БОБСЛЕЙ |
Вчера в итальянской Картина д'Ампеццо завершился очередной этап Кубка мира, в рамках которого были разыграны медали континентального первенства. Российский экипаж в составе пилота Евгения Попова, разгоняющих Дмитрия Степушкина, Романа Орешникова и Дмитрия Труненкова стал четвертым в мире и вторым в Европе.
ЭКИПАЖ ПОПОВА: ВТОРОЙ - В ЕВРОПЕ, ЧЕТВЕРТЫЙ - В МИРЕ
Сергей БУТОВ |
из Кортина-д'Ампеццо |
ПЯТНИЦА: ПРОКЛЯТИЕ ВОСЬМОГО ВИРАЖА
Все-таки чуждо российской команде суеверие. Это ж надо было при всем множестве отелей в окрестностях Кортины поселиться в том, который носит имя... нашего наиболее опасного конкурента - Alemagna ("Германия")! Хозяин "Германии", долговязый Джорджо с усиками а-ля Гитлер, рассказал мне, что где-то в горах есть гостиница, называющаяся то ли "Поцелуй из России", то ли "Русский поцелуй", и вообразить, что там на время этапа Кубка мира может расквартироваться немецкая сборная, согласитесь, трудно.
"Германия" находится не в самой Кортине, а в соседнем городке Сан-Вито-ди-Кадоре, откуда до бобслейной трассы 20 минут езды на машине. Впрочем, столько времени занимает дорога у степенных итальянцев, а российские бобслеисты, парни молодые и горячие, преодолевают это расстояние гораздо быстрее. А если за руль садится пилот Евгений Попов, то, как говорится, все по окопам. Пятничным утром, когда команда отправилась на соревнования женских экипажей, Попов явно был в ударе. Микроавтобус, рассчитанный на 8 пассажиров, но спокойно принявший на борт 10 человек, несся по горной дороге со скоростью реактивного самолета, что заставило разгоняющего Кирилла Сосунова весело крикнуть с заднего сиденья: "Эй, водила, ты не в бобе, здесь тормоза есть!"
Женский турнир двоек в стане российской сборной ждали с умеренным оптимизмом. Ведущему экипажу пилота Виктории Токовой, конечно, нелегко рассчитывать на призовые места на этапах Кубка мира в противоборстве с немками, американками и канадками. Однако в зачет чемпионата Европы результаты представительниц двух последних стран не шли, поэтому, по общему мнению, за медали европейского первенства россиянкам побороться было по силам. К тому же перед началом сезона экипаж Токовой был усилен серебряным призером афинских Игр в эстафете 4x100 м Ольгой Федоровой. В принципе приходом в команду известных легкоатлетов бобслеистов не удивишь: достаточно вспомнить завербованных в бобслей Евгения Печенкина, Руслана Мащенко и уже упомянутого Сосунова. Хотя, как показывает практика, умение быстро бегать по дорожке вовсе не тождественно умению мощно толкать тяжеленный боб по льду в случае с Федоровой тренеры, похоже, угадали на все сто. У россиянок отныне один из лучших в мире разгонов, а их присутствие в шестерке сильнейших на этапах мирового Кубка уже никого не удивляет.
Увы, в пятницу все пошло наперекосяк с первого же заезда. Старт у наших получился неважнецким, да еще пилот на нижнем участке трассы несколько потерял контроль над бобом, так что на финиш девушки приехали лишь 11-ми. А во второй попытке и вовсе случилось ЧП: на выходе из коварного седьмого виража боб Токовой ударился о желоб, начал уходить в сторону и, заехав на следующий, восьмой вираж, лег на бок. Наши тренеры, наблюдавшие эту картину, с досады едва не расколотили единственный на старте монитор. Россиянки же тем временем продолжали заезд на боку, изо всех сил стараясь не вывалиться из боба. К счастью, до финиша в таком положении наши не добрались: слегка замедливший ход боб был вовремя перехвачен работником трассы. Когда он, перегнувшись через борт желоба, схватил машину за конек, тренеры на старте в один голос закричали: "Держи, родной!"
Седьмой вираж, между прочим, хорошо знаком россиянам: именно здесь потерпел на тренировке в среду крушение экипаж Евгения Попова. И надо же такому случиться: стартовавшие следом за Токовой и Федоровой голландки тоже завалились на бок на проклятом седьмом вираже!..
Когда россиянки наконец вновь прибыли вместе с бобом к старту, на Токовой лица не было, а Федорова в слезах заковыляла к раздевалке - позже выяснится, что Ольга не избежала ледяных ожогов. К разочарованию механика Васильича, крепко досталось и машине, так что очередная бессонная ночь в гараже дяде Вове, как зовут в команде механика, была гарантирована.
- Жалко Вику. - Олимпийский чемпион-1988 в составе сборной СССР Янис Кипурс, работающий ныне тренером по трассе в канадской команде, был явно расстроен. - Я помню, как сам впервые проехался здесь. Это было в 1981 году на моем первом чемпионате мира. Запустили меня с самого верха (раньше зона старта на трассе располагалась выше, чем сегодня. - С.Б.), ну я и порулил. Представляете, только во время тренировочных заездов в общей сложности было 50 падений. Как только народ в живых остался... Я в четырех попытках упал дважды и все равно занял 8-е место в двойках и 9-е в четверках.
По дороге в гостиницу настроение у команды, понятно, было не самое радужное. Однако все старались не делать из случившегося трагедии. У девушек и так кошки на душе скребли, поэтому за обедом тренеры постарались создать непринужденную атмосферу.
- Не грусти, Оля, - поигрывая бицепсами, улыбался Федоровой председатель тренерского совета Владимир Любовицкий. - Знаешь, сколько у меня падений было? 19! И ничего, жив-здоров, как видишь. А вице-президент Федерации бобслея и скелетона России (ФБСР) Владимир Мысев вспомнил, как после первого в его карьере переворота пилот Валерий Лейченко чуть ли не силой заставил своего разгоняющего махнуть стакан водки. Первое падение - как первая любовь, запоминается на всю жизнь.
СУББОТА: "ЧУДО НА ЛЬДУ" ПО-ЧЕШСКИ
"Второй стартовый номер у российского экипажа Эухений Попов - Димитрий Стэпушкин", - надрывался субботним утром диктор на трассе. Степушкин в это время щурился на солнце неподалеку от места старта, причем "в штатском". Разгоняющий откровенно хохмил, показывая всем любопытным (в основном иностранцам) забинтованный палец: мол, получил тяжелую травму, в палец попала заноза, поэтому решил лишний раз здоровьем не рисковать. Иностранцы таращили глаза, но на всякий случай сочувственно кивали головами. Разумеется, решение о том, что Степушкин пропустит турнир двоек, было принято тренерами вовсе не из-за занозы. Дмитрий еще не до конца отошел от травмы ноги, полученной во время падения, и его заменил другой Дмитрий - Труненков. Право разгонять нашу вторую двойку - пилота Дмитрия Абрамовича, который в стартовом протоколе был назван Василием (странно, почему тогда не Романом?), - было доверено Сосунову.
Пока Попов и Абрамович готовились к первой попытке, остальные члены сборной делали ставки на то, кто из российских экипажей окажется в итоге выше. Преимущество осталось за Абрамовичем, а Филиппа Егорова, отдавшего в этом споре свой голос за действующего олимпийского чемпиона немца Андре Ланге, из компании держащих пари в шутливой форме попросили.
Тон гонке задал немец Маттиас Хепфнер, который в одном из последних виражей лег на бок и к финишу прикатил без своего вылетевшего из боба брейкмена. Соревнования прервали минут на пять, и всем остальным экипажам стало грустно: взять здешнюю трассу голыми руками не удастся. Возможно, перерыв сыграл с россиянами злую шутку: ни Попов, ни Абрамович в свою силу не проехали. Если Дмитрий все же зацепился за первую десятку, то Евгений расположился на далеком 15-м месте.
- Так мы с тобой во вторую группу отвалимся, откуда уже не выкарабкаться, - задумчиво бросил пилот Труненкову в перерыве между заездами. В это время в двух шагах от россиян исступленно полировали полозья Ланге и его брейкмен Кевин Куске, у которых дела тоже шли не блестяще: несмотря на лучший в первой попытке разгон, лишь третье, вслед за канадцем Пьером Людерсом и американцем Стивеном Холкомбом, место.
Второй заезд Попов с Труненковым провели удачнее первого, что позволило им обойти несколько шедших впереди экипажей. Однако до заветной десятки сильнейших они все равно не дотянулись. Впрочем, надеяться на большее с 14-м стартом по итогам обеих попыток было бы наивно. Все, чего удалось добиться Абрамовичу и Сосунову, это отстоять занятую ими ранее позицию.
- Детальный анализ еще впереди, но похоже, что ни у Попова, ни у Абрамовича не ехали коньки, - хмурился главный тренер сборной Олег Сухорученко. - Будем думать.
Правильный выбор полозьев действительно едва ли не первостепенная задача. Если сами бобы у претендентов на медали примерно одинаковые, то качество заточки коньков разнится значительно. Большинство команд еще только в поиске оптимального сочетания полозьев, а это, по сути, чистая лотерея. По всей видимости, с коньками для двоек нашим просто не повезло.
А вот кому однозначно подфартило, так это чеху Иво Данилевичу. В прошлом репортаже я писал о том, что на трассе в Кортине может победить любой, но Данилевич - это все же чересчур. Не хватавший, мягко говоря, звезд с небес чех сотворил в субботу настоящую сенсацию, завоевав бронзу этапа Кубка мира и став чемпионом Европы. И это при том, что в первом заезде экипаж Данилевича разогнался с тем же временем, что и оставшийся барахтаться во втором десятке Попов! Причин этого чешского "чуда на льду" минимум две. Во-первых, Данилевич оба раза почти идеально прошел всю дистанцию. А во-вторых, угадал с полозьями, на которых и объехал самого Ланге. Американцы и канадцы словно в пику европейцам разыграли между собой нечто вроде первенства Северной Америки, в котором верх одержал Холкомб.
ВОСКРЕСЕНЬЕ: СЕРЕБРО ПО-РУССКИ
Думаю, многие из вас ловили себя на том, что церемония награждения невероятно скучна и затянута, если среди призеров нет представителей вашей страны. Вчера никому из присутствовавших россиян не показалось, что они зря провели час на площади возле финиша бобслейной трассы. Светило яркое альпийское солнце, возле сцены мелодично наигрывал итальянский оркестр, зрители без устали аплодировали, а на подиум поднимались наши бобслеисты. В общем, воскресным днем в Кортине царила полная идиллия.
Изначально планировалось, что спор за медали поведут две российские четверки. И Попов с Абрамовичем возложенные на них надежды в общем-то оправдали. Дмитрий занял высокое для себя 8-е место на этапе мирового Кубка, а в зачете европейского первенства и вовсе прорвался в шестерку сильнейших. Евгений же обосновался на четвертой кубковой позиции, пропустив вперед лишь североамериканцев да Ланге, и совершенно заслуженно получил серебряную медаль чемпионата Европы, добившись таким образом одного из высших достижений в своей карьере.
- Дожили, - смеялся после завершения вчерашнего турнира Сухорученко. - За такие результаты на чемпионате Европы мастеров спорта международного класса полагается вручать, а присваивать-то и некому - все уже давно "международники".
- Давно такой насыщенной недели не было, - сойдя с пьедестала, выдохнул Труненков. - Вроде все успели сделать: упали на тренировке, расстроились после двоек, а сегодня вот радуемся медалям.
Гонка для россиян сложилась непросто, особенно первая ее половина. Абрамович, по словам Сухорученко, прилично "наколбасил" на трассе, а Попов, хоть и показал третье время, чуть не довел тренеров до инфаркта, когда едва не опрокинул боб на 11-м вираже. Вот кто удивил, так это Холкомб. Уж не знаю, где американская сборная раскопала такие "реактивные" коньки, но Холкомб второй день подряд уезжал от своих противников, словно "Мерседес" от "Запорожца". В принципе судьба первого места была ясна уже после стартового заезда - две с лишним десятых секунды отыгрываются крайне редко даже такими асами, как Ланге. Попов уступал титулованному немцу 0,05, что оставляло Евгению шансы в схватке с ним.
Однако во втором заезде карты всем спутал Людерс, пронесшийся по трассе с лучшим результатом - 52,66. Со стремительным канадцем не совладали ни стартовавший следом швейцарец Иво Рюгг (52,97), ни Попов (52,80), лишившийся надежд на кубковую награду. Ланге и Холкомб финишировали с одинаковым результатом 52,78. В итоге Холкомбу и Ланге вручили их законные золото и серебро, Людерс за свой сверхбыстрый заезд получил бронзу, а отброшенного за пределы тройки Попова вознаградили серебром чемпионата Европы. Может быть доволен собой и Абрамович: пусть его отличная вторая попытка (52,89) и не дала реальных дивидендов в виде места повыше, этот турнир молодой российский пилот имеет все основания занести себе в актив.
Этап Кубка мира и чемпионат Европы. Кортина-д'Ампеццо (Италия). 13 января. Мужчины. Двойки. 1. Холкомб/Крайтцбург (США) - 1.46,43 (53,18+53,25). 2. Людерс/Биссет (Канада) - 1.46,47 (53,17+53,30). 3. Данилевич/Гомола (Чехия) - 1.46,89 (53,45+53,44). 4. Рюгг/Гранд (Швейцария) - 1.46,90 (53,47+53,43). 5. Ланге/Куске (Германия) - 1.46,92 (53,24+53,68). 6. Флоршутц/Патцольд (Германия) - 1.47,10 (53,57+53,53)... 10. АБРАМОВИЧ/СОСУНОВ (Россия) 1.47,82 (53,81+54,01)... 13. ПОПОВ/ТРУНЕНКОВ (Россия) - 1.47,88 (54,05+53,83).
14 января. Четверки. 1. Холкомб/Йованович/Меслер/Крайтцбург (США) - 1.45,04 (52,26+52,78). 2. Ланге/Редигер/Куске/Путце (Германия) 1.45,25 (52,47+52,78). 3. Людерс/Котюк/Биссет/Браун (Канада) - 1.45,29 (52,63+52,66). 4. ПОПОВ/ОРЕШНИКОВ/ТРУНЕНКОВ/СТЕПУШКИН (Россия) - 1.45,32 (52,52+52,80). 5. Рюгг/Хандшин/Лампартер/Гранд (Швейцария) - 1.45,56 (52,59+52,97). 6. Флоршютц/Хейдер/Петцольд/Кюн (Германия) - 1.45,59 (52,57+53,02)... 8. АБРАМОВИЧ/СЕЛИВЕРСТОВ/ЕГОРОВ/АНДРЮНИН (Россия) - 1.45,63 (52,74+52,89).