Газета Спорт-Экспресс № 295 (4274) от 22 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 декабря 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРОПЕ Бориса ТОСУНЯНА

ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ МАГАТА

Ровно год назад автор этих строк встречался со знаменитым Яном Коллером, тогда еще игроком дортмундской "Боруссии". Гренадер из сборной Чехии сказал в интервью "СЭ", что, пожалуй, нет больше в Европе такого же высокого, как он, футболиста, и уж тем более - нападающего. Прошло время. Коллер продолжает карьеру в "Монако" и, быть может, даже не ведает, что перестал быть уникумом. В той же бундеслиге, но на сей раз в "Баварии", объявился равный ему по росту - 202 сантиметра. Штефан Майерхофер - так зовут нового Гулливера.

ЗВОНОК ОТ МЮЛЛЕРА

...В один прекрасный день Аксель и его девушка, поджидая в гости своего хорошего друга, истинного гурмана, готовили блюдо, которое тот особенно любит. Зная проблемы приятеля с обменом веществ, поджарили даже специальный хлеб, прописанный докторами. Но дорогой гость так и не пришел, а вместо этого позвонил: "Извините, ребята, сегодня навестить вас никак не могу, меня срочно вызвали на "Алльянц Арену".

Планы на вечер пришлось круто менять из-за Герда Мюллера. Герой нации, а ныне тренер дублеров "Баварии", связавшись со своим долговязым воспитанником, передал приказ из ставки клуба: "Мчись, парень, на главный стадион, там тебя с нетерпением ждут".

Майерхоферу действительно выпала счастливая карта. Пусть, как и гласит пословица, помогло несчастье другого. Получил травму Лукас Подольски, потому-то главный тренер "Баварии" Феликс Магат и вспомнил перед домашним матчем Лиги чемпионов со "Спортингом" о мощном австрийце-резервисте.

СЛУЖЕБНОЕ АВТО ПОКА НЕ ПОЛОЖЕНО

На следующий день после нулевой ничьей со "Спортингом" в 9 утра три сотни фанатов ждали у входа в тренировочный центр "Баварии" прибытия звезд с мировым именем. И миллионеры не заставили себя долго ждать. Вот вылез из роскошного "Ауди Q7" босоногий Оливер Кан, припарковав машину в первом ряду, на что имеют право только заслуженные персоны.

Появление еще одного "Ауди Q7" осталось почти незамеченным собравшимся поглазеть на своих любимцев народом, хоть и вылез из-за руля человек ростом выше двух метров. Ставить автомобиль Майерхоферу пришлось в отличие от Кана в сторонке - оно и понятно, ведь легионер только-только начинает входить в элитное общество. "Ауди" у него, к слову, не служебный, как у знаменитого голкипера, а арендованный, за что приходится выкладывать 600 евро в месяц.

Корреспондент "СЭ" смог понаблюдать за Майерхофером и на тренировке. Картина, надо сказать, удивительная. Представьте: по полю бегает "башня", которая при своем росте все же довольно удачно взаимодействует со знаменитыми партнерами.

ПОВАРЕНОК В РЕСТОРАНЕ РОДИТЕЛЕЙ

Вряд ли о чем-то подобном Майерхофер мог мечтать совсем недавно, когда еще жил в Австрии и играл в четвертом дивизионе. Ведь и на таком низком уровне он звезд с неба не хватал, а если и выделялся, то за счет необычного для футболиста роста. Знакомые уже не верили, что карьера Штефана может пойти на подъем, и советовали зарабатывать на хлеб чем-то другим - например, кулинарным мастерством. Он и впрямь взял паузу с футболом - надо было помочь родителям в их ресторане, и переквалифицировался на время в повара. "Приходилось иной раз обслуживать свадьбы, на которые собирались по 300 человек, уставал жутко", - без особого энтузиазма вспоминает Майерхофер.

Но футбольная мечта не погасла. Как только выдавалось свободное время, он начинал обзванивать клубы, венский "Рапид", но местечка великану нигде не находилось. Пришлось обратиться к профессиональному агенту. Вот тогда-то предложения наконец-то стали поступать. Когда молодой австриец уже паковал вещи, чтобы ехать на смотрины в клуб второй германской бундеслиги "Карлсруэ", неожиданно позвонили из самой "Баварии". Мюллер, узнав от агента про обитающего в соседней стране гиганта, решил его тут же испытать.

КУРС ЗАВЯЗЫВАНИЯ ШНУРКОВ

- Мать стала от счастья плакать, да и я прослезился, - не стал скрывать не совсем мужского проявления эмоций Майерхофер. - Но я не боялся экзамена. Целую неделю до этого колол дрова, благодаря чему обрел отличную физическую форму.

-Какими были первые впечатления от "Баварии"?

- Быть в рядах профи - чувство, я вам скажу неописуемое. Правда, сначала пришлось многому учиться. Даже завязывать шнурки на бутсах я, как выяснилось, толком не умел. А потом мне партнеры каждый день часами подавали с флангов: то слева, то справа - я же до изнеможения должен был отрабатывать удары головой.

-Не зря старались?

- Не зря. Забил десять голов в первом же сезоне, после чего получил предложение стать капитаном дубля. В следующем, предшествовавшем чемпионату мира, имел на счету восемь мячей, и Магат взял меня на сборы первой команды. В контрольных матчах отличился десять раз, так что теперь меня время от времени привлекают к играм главной "Баварии". Правда, выходил я только на замену, да и то под самый конец встречи.

-Насколько мне известно, и в компьютерных матчах звезд "Баварии" вы стали подменять Подольски.

- Тут мне до партнеров далеко. Они в этом деле достигли совершенства. Считай, чемпионы мира.

-С кем-нибудь из одноклубников сдружились?

- Перед кубковой игрой с "Айнтрахтом", с которой, собственно, и началась моя работа в главной команде, я, войдя в раздевалку стал искать свое место. И тут услышал Марка ван Боммела: "Эй, длинный, иди ко мне. Твое место рядом со мной". Но, пожалуй, больше всего общаюсь с запасным голкипером Михаэлем Ренсингом, который, как планируется, заменит Кана после его ухода. Нового друга порой приглашаю к себе и готовлю вкусные блюда.

-Перед игрой со "Спортингом" Магат выпустил вас разминаться. Почему дальше этого дело не пошло?

- Говорят, то был своего рода психологический прием главного тренера для устрашения португальцев. Если так, он удался. Вы бы видели, как смотрели на меня соперники. В их глазах прямо читалось недоумение: неужели этот небоскреб выйдет на поле? А мы-то про тайное оружие баварцев ничего и не знали.

-Когда во время тренировки вы допустили какую-то позиционную ошибку, Хасан Салихамиджич устроил вам настоящий выговор. Не обижаетесь?

- Нет. Ведь футболистам "Баварии" присущ ген победителей. Они и на тренировке хотят быть лучшими. А напутствуя нас на игру, тренеры всегда говорят: "Не забывайте, вы сильнейшие. Идите и без победы не возвращайтесь".

ГОТОВ, КАК ШТРАНЦЛЬ, К МОСКОВСКОМУ МЕТРО

-Вам - 24 года. Не засиделись в дубле? Пусть речь и идет об одном из лучших клубов мира.

- Я поставил целью добиться того, чтобы зарабатывать футболом на жизнь. Пройдя суровую школу "Баварии", своего, надеюсь, обязательно добьюсь. Во всяком случае, австрийские клубы, которые меня раньше не хотели брать, теперь сами пытаются со мной связаться. Но теперь уже я отвечаю отказом. Если и буду играть на родине, то только за "Зальцбург", ставящий высокие задачи. Мне обязательно нужен сильный клуб, так как вторая моя цель - сыграть на Euro-2008 в своей стране. А чтобы попасть в сборную, нужно хорошо себя зарекомендовать.

-Когда будете свободны?

- Контракт истекает в конце сезона, но я договорился, что "Бавария" отпустит меня на приемлемых условиях, если я получу хорошее предложение. Тренеры говорят, что дубль я перерос, а попасть в основной состав очень сложно из-за высокой конкуренции. Поэтому мне не будут чинить препятствий.

-Не возникало у вас желания поиграть в России?

- С большим удовольствием последовал бы примеру Штранцля. Даже готов, как и он, ездить, на матчи Лиги чемпионов на метро. Меня это не пугает. Ваш футбол, я слышал, прогрессирует.

КАК ЛОШАДЬ КОПЫТОМ

В официальном журнале "Баварии" я нашел такие слова Магата о Майерхофере, пятом, к слову, австрийце, надевшем форму мюнхенского клуба: "Когда я в первый раз увидел Штефана в нашем расположении, удивился. Даже спросил помощников: "Что делает у нас этот увалень?" Но потом, когда испытал его в деле, изменил мнение. Такого трудоспособного парня надо поискать".

Обнаружилась в издании и характеристика, которую дал ученику Герд Мюллер: "Майерхофер бьет обеими ногами так же сильно, как лошадь копытом. Столь мощного удара, пожалуй, не встречал ни у кого другого. Бороться с ним за верховой мяч - все равно что сражаться с бетонной стеной".

Напомнив собеседнику о словах великого бомбардира, я спросил:

-Не сам ли Мюллер научил вас так сильно бить?

- Мне, конечно, с ним приятно работать, он действительно дает ценные советы. Но сам никогда по мячу не бьет, возраст все-таки уже солидный.

-Такой же великан, как вы, Коллер, служил вам примером для подражания?

- Нет, я предпочитаю равняться на более техничных игроков. Вообще у нас с Коллером-футболистом, кроме роста, нет ничего общего. Вот в жизненном пути определенное сходство есть. Мне, как и чеху, пришлось долго доказывать, что я что-то умею в нашем общем деле. Кроме того, он учился на автомеханика, а я - на повара. Ему рост мешал залезать под машину, а мне было тесно на кухне.

-Коллер говорил мне, что предпочитает в атаке невысоких партнеров. А вы?

- Тут я полностью на его стороне. Лучший вариант для рослого форварда, когда рядом юркий товарищ.

-Однажды Коллеру пришлось переквалифицироваться во вратаря. И он так преуспел, что как голкипер вошел в символическую сборную тура. С вами подобных казусов не было?

- Так я вообще в самом начале карьеры был вратарем. Потом, правда, понял: это - не мое. Но если придется, и сейчас в воротах не осрамлюсь. Что касается курьезных случаев, в Австрии я славился тем, что часто забивал с середины поля.

-Коллер, несмотря на рост, довольно плохо бьет головой. У вас, похоже, таких проблем нет?

- Никоим образом. Примерно половину голов забиваю именно головой.

-С чехом вы одинакового роста. А остальные параметры совпадают?

- Знаю, что в размере обуви чуть уступаю Коллеру: у него 50-й, а у меня - 48-й. По весу тоже пару килограммов не дотягиваю до "близнеца". Ну и, конечно, зарабатываю значительно меньше.

Мюнхен - Вена