Газета Спорт-Экспресс № 78 (4358) от 10 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 апреля 2007 | Бокс и ММА

БОКС

Эдуард ХУСАИНОВ: "НАДЕЮСЬ, СУД В ЛОЗАННЕ БУДЕТ СКОРЫМ"

Как уже сообщал "СЭ", нашумевшее дело о переносе в Корею чемпионата мира по боксу, который должен был состояться в Москве, будет рассматривать Высший спортивный арбитражный суд в Лозанне. Обозреватель "СЭ" Александр БЕЛЕНЬКИЙ встретился с президентом Федерации бокса России Эдуардом Хусаиновым и попросил его рассказать о подоплеке этой скандальной истории.

- Решение провести чемпионат мира в Москве было принято в 2003 году на заседании исполкома Международной федерации любительского бокса (AIBA) в Турции, - напомнил Хусаинов. - После этого было еще множество заседаний исполкома, и каждый раз, в том числе и на последней нашей встрече, подтверждалось, что чемпионат будет проведен в Москве.

Только вот почему-то контракт с AIBA так и не был подписан. Я регулярно поднимал этот вопрос, но он так и не был решен. Возникла парадоксальная ситуация: на каждом заседании исполкома подтверждалось, что чемпионат мира пройдет в Москве, а контракт подписан не был. Думаю, здесь не обошлось без генерального секретаря AIBA Дженара Доганелли.

-Да, я хорошо помню его антироссийские настроения еще до Олимпиады в Афинах, когда он говорил, что наша команда не возьмет на Играх ни одной золотой медали. Но как же все-таки с контрактом?

- Мы полагали, что со сменой власти в AIBA что-то изменится. Как вы, наверное, помните, в конце прошлого года президентом вместо Анвара Чаудри стал кореец Чинг Куо By. Увы, никаких положительных перемен не произошло. Все получилось наоборот.

15 января этого года By попросил нас провести презентацию чемпионата мира на заседании исполкома в Тайбее на Тайване 8 - 9 февраля и обещал в течение января выслать проект контракта на чемпионат мира. А спустя 12 дней мы получили письмо от помощника By - исполнительного директора AIBA Хо Кима (которого, кстати, просто назначили на должность, а не выбирали). В этом послании говорилось, что решение исполкома, гарантийные письма, в том числе и подписанное Юрием Лужковым, да и вообще все документы, касающиеся чемпионата мира в Москве, утеряны, а раз так - значит, наша презентация не нужна. Какая тут связь, спрашивается?

В итоге мы в Тайбее провели презентацию по собственному почину - на самом высоком уровне. Но, к своему огромному удивлению, обнаружили, что презентацию проводим не только мы, но и корейцы. При этом, напомню, нам сказали, чтобы мы вообще не проводили никакой презентации из-за утери документов. Спрашивается: хорошо бы мы выглядели, если бы не провели ее в инициативном порядке? Но тогда мы больше думали о другом: откуда вообще взялись эти корейцы? До сих пор о возможности проведения чемпионата в Корее и речи не было, хотя какое-то предчувствие, что что-то тут не так, присутствовало.

-Чтобы больше к этому не возвращаться, объясните: так вам все-таки выслали проект контракта, пусть и с опозданием?

- Мы посылали запросы в AIBA 22, 25, 26 и 31 января. Безрезультатно. Потом, на исполкоме в Тайбее, нам вновь обещали это сделать, но снова ничего не сделали. Мы вновь направляли запросы 2, 7 и 9 марта. С тем же успехом.

При этом после встречи в Тайбее мы получили из офиса AIBA требование предоставить аккредитив на 1,5 миллиона долларов. Откуда взялась эта сумма? Никогда раньше о ней и речи не было! Но мы опять согласились. Только ведь деньги нельзя просто так взять и перечислить, для этого нужно какое-то основание, а именно контракт. Но его, несмотря на все наши старания, мы так и не получили. То есть деньги с нас требовали, а заплатить их возможности так и не дали.

Вообще требования на нас сыпались как из рога изобилия. Просили, к примеру, внести изменения в гарантийные письма мэра Москвы и Федерального агентства по физкультуре и спорту. Все, что от нас требовалось, мы выполняли и, в свою очередь, просили об одном: чтобы нам наконец прислали документ, который позволил бы на легальной основе перечислить деньги, но это, похоже, оказалось выше их сил. Ну а потом нам предъявили обвинение в том, что мы не выполнили обязательства, взятые на себя в гарантийном письме, и за это лишили чемпионата мира. Да нам просто изо всех сил не давали возможности их выполнить!

Кроме того, в отказе говорилось, что мы не предоставили гарантийные письма от правительства Москвы и Росспорта. Как не предоставили?! Мы предоставили, а они потеряли, и на этот счет у нас имеется официальное подтверждение от руководства AIBA. Более того, мы снова предоставили письма, но выяснилось, что они "не такие". Ну неужели мэрия и Росспорт, учитывая их опыт в проведении в Москве бесчисленного множества чемпионатов и турниров, не знают, какие гарантийные письма надо предоставлять?

-В Тайбее с вами, насколько известно, произошло еще одно престранное и прелюбопытное событие. Не могли бы вы о нем рассказать поподробнее?

- Президент By заявил, что у AIBA есть определенные претензии к Эдуарду Хусаинову и что это совершенно неординарный случай, после чего передал слово председателю юридической комиссии. Тот задал мне вопрос: "Вы судимы?" Я говорю: "Нет, конечно, не судим". Мне в ответ: "Вы обвиняетесь в терроризме, просим вам покинуть зал". Я ничего не понял, говорю: "Подождите, о каком терроризме идет речь?! То, что вы сказали, не соответствует действительности!" Мне отвечают: "Если вы не выйдете, вас выведет охрана".

Оказалось, все это они выкопали из международного информационного бюллетеня Around the Rings, который выпускает один американец в Атланте. В этом бюллетене меня перепутали с другим Эдуардом Хусаиновым. Имя и фамилия - единственное, что у меня с ним совпадало. Отчество - другое. Год рождения - другой. Гражданство - другое. Я объясняю: это совсем другой человек. Они ни в какую: вы террорист. Но ведь у него судимость была в 2005 году, а я как раз в это время был на виду. Именно тогда в Санто-Доминго меня выбрали первым вице-президентом по Европе, потом президентом ЕАВА. Мне: нет, вы - террорист, и тыкают мне в лицо этим бюллетенем, который, конечно, "случайно" оказался у них в руках.

-Ну, вообще-то, Bу и Ким - тоже очень распространенные фамилии в Корее. Думаю, при желании можно было легко найти преступников, которые их носят...

- Уже на следующий день благодаря руководителям нашего спорта и других структур были представлены документы из суда, ФСБ, МВД, от Фетисова, от Тягачева, от Полинского. Прислали и фотографию того террориста: сразу видно, что между нами ничего общего. И буквально сразу же Around the rings напечатал опровержение и извинился. Его издатель успел исправить ошибку! A AIBA не успела! Они могли в тот же день извиниться, но они этого не сделали.

Но вернемся к заседанию в Тайбее. Там, представьте, был назначен аукцион на право организации чемпионата мира. Кто и когда принял это решение? Я член исполкома AIBA, но на заседаниях, где принималось бы такое решение, не присутствовал и ни разу ничего подобного не слышал. И потом: что это еще за аукцион? У нас любительский спорт, чемпионат мира - отборочный турнир к Олимпийским играм, а тут - кто больше даст, тот и проводит? С 2003 года и до сих пор нам ничего не говорили о том, что мы будем конкурировать с кем-то за право организации чемпионата мира. Никакого официального решения на этот счет не было. Но меня, как вы помните, вывели из зала как террориста, и ничего из того, что я говорю сейчас, я там сказать не мог. Более того, в AIBA до сих пор считают меня террористом, и моим делом занимается этическая комиссия AIBA, которая еще неизвестно когда соберется на заседание.

-То есть вас отстранили и временно сняли с ваших постов на основании какой-то статьи из бюллетеня, издатель которого к тому же уже давно извинился?

- Совершенно верно, и это при том, что каждому члену исполкома и самому президенту By я предоставил все документы, которые мне прислали из России, раньше, чем журналу. Но By сказал, что "Хусаиновым теперь занимается этическая комиссия". Где она занимается? И вообще получается, что на основании лживой статьи, по поводу которой уже было опубликовано опровержение, меня можно снять с должностей, а на основании документов от ФСБ, МВД и наших спортивных организаций восстановить нельзя. Что это такое?

На самом деле целью организаторов всего этого скандала была совсем не борьба с терроризмом. Для того чтобы баллотироваться на пост президента AIBA, нужно четыре года непрерывного стажа в качестве члена исполкома. Так вот теперь у меня не будет этих четырех лет, поскольку возник специально организованный перерыв из-за истории с "терроризмом". Понимаете, им нужно было, с одной стороны, нейтрализовать меня, а с другой - решить ими же созданную проблему с переносом чемпионата мира.

Однако и при таком давлении мы выиграли голосование по поводу места проведения чемпионата. 22 человека проголосовали за Москву и лишь 9 против, а если бы я присутствовал, то было бы 23. Но даже это, как видите, некоторым руководителям АТВА не указ. Там перед голосованием президент может встать и сказать: за этих двух не голосуйте, а голосуйте за Доганелли. И это при том, что вся Европа в свое время просила убрать Доганелли - в частности, из-за того, что он оказывает давление на судей. Раньше хоть чего-то стеснялись. Прежний президент Чаудри был далеко не святой, но ничего подобного при нем не было.

-Часто можно услышать, что ваши проблемы с президентом By вызваны тем, что вы голосовали против него во время выборов президента.

- Да, я голосовал против, потому что из разговора с By знал, что он идет в одной упряжке все с тем же Доганелли, он хотел оставить этого деятеля генеральным секретарем, несмотря на все его нарушения, на давление на судей, на нарушения устава, а для меня это неприемлемо. При этом необходимо учитывать, что реальная власть Доганелли гораздо больше формальной. Ведь By в течение восьми лет был вдалеке от любительского бокса. Значит, именно Доганелли в значительной степени определяет политику AIBA.

-Откуда такая нелюбовь этого деятеля к нашей сборной?

- Ну а как можно любить команду, которая все выигрывает? Причем началось все очень давно, на чемпионате Европы в Финляндии, когда там внаглую засудили Раимкуля Малахбекова в бою с турком. Мы подали протест. Вы хорошо знаете, что после проигрыша в равных боях мы никогда не подаем протест, но там был настоящий беспредел.

Сейчас судьи откровенно рассказывают, что Доганелли оказывал на них давление, прямо требовал отдать победу тому или иному боксеру. Несмотря на все это, By захотел именно его видеть на месте генерального секретаря. Кстати, на том же заседании исполкома в Тайбее Доганелли был отстранен от должности юридической комиссией в связи с пропажей 500 тысяч долларов. Сейчас проверкой этого дела занимается аудиторская компания. Про деньги мы не знали, зато знали о других делах Доганелли и давно просили отстранить его. Ну и как мы могли голосовать за By, если он поддерживал такого человека? А теперь приходится расплачиваться.

-Если чемпионат мира пройдет в Корее, то, боюсь, расплачиваться придется и боксерам.

- Я надеюсь на лучшее, но исключать варианта, при котором чемпионат пройдет в Корее и наших там будут зажимать, разумеется, нельзя. Тем более что в Корее всегда судили достаточно предвзято. Достаточно вспомнить историю с Роем Джонсом на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году.

-Но вы же не сдадитесь без боя?

- Юристы, которым мы поручили разобраться с нашим делом, утверждают, что российская сторона выполнила все требования AIBA и что дело наше выигрышное. Беда только в том, что судебные разбирательства требуют времени, которого очень мало. Тем не менее если дело будет рассматриваться в срочном порядке, то мы успеем.

-Прошла информация о том, что вы покинули пост президента Федерации бокса России. Соответствует ли это действительности?

- Нет, я остаюсь президентом Федерации бокса России. В интересах дела могу покинуть этот пост в будущем, но пока об этом речь не идет. По-прежнему считаю, что мы все делали правильно и не допустили никаких серьезных ошибок. Надеюсь, справедливость восторжествует и мы в Лозанне выиграем.