Газета Спорт-Экспресс № 101 (4381) от 8 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 18

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 мая 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Заседание исполкома МОК, состоявшееся на днях в Пекине, принесло сенсацию. Впервые официально было признано, что среди молодежи падает интерес к спорту. И чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, надо, по единодушному мнению членов исполкома, учредить Олимпийские юношеские игры.

- С их помощью мы дополним Олимпийские игры, а не создадим мини-Игры, - объяснил на пресс-конференции президент МОК Жак Рогге. - У них будет другой характер. Их участники - это подростки в возрасте от 14 до 18 лет, специализирующиеся в различных видах спорта. При этом сами виды будут тщательно отбираться, чтобы не нанести вреда здоровью молодых атлетов.

Основной упор, как следует из решения исполкома, будет делаться не на спортивные результаты как таковые, а на то, как они достигаются. Ведь Олимпийские юношеские игры должны воспитывать молодежь на ценностях спорта. Президент МОК особо отметил, что благодаря новым Играм молодежь сможет лучше понять опасность использования допинга в спорте, а также рисков, связанных с такими крайностями, как сидячий образ жизни или перетренировка.

Формат будущих Олимпийских юношеских игр в общем-то определен. Предполагается, что летом в них будут принимать участие около 3000 молодых атлетов, а зимой - около 1000 и что в течение обычного 4-летнего олимпийского цикла пройдут летние и зимние юношеские Игры. При этом летние - в год Олимпийских зимних игр, а зимние - в год летних. Начать планируется уже в 2010 году.

Идея учредить Олимпийские юношеские игры, безусловно, прогрессивна, и ее нельзя не приветствовать. Важно и то, что на первый план выходит не столько спортивное, сколько социальное значение мероприятия. Но лично у меня вызывает удивление то, что члены исполкома МОК как бы забыли, откуда ноги растут. В качестве модели для подражания, источника опыта они предлагают использовать Европейские и Австралийские юношеские олимпийские фестивали. Как будто еще десять лет назад ОКР и мэрия Москвы не предлагали МОК провести Олимпийские юношеские игры! И как будто не было Всемирных юношеских игр (это то название, на которое МОК в итоге дал согласие, запретив использовать слово "олимпийские"), прошедших - и с большим успехом - в Москве в 1998 году. Кстати, под патронатом МОК.

Не секрет, что после 1998 года российская сторона не раз предпринимала попытки придать юношеским Играм статус постоянных и олимпийских соревнований. Но МОК неизменно ссылался на то, что календарь международных федераций перегружен и что никто не сможет повторить то, что сделала Москва, так как по сути своей это мероприятие - нерентабельное. Наши представители ездили даже в Мексику - к президенту всемирной Ассоциации НОК Марио Васкесу Ранья с предложением проводить юношеские Игры под эгидой возглавляемой им организации, но и там что-то не срослось.

Пару лет назад, во время приезда в нашу столицу Жака Рогге показалось, что у проекта появилась перспектива сдвинуться с мертвой точки. Во всяком случае, президент МОК обмолвился тогда о возможности создания соответствующей комиссии или рабочей группы для выработки конкретных предложений. При этом подразумевалось, что российские представители войдут в ее состав.

И хотя официально никакой рабочий орган сформирован не был, можно понять, что подспудно процесс шел. Видимо, в недрах администрации МОК и без нас. Теперь же, когда исполком МОК принял принципиальное решение, детали проекта начнут обсуждать с членами олимпийской семьи. Хочется верить, с нами тоже.

Но главное все же видится в другом. В ответе на вопрос, почему исполком МОК принял решение именно сейчас. Быть может, все дело в авторстве идеи? Ведь Европейский юношеский олимпийский фестиваль впервые был проведен тогда, когда Жак Рогге был президентом Ассоциации НОК Европы (ЕОК). Теперь он во главе МОК, и то, что Олимпийские юношеские игры учреждаются в период его президентства, выглядит символично.

С другой стороны, окончательное решение о судьбе Олимпийских юношеских игр должна принять предстоящая сессия МОК в Гватемале. Так не станет ли оно разменной монетой в определении победителя спора совсем за другие Игры?