ВЕЛОШОССЕ |
Тайлер ХЭМИЛТОН: "РУССКИЕ СИЛЬНЫ КОМАНДНЫМ ДУХОМ"
В минувший уик-энд профессиональная команда "Тинькофф. Кредитные системы" представила российским болельщикам свою новую звезду - олимпийского чемпиона-2004 в разделке Тайлера Хэмилтона. На презентации в Москве знаменитый американец дал интервью корреспонденту "СЭ".
"Начинается Земля, как известно, от Кремля!" Видимо, этой сентенцией руководствовались отцы-основатели профессиональной российско-итальянской велогрупны "Тинькофф. Кредитные системы", когда решили провести презентацию своего проекта в Москве именно на Красной площади. Напротив другого грандиозного плода российско-итальянского партнерства. Ведь внесенный в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой большой средневековой крепости Кремль - творение итальянских архитекторов.
Однако всеобщее внимание на презентационном вечере привлекали к себе вовсе не итальянцы, среди которых были посол Италии в России, благословивший рождение новой команды, ее менеджер и титулованные итальянские гонщики, а американская звезда - скандально известный чемпион афинских Игр-2004 в разделке, только-только отбывший двухлетнюю дисквалификацию за применение кровяного допинга Тайлер Хэмилтон.
Перед тем как побеседовать с заокеанской примой "Тинькофф. Кредитные системы", я решил поговорить о нем с нашим олимпийским чемпионом на треке Михаилом Игнатьевым.
-С этого сезона вы с Тайлером будете выступать в одной команде. Как вам американец при более близком общении?
- Абсолютно нормальный парень, никаких комплексов звезды. Очень профессионально относится к своей работе. Я был с ним на сборе в Италии и должен признать, что вкалывает он без всякой жалости к себе. Видно, что за годы дисквалификации Тайлер сильно соскучился по спорту. А здесь, в Москве, меня попросили за ним приглядеть.
-Что вы имеете в виду?
- Хотя Хэмилтону уже 35 лет, он в быту - совершенное дитя. Теперь я понимаю, как он мог стать жертвой боссов сборной США или врачей. Тайлер очень наивен и доверчив. Разыгрывать его даже неинтересно - всему верит. Поэтому руководство команды и попросило меня оберегать его в Москве от всяких лохотронщиков и прочих жуликов.
А вот что сказал чуть позже Хэмилтон об Игнатьеве:
- Отличный парень! Мы живем с Майклом в одном гостиничном номере, и я уже успел присмотреться к нему Должен сказать, что у него прекрасные перспективы. И это не дежурный комплимент. В нашем виде сильные ноги - отнюдь не главное. Основное - голова. А она у Майкла светлая. Он умный гонщик, таких в мире немного.
-Кого еще из россиян можете отметить?
- Я пока не со всеми успел познакомиться и как следует узнать. А среди тех, с кем уже пообщался и кого видел в деле, понравился Павел Брутт. Хороший гонщик.
-Почему вы все-таки согласились подписать контракт с "Тинькофф"? Почему именно Россия?
- Страна не имела для меня принципиального значения. Я заинтересовался проектом Олега Тинькова. Во время нашей встречи он убедил меня в том, что новая команда - это не игрушка на один-два сезона, а всерьез и надолго. Олег мыслит стратегически, он говорил так уверенно, что и меня заразил своей верой. К тому же для меня не впервой работать в молодых амбициозных командах, которые потом вырастали в топ-конюшни. В свое время я начинал в тогда еще мало кому известной велогруппе из США (ныне это "Дискавери Чэннел"), а покидал ее, когда она трижды выиграла "Тур де Франс". Затем в моей карьере была датская CSC, тоже далеко не гранд в то время, которая сегодня является одной из самых агрессивных и перспективных команд мира, имеющей на своем счету выигрыш "Джиро". Не вижу причин, которые могли бы помешать "Тинькофф" повторить этот путь. Программа развития команды, которую разработал наш менеджмент, предусматривает как раз достижение уровня "Про-тура", если эта система сохранится в будущем, и выход на самую раскрученную гонку - "Тур де Франс". Ну а лично для меня "Тинькофф" - очередной вызов судьбы, на который я не мог не ответить.
-Вы выступали в разных конюшнях. Чем российская велогруппа отличается от того же CSC или вашей последней команды "Фонак"?
- В "Тинькофф" просто поразительный командный дух! Такой сплоченности я больше не видел нигде, даже в ранней "Дискавери".
-Тем не менее Россия - не самая ведущая велосипедная страна мира. Вас не смущает то, что предыдущие попытки создать в нашей стране профессиональную велогруппу неизменно заканчивались неудачей? Ведь вам наверняка известны печальные судьбы "Рослотто", женской "Итеры", "Альфа Люм"...
- Все эти названия, которые вы только что перечислили, для меня лишь набор звуков (смеется). Я никогда не слышал об этих командах, не знаком с вашей спортивной историей. Но зато твердо знаю: наш босс одержим своей идеей и считает, что работает на будущее велоспорта России. Мы обещали ему постараться выиграть хотя бы одну гонку "Про-тура", на которую нас пригласят.
-А у вас не было предубеждения против России? Все-таки гонщик этой страны Вячеслав Екимов оспаривал у вас золотую олимпийскую медаль?
- Вы не совсем правы. Ее оспаривал у меня не Екимов, а WADA, предъявившая мне обвинение в нарушении антидопингового кодекса. Просто в случае моей дисквалификации эту награду получил бы Екимов, который финишировал вторым. А если бы Джулич проехал на Олимпиаде чуть быстрее Еки, то мою медаль отдали бы ему и тогда этот скандал был бы внутренним делом Америки. Я не склонен выводить разбирательство по этому поводу на межгосударственный уровень.
-Говорят, вас пригласили в нашу команду специально под "Джиро д'Италия", на которую у "Тинькофф" уже есть wild card. Так ли это?
- Итальянская многодневка стартует в мае. На дворе у нас январь. Трудно делать какие-то прогнозы. Сейчас я месяц-два буду только вкатываться в режим, все-таки два года дисквалификации - это серьезно. Сезон начну февральской французской гонкой "Марсель - Бессеж" и "Туром Средиземноморья". Между этими недельными гонками - пятидневный перерыв. Участие в них даст мне две недели полноценных тренировок в соревновательных условиях. А на "Джиро" мы еще не получили приглашения, однако наши менеджеры делают все для этого.
-Сами вы определили себе задачу на сезон?
- Прежде всего прошу не ждать от меня сногсшибательных результатов в первых же двух-трех гонках. В мировом пелотоне за время моего отсутствия произошли серьезные изменения, и мне необходимо приноровиться к манере нынешних соперников. Тем не менее задачу выигрывать гонки никто не отменял.
-Почему вы не стартуете на "Туре Малайзии" в феврале?
- Потому что это слишком рано, слишком жарко и слишком далеко.
-В прессе были слухи о возможном подписании контракта вашей новой команды с победителем "Большой петли"-1997 Яном Ульрихом. Насколько приход немца мог бы усилить "Тинькофф"?
- О, Ян - великий гонщик! Мне очень жаль, что он не присоединился к нам. Помешали серьезные причины, прежде всего юридического свойства. Из-за отсутствия профессиональной лицензии Ульрих до сих пор не может найти себе команду, а обвинения в причастности к "делу Фуэнтеса" мешают ему решить этот вопрос. А еще я слышал, что финансовые требования Яна были несколько выше наших возможностей, но это уже не мой вопрос. Как спортсмен я очень сожалею, что Ульрих не выступал в прошлом сезоне и рискует остаться за бортом и нынешнего. Это колоссальная потеря для всего велоспорта. Знаете, перед приездом в Россию я видел по телевизору ток-шоу на одном немецком канале, в котором как раз обсуждался вопрос о возможном возвращении Ульриха в спорт. 75 процентов участников этого ток-шоу высказались за то, чтобы гонщику вернули право выступать. Его очень любят в Германии.
-Раз уж речь зашла о допинг-скандалах, скажите, что вы думаете о нынешнем положении дел в мировом пелотоне в связи с "Операцией Пуэрто", поставившей вне закона лидеров велоспорта на основании одних только подозрений?
- Все это крайне печально. Конечно, я считаю глупым преследовать человека, если нет никаких доказательств его вины. Если вы считаете, что Бассо или Ульрих нарушили закон, будьте добры доказать это. А если не можете, отставьте их в покое.
-Давайте коснемся щекотливой для вас темы - результатов допинг-проб афинской Олимпиады. Что же там все-таки произошло?
Хэмилтон мгновенно изменился в лице и поднес палец к губам. Потом, подумав, сказал:
- О'кей, я расскажу. Дело в том, что из шести экспертов, исследовавших мою пробу "А", пятеро однозначно признали ее отрицательной. И лишь один выразил... нет, не уверенность в том, что я применял запрещенную методику, а лишь сомнение в чистоте моей пробы. Все уж подумали, что дело закрыто, но этот сомневающийся потребовал провести анализ пробы "В". А вот как получилось, что она оказалась испорченной, уже вопрос к работникам лаборатории. Я считаю, что в данном случае восторжествовали презумпция невиновности и здравый смысл. Коль обвиняете меня в нечистой игре, докажите это. А не можете - я свободен.
-За то время, что шло разбирательство в лозаннском спортивном арбитраже, вы общались с Вячеславом Екимовым?
- Ни разу. И не слышал, чтобы он применял какие-то нечестные приемы с целью завладеть моей медалью. Екимов - очень порядочный человек и великий спортсмен. Позже, когда дело было закрыто, мы с ним как-то пересеклись, но к этой теме не возвращались. Я выразил сожаление о том, что он завершил карьеру гонщика, так как, судя по всему, мог бы еще показывать неплохие результаты.
-Сейчас много говорят об обязательном введении ДНК-тестов. Отношение к этому неоднозначное. Например, олимпийский чемпион и чемпион мира Паоло Беттини заявил, что уйдет из велоспорта на следующий же день после того, как появится ДНК-тестирование. А вы что думаете по этому поводу?
- Если это будет обязательным для всех спортсменов во всех видах спорта, то деваться некуда. А если WADA планирует проводить такое тестирование по своему усмотрению, то я, пожалуй, соглашусь с Паоло.
-С кем из нынешних лидеров мирового велоспорта вы хотели бы сразиться на шоссе?
- Очень интересен Александр Винокуров из "Астаны". Он отличный многодневщик и крайне амбициозен. Думаю, они с Иваном Бассо входят в число главных фаворитов в любой гонке. Любопытно было бы посоревноваться и с Карлосом Састре, и с Алехандро Вальверде. Все они заявили о себе как раз в те два года, что я был отлучен от спорта. Что я могу им противопоставить? На их стороне - молодость и постоянная практика, на моей - опыт и безграничное доверие боссов команды, а это немало.
-Вы впервые в Москве. Как вам российская столица?
- Я только сегодня ночью прилетел. Успел отоспаться и весь день занимался своими делами. Времени на экскурсию не было, но нам обещали, что она обязательно состоится. Хотя снега в России нет, чем я был поражен, в программе экскурсии - катание на катке на Красной площади. Предвкушаю. Кстати, Красная площадь произвела на меня огромное впечатление. Если весь город таков, то я наверняка влюблюсь в Москву!
Ровшан АСКЕРОВ