Газета Спорт-Экспресс № 32 (4312) от 13 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 февраля 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Футбольные арбитры, кто они вне поля? С этой темы начался разговор в редакции "СЭ" с главой Коллегии футбольных арбитров.

Сергей ЗУЕВ: "ЖАЛЬ, ЧТО О СУДЕЙСТВЕ СУДЯТ ПО ЖАЛОБАМ"

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТОЛЬКО ПОМОГАЕТ

-Игорь Егоров - бывший футболист, выпускник педагогической академии, бизнесмен. Игорь Захаров не только окончил физкультурный институт, но и стал дипломированным психологом. Александр Гвардис - бизнесмен, ранее работавший инструктором по спорту. Вы - бывший судья...

- ...и по образованию физик.

-Не анализировался ли когда-либо социальный состав судейского корпуса? Сколько народа пришло в него из футбола? Каков его образовательный уровень?

- В плане образованности и интеллекта наши футбольные судьи могут дать фору европейским коллегам. По крайней мере в премьер-лиге все судьи, включая ассистентов, имеют высшее образование. Примерно половина, как я полагаю, окончили физкультурные вузы. И это очень хорошо. Арбитры же руководят игрой и игроками, а высшее образование свидетельствует об определенном интеллектуальном потенциале человека, его способности обучаться и самосовершенствоваться. Пусть профессии футбольный арбитр все еще нет, первый шаг к профессионализму сделан. Он заключается в профессиональном отношении к делу. И учебно-тренировочные сборы судей, прошедшие в Турции, это подтвердили. Арбитры и самостоятельно готовились к сезону, и выполняли предписания программы, разработанной нашими специалистами. На основании медицинских показателей, которые снимаются перед сбором, во время и после него, даются персональные рекомендации, на что стоит обратить внимание. Кому-то надо сбросить вес, а кому-то старая травма не позволяет делать определенные упражнения, так что их целесообразно заменить.

-Как вы оцениваете сегодняшнее физическое состояние арбитров, если это, конечно, не информация для служебного пользования?

- Никакого секрета нет. Мне довелось побывать на 23 предсезонных сборах и должен сказать, что с каждым годом арбитры готовы к сезону все лучше и лучше. В этом году только у троих оказался избыточный вес. Причем это не было связано с нарушениями режима. Более чем уверен, что с тестами по физподготовке справятся все.

-Как себя чувствует после травмы Валентин Иванов?

- Он работал по индивидуальной программе. Почти полгода Иванов не имел судебной практики, и сейчас ему очень важно войти в ритм. Мы не стали нагружать его большим количеством предсезонных матчей, дав возможность восстановиться. Уверен, этот арбитр будет вновь работать на свойственном ему высоком уровне.

РУМЫНЫ БОЛЬШЕ НЕ УХОДЯТ С ПОЛЯ

-Вы хотели, чтобы арбитры провели на сборе по три матча. Планы осуществлялись?

- Да. Наши судьи обслужили в общей сложности 65 игр.

-С участием российских клубов?

- Не только. Считаю колоссальным успехом, что все румынские команды в отличие от прошлых лет доиграли свои спарринги до финального свистка. В прежние годы они бурно выражали недовольство и уходили с поля. Вообще мы стремились, чтобы судьи получили как можно больше практики и не втягивались в работу уже с началом сезона, а сразу включились в нее во всеоружии. Поэтому сократили до минимума занятия по "чистой" физподготовке. Второй сбор, который состоится в конце февраля - начале марта в Сочи, и вовсе будет установочным. Арбитры сдадут нормативы, дадим им последние инструкции.

-Известно, что болгары собирались пойти российским путем и приглашать для обслуживания матчей национального чемпионата иностранцев. Не предлагают ли нашим судьям работу за рубежом по обмену?

- Нет. УЕФА пытался наладить международный обмен судейскими бригадами. Но, согласно его программе, мы не можем обмениваться арбитрами с Германией или Италией, потому что их чемпионаты находятся в другой рейтинговой категории. Вот с Данией или Швецией можем, но что мы выиграем от приезда арбитров из этих стран? Нашим судьям, может, и интересно получить опыт работы в зарубежных чемпионатах. Но все-таки наша основная задача - провести как следует собственный чемпионат.

ПЕТТАЮ НЕ СТОИТ ПЕНЯТЬ НА ПОМОЩНИКОВ

-Списки судей для работы на матчах премьер-лиги уже готовы?

- В этом году РФС предложил подготовить их нам самим. Что мы и сделали еще до сборов. Основывались не на сиюминутных впечатлениях на сборах, а на анализе работы людей за три-четыре года. Теперь списки должны быть рассмотрены в РФС.

-В них много новых имен?

- Нет. На старте чемпионата рассчитываем на испытанных бойцов. Подобно тому, как в любой команде создается костяк, а уже по ходу сезона наигрываются люди на уязвимые позиции, мы включили в список 18 человек в качестве главных арбитров, а еще девять составили резерв. В него попали молодые арбитры, работавшие в первой лиге. Это те, на кого мы рассчитываем в будущем и кого будем осторожно привлекать к проведению матчей в премьер-лиге. Да и из "списка 18" не все будут одинаково загружены. К использованию людей надо подходить разумно.

-В списке есть проштрафившиеся в прошлом сезоне?

- По сравнению с прошлым годом отсутствуют четверо: Фурса, Каюмов, Тюмин и Петтай. Фурса закончил работу по возрасту. Остальные в соответствии с рекомендациями по результатам прошлого года пока ни в каких списках не присутствуют.

-На сбор в Турцию не ездили также Кулалаев и Терехов.

- Еще Ковалев. Но он включен в резерв.

-Не считаете, что Петтай пострадал после матча ЦСКА - "Зенит" из-за помощников, на которых понадеялся?

- Нет жертв помощников или главных арбитров. Есть бригада, все члены которой работают вместе. Разговоры о том, что в бригаду Петтая попали случайные люди, мне не совсем понятны. С ним работали достаточно подготовленные в профессиональном плане арбитры, и, по-моему, говорить о том, что во всем виноваты они, неправильно. Главный судья может прислушиваться к своим ассистентам или нет, но за все принятые на поле решения отвечает именно он. К тому же, на мой взгляд, Петтай допустил достаточно собственных ошибок. Как в пользу одной, так и другой команды. Так что речь о предвзятости с его стороны нет. Тем не менее матч был проведен на невысоком уровне - это факт.

-Ключников возвращается в премьер-лигу, хотя он не был лучшим в первом дивизионе.

- Мы внесли его фамилию в список основных арбитров и надеемся, что исполком РФС утвердит его кандидатуру.

-Если РФС не утвердит кого-то из "списка 18", вы будете пополнять его из резерва?

- Переводить судей оттуда мы сможем только после первого круга. Посмотрим, как будет работать резерв в первой лиге. На основании практической деятельности, а не имен и фамилий.

-В списках арбитров низших дивизионов много знакомых фамилий. Будогосский, Лапочкин... Складываются судейские династии? В прошлом вы, продолжив дело отца, составляли исключение.

- Был еще Юра Баскаков. В советское время, с одной стороны, поощряли династии, с другой - боролись с семейственностью. Я сам был из-за этого остановлен в росте на несколько лет. А в династиях ничего плохого не вижу. Наоборот, это хорошо, если у начинающего арбитра есть персональный наставник. Всем должны предоставляться равные возможности - без скидок, предпочтений и искусственных препятствий.

-К концу прошлого чемпионата судей из-за дисквалификации осталось так мало, что на последние туры их назначали, невзирая на качество.

- Насчет качества не соглашусь. Чемпионат заканчивали сильнейшие арбитры. В первом круге на работу судей было подано 18 жалоб, во втором - 10, из которых только половина были признаны обоснованными. Как ни прискорбно, но о качестве судейства приходится судить по количеству жалоб. А хотелось бы, чтобы чаще отмечали квалифицированную работу арбитров.

ВСЕ-ТАКИ ВОЗРАСТ СУДЕЙСТВУ ПОМЕХА

-Какова судьба пожизненно дисквалифицированного Комарова?

- Работает на любительском уровне в межрегиональном объединении "Черноземье". Оно его рекомендовало для судейства в профессиональном футболе, но рейтинг определило недостаточно высокий для попадания в списки даже по второй лиге. Что касается пожизненной дисквалификации, то эта страшная кара ни в одном документе не прописана. Почему-то один дважды пожизненно дисквалифицированный вратарь (Чихрадзе. - Прим. "СЭ") сейчас благополучно заявлен для участия в чемпионате.

-Как вы относитесь к возрастному цензу для арбитров? Если человек в хорошей спортивной форме, почему бы ему до 50 лет не судить?

- Когда в 1990 году две трети арбитров не смогли сдать перед чемпионатом мира тесты по физподготовке, ФИФА просто сократила максимально допустимый возраст с 50 лет до 45.

Потом пошли разговоры, что тесты слишком жесткие, что многие опытные практики могут выполнять свои функции и не подвергаясь подобным испытаниям. В итоге в Германии введен ценз, равный 47 годам, в России - 48. Примерно так же обстоят дела и в других странах.

-Не логичнее ли основываться на результатах тестов, а не на паспортных данных?

- Возможно, и логичнее. Есть удивительные люди, которые могли бы продолжать свою деятельность и после 48. Посмотрите на Валерия Павловича Бутенко, которому уже за 60, а он постоянно сам играет в футбол. Но, с другой стороны, у международного судейского сообщества имеются определенные правила, которым мы следуем. Да и молодежь должна иметь возможность для роста. В этом году мы потеряли одно место ассистента в ФИФА. Представили туда девять кандидатур. Еще одного, кто удовлетворял бы возрастному цензу до 38 лет и имел бы двухлетний стаж работы в национальном чемпионате, не нашлось.

-Клубы сохранят возможность отклонять некоторых арбитров от обслуживания матчей с их участием?

- Документ, регламентирующий порядок назначения судей на матчи премьер-лиги, пока не утвержден. В нашем варианте, переданном на рассмотрение исполкома РФС, такого положения нет.

-Когда будут созданы комиссия назначения судей и экспертно-судейская комиссия?

- Их состав должен быть утвержден исполкомом РФС. Сейчас идет подбор кандидатов. Насколько известно, экспертно-судейскую комиссию будет по-прежнему возглавлять Никита Павлович Симонян, выступающий гарантом принятия независимых решений.

-Собирается ли Россия присоединиться в ближайшем будущем к Судейской конвенции УЕФА?

- Основные требования, связанные с независимостью КФА от лиг и клубов, у нас соблюдены.

-Но представители лиг входили в комиссию назначения судей.

- Думаю, что сделаем очередной шаг для решения этого вопроса. С другой стороны, пока нет и не предполагается требуемого объединения судейского и инспекторского комитетов.

-Присоединились ли к конвенции какие-нибудь страны Восточной Европы?

- И Грузия, и Литва, и Украина.

-Насколько велика вероятность, что российских судей оснастят наушниками, микрофонами и прочими техническими устройствами?

- Она велика. Кстати, стоимость одного комплекта, который производит только одна французская компания, около 5 тысяч евро. Мы приветствуем внедрение современной техники, но не надо думать, что это решит все проблемы. Использование технических средств - подспорье, но не более того. С помощью РФПЛ мы предоставили в распоряжение судей бип-системы. Но все равно главный арбитр должен иметь визуальный контакт с помощниками.

-Если 3 марта на заседании международного совета в правила футбола будут внесены какие-то коррективы, они начнут действовать в России с начала сезона?

- Все возможные изменения вступят в силу с 1 июля. Но поскольку российский чемпионат проводится по системе "весна - осень", у нас имеет место некоторое опоздание. До судей мы все новшества можем очень легко донести - и они сразу же их воспримут. Вопрос в том, будут ли готовы к изменениям клубы, а также департамент по проведению соревнований. Правила, по которым проводится чемпионат, должны быть зафиксированы в его регламенте.

-Не стоит ли, на ваш взгляд, привлекать судей к участию в послематчевых пресс-конференциях? Самих по себе, не вместе с тренерами?

- Отношусь к этой идее отрицательно, потому что арбитры, в отличие от тренеров и футболистов, после окончания матча должны решить еще ряд административных вопросов, как то: оформление протокола и передача информации. Кроме того, УЕФА просит арбитров воздерживаться от комментариев действий коллег. О своей работе судья вправе высказываться, но прежде, чем давать оценки, надо многое проанализировать. То, что судьи видят в гуще борьбы на поле зачастую не соответствует тому, что видят зрители по телевизору или сидя на трибуне. Поэтому надо всесторонне изучить момент, а уж потом его комментировать. Так что если и проводить судейские пресс-конференции, то на следующий день после матча.

Александр ПРОСВЕТОВ