ФУТБОЛ |
РОССИЙСКИМ КЛУБАМ ГРОЗИТ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЕВРОПЫ?
К этому может привести очередная - и в потенциале самая громкая - революция в европейском футболе, которую затевает депутат Европарламента из Голландии. И не исключен вариант, что грянет эта революция уже в марте.
Росс УИЛЬЯМС |
из Лондона |
Неделю назад в Европейском парламенте состоялось предварительное голосование по законопроекту, который в случае его принятия должен самым серьезным образом повлиять на европейский футбол. На роль нового Жана-Марка Босмана претендует европарламентарий Тойн Мандерс, либерал-демократ из Голландии, вынесший на рассмотрение коллег целый ряд предложений. К футболу, отметим, Мандерс прямого отношения никогда не имел, а в Европарламенте заседает в Комитете по внутреннему рынку и защите прав потребителей.
Главная идея Мандерса - привести законы, по которым живет европейский футбол, в полное соответствие с законодательством ЕС. А плюс к этому ввести эффективный контроль за расходами клубов.
На деле проведение в жизнь этих инициатив приведет к следующему. У богатых клубов больше не будет сдерживающего фактора в лице могущественных УЕФА и ФИФА, а значит, ничто не помешает им выйти из национальных чемпионатов и образовать собственную Европейскую суперлигу. Или, как в одном из интервью назвал ее Мандерс, "ЕС-Лигу". Голландец еще пару лет назад выразил уверенность в том, что в ближайшее десятилетие такая футбольная суперструктура обязательно появится, и даже назвал место, где по его замыслу должны проводиться игры плей-офф ее будущего чемпионата: Брюссель, город, где расположены главные институты европейской интеграции. Клубам из стран, не входящих в ЕС, а значит, и России, как признает голландец, места в Европейской суперлиге в отличие от Лиги чемпионов не найдется.
Фантазии? Отнюдь: если учесть стремление брюссельских политиков привести все сферы жизни Старого Света к единому знаменателю, сторонников у Мандерса может найтись немало. И нельзя исключать, что в марте, когда в Европарламенте планируется голосование по его проекту, они могут оказаться в большинстве.
И что тогда? Тогда "дело Босмана", во многом изменившее в конце 95-го лицо европейского футбола, покажется детской шалостью. В соответствии с законодательными нормами ЕС перемещение и коммерческая деятельность корпораций, к которым будут приравнены и футбольные клубы, внутри сообщества ничем не ограничены. А это, в свою очередь, грозит погубить национальные чемпионаты. Кому будут интересны разборки "Болтона" с "Уиганом" или, скажем, "Бетиса" с "Реал Сосьедад", кроме немногочисленной (по меркам общеевропейского медиарынка) группы болельщиков из городов приписки? Да и последним в этом случае ничего не мешает создать собственную Суперлигу-2. Правда, не вполне понятно зачем. В общем, похоже, что у избранного в конце прошлой недели на пост президента УЕФА Мишеля Платини времени на раскачку не будет. Ведь его взгляд на развитие футбола в Европе кардинальным образом отличается от мнения Мандерса.
ДО ГОЛОСОВАНИЯ - МЕСЯЦ С НЕБОЛЬШИМ
После предварительного голосования по предложениям Мандерса (напомню, что голосование это прошло в Европарламенте неделю назад) корреспондент "СЭ" связался с голландцем по телефону.
-Известны ли уже результаты? - спросил я Мандерса.
- Да, итоги предварительного голосования подведены. Но сказать, что полностью ими удовлетворен, я, к сожалению, не могу. Футбол неизменно вызывает эмоции, даже если речь идет об обсуждении законопроекта. У каждого из моих коллег свой взгляд на будущее европейского футбола, но я надеюсь, что в конце концов мы придем к чему-то более или менее конструктивному.
Прежде всего я удовлетворен тем, что встретил одобрение проект организации жесткого контроля за финансами. Цель - привести в соответствие доходы и расходы клубов. Недопустимо, когда 600 миллионов из 800-миллионного долга "Реала" выплачиваются из кармана налогоплательщиков.
Частично одобрены и предложения о пересмотре действующих правил УЕФА и ФИФА с целью создания эффективной системы страхования футболистов, выступающих за национальные сборные. В качестве примера несовершенства ныне действующих законов можно привести "дело "Шарлеруа" (бельгийский клуб, который уже несколько месяцев безуспешно требует компенсации от Марокканской футбольной федерации за временную утрату трудоспособности своего футболиста, получившего травму в матче за сборную Марокко. - Прим. Р.У.) .
-Что будет с этими инициативами дальше?
- В ближайшее время они будут рассмотрены в различных комитетах Европейского парламента, после чего в марте состоится окончательное голосование. Как видите, это вовсе не моментальный процесс. Но мы уже сделали один очень важный шаг: все заинтересованные стороны обратили внимание на наши предложения.
Здесь Мандерс не погрешил против истины. В УЕФА, к примеру, к происходящему отнеслись со всей серьезностью и даже организовали в Брюсселе временный штаб. Таким образом, исполнительный директор Европейского футбольного союза Ларс-Кристер Ульссон стал непосредственным участником всех переговоров. Правда, результаты выборов на пост президента УЕФА делают неясными дальнейшие перспективы в этой организации самого Ульссона.
Окончание - стр. 4 |