Газета Спорт-Экспресс № 93 (4373) от 27 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 апреля 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ

ЧЕТВЕРО ИЗ ДИНАМОВСКОГО ВЫПУСКА

Возможно, такой выпуск - единственный в истории отечественных СДЮШОР. Из этой команды в большой футбол вышли четыре игрока - все они затем стали тренерами. Чемпионы Европы среди молодежных сборных, два мастера спорта международного класса, один из первых футбольных агентов страны, тренеры юношеских и молодежной сборных, клубов премьер-лиги и второго дивизиона...

Речь - о динамовской школе и ее выпускниках Андрее Кобелеве, Андрее Чернышове, Равиле Сабитове и Константине Сарсания. Попробуйте найти их среди 17 мальчишек, ставших почти 26 лет назад чемпионами столицы.

- В команде я играл с 8 лет, - вспоминает Андрей Кобелев. - Нас собирал Александр Назаров, потом команду взял Владимир Ильин и тренировал до самого выпуска. Как пришел ребенком в "Динамо", так фактически всю жизнь в нем и провел.

-Мячи на стадионе во время матчей подавали?

- Конечно. Тогда это рассматривалось как поощрение, как подарок. Здорово было уже просто побывать на "Динамо", увидеть вблизи известных футболистов.

-Чемпионские медали у вас сохранились?

- Медалей было много. Но в году 95-м или 96-м обворовали мою квартиру, взяли три четверти всех медалей. У родителей же часть моих наград осталась. А из украденного ничего найти не удалось. И золотая медаль за Европу тоже пропала. Хотя золотая она только по названию и ценности ни для кого, кроме меня, не представляла.

- Кобелев очень выделялся, - говорит Игорь Колыванов, в те годы выступавший за ФШМ. - По юношам он считался одним из самых талантливых игроков. Андрей рано возмужал - в 13 - 14 лет был крепкого телосложения. Мог взять мяч, спокойно протащить метров 20 - 30 к воротам и забить.

Сабитов и Чернышов пришли в "Динамо" в 1980 году. До этого занимались в "Смене" у Владимира Бобкова. С ними начинали Александр Смирнов, Михаил Соловьев, Александр Верижников, Геннадий Михалев. Бобков, перейдя в ФШМ, часть команды забрал с собой. Другие отправились в "Динамо".

- Приняли нас хорошо. Мы были не какие-то там "фантики" - заиграли сразу, - утверждает Равиль Сабитов. - Я действовал на позиции правого защитника. Но очень хотелось играть впереди. Как только принимал мяч, всегда начинал обводить соперников, пас не отдавал. Тренер не ругал, был, как сейчас говорят, демократичным. Может, благодаря его педагогическим способностям столько ребят из этого возраста смогли заиграть в футбол. Если бы не серьезная травма, большего добился бы Валерий Зубов. Его и Кобелева раньше всех стали привлекать к играм за дубль, там же чуть позже оказались я, Сарсания и Михаил Марьюшкин, а Чернышов попал в "Динамо-2". Кобелев, помню, все время был то в сборной Москвы, то в сборной СССР. Соперники с опаской ждали его возвращения, боялись Андрея. Он порой прибегал даже ко мне на бровку, забирал у меня мяч и шел обводить всю команду... От детского понимания игры удалось избавиться благодаря педагогическому вмешательству Михаила Гершковича. Он запретил мне заниматься обводкой. Играл я как-то за дубль в манеже против "Динамо-2". Начал обводить одного из братьев Морозовых - финт влево, финт вправо, но он мне не поверил. Отобрал мяч, прошел по флангу, прострелил, и нам забили гол. Матчи были принципиальные, и Гершкович посадил меня на лавку. Причем месяца на три.

-Физическими данными, судя по фотографии, вы не отличались. Чем брали?

- Колыванов сравнивал меня с собакой. Так что лучше у него спросить. ("Равиль был очень цепким и техничным защитником, - рассказал нынешний тренер юношеской сборной. - Когда я попал в "Динамо", говорил ему, что он может заиграть на самом высоком уровне".) Помимо Игоря приходилось опекать торпедовца Николая Писарева. Непросто было сдержать спартаковца Андрея Иванова по прозвищу Макдермот. Он тогда играл левого нападающего.

-Что было приятнее получить - медаль или торт "Птичье молоко"?

- Медаль. Хотя, наверное, это я сейчас так говорю. "Птичье молоко" ведь было дефицитом.

-В какой школе вы учились?

- Начиная с 7-го класса - все вместе в 210-й школе рядом с цирковым училищем, между "Белорусской" и "Динамо". В каждом возрасте было по три класса - один спортивный и два обычных.

- В спецклассе перед занятиями у нас проходила утренняя тренировка, затем шли в школу, потом либо возвращались в манеж, либо ехали тренироваться на Флотскую, где были прекрасные поля, - добавляет Андрей Чернышов. - В классе помимо нас, футболистов, учились еще четыре девчонки, легкоатлетки и "художницы", а также хоккеисты Виталий Карамнов и Игорь Дорофеев.

-Когда появлялись дома?

- Утренняя тренировка начиналась в 8.30, значит, где-то в половине восьмого я уезжал из дома. Возвращался, бывало, и в девять, и в десять вечера. Футбольная школа "Динамо" тогда считалась очень хорошей, наряду с ФШМ, "Спартаком", ЦСКА. Динамовские ребята 65-го года рождения даже стали чемпионами СССР. Редко кому из Москвы удавалось это сделать: в основном выигрывали кавказские команды. Помимо Ильина в школе работали Алексей Водягин, Юрий Кузнецов, Владимир Козлов. Возглавлял ее Виктор Царев, завучем был Гавриил Качалин.

-Сейчас трудно в это поверить, но роста вы были невысокого.

- Когда начинал, все примерно такими были. Тренер сразу определил мне позицию последнего защитника - без лишней скромности скажу, что я отличался умом и сообразительностью. В "Динамо" же первый год играл в полузащите. С нашим переходом вообще получилась еще та история. Первый круг мы играть не имели права - меня, Сабитова и Михалева дисквалифицировали. Со временем вернулся в оборону, был период, когда сидел в запасе. Все выросли, а я оставался невысоким. А вот в классе десятом стал выше сантиметров на шестнадцать. Мышцами не оброс, но в росте резко прибавил. Действовали мы чаще в паре с Сарсания: он на месте переднего, я - заднего защитника. С ним было комфортно. Он здорово играл головой - на тот момент был в этом компоненте одним из лучших в Москве, а то и во всем Союзе, голов много забивал.

- Так получалось. Специально никто не учил, - рассказывает Константин Сарсания. - Разве что Царев в сборной "Динамо" давал защитникам специальные упражнения, объяснял, как правильно выбрать позицию, как выпрыгивать.

-В каком возрасте вы попали в динамовскую школу?

- В 10 лет. А в спецкласс перешел только в девятом классе. Родители долгое время не давали добро - я учился в образцовой английской спецшколе. Учился хорошо, и мама договорилась с завучем, что я пару раз в неделю мог пропускать первые уроки, чтобы посещать тренировки. Жили мы в Беляеве, а школа располагалась на Ленинском проспекте. Так что ездил из Беляева на "Динамо", тренировался, затем на Ленинский, после уроков опять возвращался на "Динамо" на вторую тренировку а потом домой. Всем, чего в футболе достиг, обязан Владимиру Ильину. За наш выпуск, кстати, он получил звание заслуженного тренера. Владимир Васильевич именно учил нас футболу, мы все время работали с мячом. Ребята его очень любили: он трудился с душой. Костяк команды у нас сформировался рано и почти не менялся. С Сабитовым, например, мы лет десять вместе в одном номере жили - и в школе, и в дубле, и в сборных. Выпуск наш был очень сильный - выигрывали чемпионат и Кубок Москвы, многие входили в сборную города, на турнире "Надежда" побеждали.

-А Колыванов обмолвился, что ФШМ вас "возила", что и чемпионами вы были лишь раз, а так все они да ЦСКА...

- Может, он запомнил какую-то одну игру, в которой одержал победу. Разве его команда что-то выигрывала? У них-то дальше лишь он пошел, да еще "Война", Саша Смирнов. И все. У нас же только в динамовский дубль пять человек перевели, а Кобелев с 16 лет за основной состав играл.

АлександрБОБРОВ

Фотографию смотрите в формате PDF