соколовой в концовке финала с Бразилией останутся в памяти навсегда. Как и ее уверенный взгляд после полученной в матче с американками травмы, не оставлявший у окружающих сомнений: при любом вердикте врачей она обязательно вернется на площадку. Или июльские тренировки до седьмого пота в Новогорске, когда Соколова ускоренными темпами набирала форму, присоединившись к команде почти на месяц позже остальных. И ведь набрала!

"Щелкнув" счастливую Любовь с чемпионским кубком в руках новеньким, купленным в Осаке фотоаппаратом, тренер россиянок по физподготовке Джузеппе Адзара скажет позже: "Это самый ценный кадр в моей жизни". В карьере Соколовой тот момент наверняка тоже был самым ценным. Ведь еще четыре года назад она вряд ли надеялась когда-нибудь вновь сыграть за сборную...

Наш телефонный разговор на прошлой неделе начался с поздравлений: с золотом ЧМ, титулом лучшей спортсменки месяца и недавним днем рождения - 4 декабря нападающей сборной России исполнилось 29!

- Впервые отметила его под палящим солнцем, - призналась Соколова, находящаяся сейчас в испанской Мурсии, где базируется клуб, за который она выступает с нынешнего сезона. - На улице - плюс 20, вокруг горы, пустыни и кактусы! Когда прилетела сюда, подумала, что попала в Мексику (смеется). Для меня, "зимнего" человека, это стало шоком. Например, в Бергамо в мой день рождения всегда стояла промозглая погода. А здесь мы с семьей могли спокойно выйти из дома в летней одежде.

-Как встретили вас болельщики и одноклубницы?

- Мой приезд в Мурсию был разрекламирован еще до чемпионата мира. Плакаты по всему городу, газетные статьи... После возвращения из Японии ажиотаж только усилился. А перед дебютным матчем за "Мурсию" меня ждал сюрприз: под звуки российского гимна команда преподнесла мне огромный букет, а болельщики развернули на трибуне плакат с моими "японскими" фотографиями и словами "Добро пожаловать, чемпионка мира Люба!".

-Каковы впечатления от испанского первенства?

- Два первых матча получились проходными (в третьем в минувшую субботу команда Соколовой вновь одержала сухую победу, а россиянка набрала 14 очков. - А.Б.). Конечно, это не итальянская серия А1. За исключением пары-тройки клубов остальные - довольно слабенькие. Но для меня это идеальный вариант. Сейчас хочется не только играть, но и немного отдохнуть. Впрочем, у "Мурсии" большие амбиции. Президент клуба Эведасто Лифанте поставил цель выиграть чемпионат, а в будущем году успешно выступить в Лиге чемпионов. Летом в команду кроме меня пришли американка Метколф, польки Глинка и Мроз. Денег Лифанте не жалеет. А зарабатывает он их, сдавая в аренду принадлежащую ему целиком... гору!

-После чемпионата мира вы почти сразу улетели в Турцию к родителям мужа. Не жалеете, что не смогли в полной мере разделить славу с партнершами по сборной, которых в Москве стали наперебой приглашать на различные теле- и радиошоу?

- С удовольствием сходила бы со всеми в Останкино или на радио. Такое внимание всегда приятно. Но семья для меня на первом месте. Возможностей побывать в Турции во время клубного сезона уже не предвиделось. Поэтому из Москвы я сразу отправилась в Стамбул, а оттуда - в Мурсию, куда заранее прилетела моя мама. Впрочем, я попросила девочек сделать для меня видеозаписи. И вообще в курсе шумихи, которую вызвала в России наша победа, так как постоянно общаюсь в интернете с Катей Гамовой и Юлей Меркуловой.

-Запись финального матча против сборной Бразилии пересматривали?

- Только пятую партию. На остальные нервов не хватает (смеется).

-О своих впечатлениях от Испании вы рассказали. А как ощущают себя в новой стране ваши муж и сын?

- Они приехали в Мурсию в августе и уже успели прилично выучить язык. Особенно рада за сына. Очень волновалась, как Даниил воспримет смену итальянской школы на испанскую (сыну Соколовой 9 лет, он перешел в 4-й класс. - А.Б.), но опасения оказались напрасными. Еще в Японии я узнала от мужа, что учителя хвалят Данилу, и это добавляло мне сил. А сейчас и сама вижу, что сын чувствует себя в Мурсии совсем неплохо. Айтачу же пришлось потруднее. После переезда муж был вынужден поменять сферу бизнеса: в Италии он владел фирмой по продаже машин для производства оливкового масла, а здесь скоро откроет два магазина спортивной одежды и ювелирных изделий.

-Хотели бы, чтобы Даниил стал таким же известным волейболистом, как его мама?

- Все решающие матчи нашей сборной на чемпионате мира Данила смотрел в прямом эфире, даже если приходилось вставать ради этого в 4 часа утра. Но он мечтает о карьере футболиста, что лично я не одобряю. В Италии сын неплохо проявил себя в баскетболе, и в Мурсии мы с мужем хотим записать Данилу в баскетбольную секцию. Почему бы со временем ему не стать звездой НБА? (Смеется.)

-В этом случае он пойдет по стопам Андрея Кириленко или все-таки Поу Газоля?

- В нашей семье понятие "национальность" весьма условно. Данила дома разговаривает и по-турецки, и по-русски, на улице - по-испански. Надеюсь, благодаря телевидению он не забудет итальянский. То же самое касается меня и Айтача. Я, кстати, помимо российского паспорта имею турецкий. Но в данный момент мы всерьез планируем обосноваться в Испании, купить здесь большой дом. Мечтаю установить в нем витрину для своих медалей и наград, которые пока хранятся у мамы в Москве.

-Европейским болельщикам вы известны под турецкой фамилией Килич, в заявке сборной на всех турнирах вы фигурируете под фамилией первого мужа Шашкова, а на майке у вас написано "Соколова"...

- Я хотела выступать за сборную как Любовь Килич, но перед Олимпиадой в Афинах наша федерация это запретила: дескать, фамилия Килич - иностранная, а в российских документах я числюсь как Шашкова. В итоге решила не менять паспорт, чтобы избежать бюрократической волокиты, и играть под девичьей фамилией. Соколова так Соколова. Айтач не возражал.

-До афинской Олимпиады вы не выступали за сборную три года. Напомните, с чем был связан перерыв.

- В сезоне-01/02 мне не казалось, что дело ограничится перерывом. Тогда я лишилась не только сборной, но и вообще профессионального волейбола... После нашей свадьбы с Айтачем, с которым я познакомилась, выступая за турецкий "Эджашибаши" (Айтач Килич в прошлом тоже волейболист. - А.Б.), Николай Карполь приказал мне вернуться в Екатеринбург. У меня тогда действовал долгосрочный контракт с "Уралочкой", поэтому закон был на стороне тренера. Но я уже твердо решила жить за границей и ради семьи пошла на конфликт с Карполем.

-После чего ФИВБ наложила на вас дисквалификацию...

- Это была не совсем дисквалификация. По сути, моя карьера приостановилась: не имея права выступать нигде, кроме "Уралочки", я сидела дома и занималась воспитанием ребенка. Так прошел год. И если бы не Айтач, я наверняка завязала бы со спортом. Но муж настоял на выяснении отношений с Карполем через международную федерацию. В 2002 году мы встретились с Николаем Васильевичем в Швейцарии, и, хотя общий язык вновь не нашли, ФИВБ выдала мне лицензию, а "Уралочке" была выплачена предусмотренная контрактом компенсация. После этого я перешла в "Бергамо", где провела три пока самых удачных клубных сезона.

-А в сборную Карполь вас вплоть до Афин-2004 не звал.

- Мы вообще с ним не разговаривали. И когда Николай Васильевич вдруг пригласил меня в команду, я, честно говоря, растерялась. Как мы будем общаться с Карполем? Как меня примут девчонки?.. Но магия Олимпиады сделала свое дело. Пропустив чемпионат мира-2002, я не могла пожертвовать еще одним крупным стартом и сейчас вспоминаю олимпийский турнир с удовольствием.

-Вас не удивила замена Карполя на Капрару?

- Николай Васильевич сам нередко говорил игрокам, что собирается уйти после Олимпиады, но увидеть в роли его преемника иностранца было, конечно, неожиданно. Впрочем, для меня Капрара был знакомой личностью, так как до сборной России он как раз работал в "Бергамо".

-Каков вклад Карполя в чемпионский титул, завоеванный нашей сборной в Японии?

- При Карполе опытные игроки прошли отличную закалку, и его вклад в наш успех сомнению не подлежит. Но это не принижает заслуг Капрары. Доверяя прежним лидерам, итальянец эффективно вводил в состав молодежь. При нем мы стали играть в более современный и дисциплинированный волейбол. Отсюда и результат.

-Последний вопрос о Карполе. Объясните, как вы, коренная москвичка, подписали долгосрочный контракт с "Уралочкой", но провели за главную команду Екатеринбурга лишь один сезон-99/2000?

- После выступлений за ЦСКА и "Россы" мне поступили предложения от зарубежных клубов. Но если бы я уехала за границу в обход "Уралочки", дорога в сборную была бы мне заказана. Карполь сразу об этом предупредил, и я была вынуждена заключить соглашение с уральским клубом. Вся моя карьера еще до 2001 года управлялась из Екатеринбурга: за четыре сезона я успела поиграть в хорватской "Младости", японском "Хитачи" и, наконец, "Эджашибаши"... Конечно, менять по воле Карполя каждый год чемпионаты было непросто, однако я ни о чем не жалею. Знакомство с разными волейбольными культурами обогатило мой стиль. Плюс за границей можно было зарабатывать достойные деньги.

-Вы в курсе, что будущей весной Капрара собирается приехать в Мурсию и попросить вас сыграть на ЧЕ-2007?

- Вы меня пугаете! (Смеется.) Спасибо, что предупредили. Теперь буду готовиться к этой встрече. Но только не говорите, что без меня сборная может не попасть на Олимпиаду - в Пекин она поедет в любом случае!

-Правда, что после Игр-2008 вы планируете завершить карьеру в сборной?

- Да. И мне очень хочется сделать это на победной ноте, осуществив свою главную спортивную мечту. Ну а в жизни мечтаю родить второго ребенка. И отправиться с семьей в какое-нибудь экзотическое путешествие. Например, в Южную Африку.

-Москву-то еще забыть не успели?

- Да вы что?! Бываю там каждый год и всегда чувствую себя в родном городе великолепно. Особенно люблю Новогиреево, где прошло мое детство. Помню 400-ю школу, откуда меня в один прекрасный день забрал в волейбольную секцию (СДЮШОР № 65 "Ника". - А.Б.) Василий Олегович Романенко. Он и Любовь Григорьевна Данилова, ставившая мне технику, были моими первыми тренерами. Именно они сделали из меня волейболистку, заставили поверить, что в этом виде спорта я могу добиться больших результатов. А в 13 лет отвели за ручку в ЦСКА... Но больше всего в Москве я обожаю кататься на метро. В Европе за год настолько устаешь от автомобиля, что столичная подземка начинает казаться каким-то сказочным городом. Нет, я не шучу. И летом в метро просто "отрываюсь" (смеется).

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ