Газета Спорт-Экспресс № 109 (4389) от 18 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 мая 2007 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ОТЦЫ И ДЕТИ

Петр СЕМШОВ

НАД ТОРПЕДОВСКОЙ ЗАРПЛАТОЙ СЫНА В СБОРНОЙ СМЕЯЛИСЬ

Петр Семшов, не сумев стать игроком всероссийского масштаба, помог сделать это сыну Игорю, вложив в него всю свою футбольную душу.

Лужники. Восточная трибуна. Целый отсек отдан школе "ФШМ - Торпедо". На одной из дверей латунная табличка: "Команда 1990 г.р. Тренер Семшов Петр Иванович". Солидно. Непыльно теперь живут детские тренеры, воображаешь, переступая порог. Однако за ним вовсе не кабинет, а раздевалка, достаточно просторная, пара столов, макетная доска. Все, как выражался Райкин, "чин-чинарем", если бы не выматывающий нервы шум за стеной - то ли испытывают авиадвигатель, то ли вентиляция с 1956 года - времени открытия стадиона не ремонтировалась.

ПОСТАВЩИК СБОРНЫХ

- Это все ерунда, - словно читает мои мысли хозяин жилплощади. - Главное - отношение к тренерам. Декларируется одно, а на самом деле происходит другое. Вот и уходят люди. Недавно уволился известный специалист Олег Лапшин, на очереди другие. Больная это тема, лучше ее оставить. Вы же ко мне пришли как к отцу Игоря Семшова.

-Но еще и как к бывшему футболисту, а ныне тренеру.

- Таких, как я, футболистов в России тысячи. Вырос в подмосковном Егорьевске, начинал играть за местный "Текстильщик" на первенство области. Прошел весь путь от юношеских команд до взрослой. Потом - армия. Служил в погранвойсках на Кольском полуострове. За время службы удалось сыграть лишь однажды - в День Военно-Морского флота против команды мастеров класса "Б" "Север" из Мурманска. Переехав в Москву, играл на первенство столицы за "Кунцево", "Искру". А в начале 90-х годов организовал свою команду "Мослифт", был в ней играющим тренером. Выигрывали чемпионат и Кубок Москвы, успешно выступали на всесоюзных и всероссийских соревнованиях среди КФК.

-Кстати, "Мослифт" значится среди родоначальников отечественного мини-футбола в его нынешнем виде. Вы к этому тоже приложили руку?

- А как же! Мы три года подряд побеждали в лужниковском зимнем турнире. Верижников, Юдин, Усков, Бабошкин, Самохин - будущие игроки мини-футбольной сборной России начинали в "Мослифте". Если бы у "Мослифта" хватило средств, могли бы стать чемпионами России. Хорошие у нас подобрались игроки. По старой памяти до сих пор возглавляю команду ветеранов "Мослифта".

-Женский футбол мимо вас тоже не прошел?

- С областным "Спартаком" выигрывал чемпионат и Кубок России. Мои девчонки составляли костяк сборной страны - Светлана Петько, Наталья Авдонченко, ныне известный футбольный судья, Ирина Григорьева, Ольга Надь, Наталья Бундуки. Привозили главные призы с международных турниров. А Григорьева стала первой россиянкой, которая начала выступать за рубежом - во Франции.

-Как вы стали юношеским тренером?

- Недалеко от дома в Крылатском открылась футбольная школа, и меня пригласили в нее. Четыре года назад перешел в "ФШМ - Торпедо". В этом году у меня первый торпедовский выпуск. Шестеро воспитанников уже на контракте в профессиональной команде, двое играют за юношескую сборную России.

НА ФУТБОЛ В ДЕТСКОЙ КОЛЯСКЕ

-При такой вашей насыщенной спортивной биографии и Игорь, наверное, в футболе с детского возраста?

- С младенческого. Жили мы неподалеку от станции "Кунцево". Бывало, нам с женой не с кем оставить Игорька, иду с коляской через железную дорогу на стадион "Кунцево", там кого-то из знакомых прошу: "Покачай, если заплачет". А сам на поле. А как сын встал на ноги, уже никуда от меня не отходил. Любимая игрушка - футбольный мяч. Стал постарше, только и спрашивал: "Пап, когда футбол? Когда поедем?" Я - на поле, а ему мяч за ворота кину, он и гоняет.

-Чем-нибудь кроме футбола Игорь в детстве интересовался?

- Хоккеем. Русским, но больше - с шайбой. И тоже хорошо получалось, захотел бы, и в хоккее не пропал, был бы на видных ролях. Но больше склонялся к футболу.

-А как выбирали для него футбольную школу?

- Узнали о наборе в ЦСКА, прикинули - ездить удобно: на электричке до Беговой, а там трамваем до манежа. Ему всего пять лет было. Лет до 12 на тренировки возили его по очереди с женой, ей даже из-за этого с работы пришлось уйти.

-Вы почувствовали в Игоре талант или это была , что называется, отцовская воля?

- Если человек не любит футбол, его не заставишь играть. А я Игоря никогда не принуждал. Он сам и на улице постоянно гонял мяч, и даже дома. Я вставал на колени в импровизированные ворота из стульев, а он бил по ним.

АНАЛИЗ СО СЛЕЗАМИ

-Вы со своей футбольной колокольни как-то корректировали подготовку сына?

- Для отца свой ребенок, конечно, лучший, самый быстрый, смелый, техничный. Но если отец каждого начнет давать тренеру советы, получится не команда, а сумасшедший дом. Первым тренером Игоря был Сергей Агапов, сын известного армейского футболиста Владимира Агапова. Я находился с ним в контакте, но в тренерские дела никогда не лез. Дома, конечно, разбирал с сыном каждую его игру, указывал на недостатки. Случалось, Игорь даже плакал после наших разборов. Забьет в матче штук пять, а я его ругаю дома: "Мало забивать, надо еще и выделяться в игре".

-Но, как и все родители, вы, наверное, тоже были уверены, что ваш сын - лучший в команде?

- А тут и гадать нечего было. Мы немножко опоздали, ребята в группе, в которую я привел Игоря, занимались вместе уже полгода. Тренер Алексей Говядин разбил их на две команды, кинул мяч, так за Игорем человек десять бегали, не могли отобрать. Ни разу в жизни не слышал от него: "Сегодня не хочу или не могу идти на тренировку". Даже если он неважно себя чувствовал.

-А в детстве Игорь болел за ЦСКА?

- До футбольной школы не помню, чтобы он отдавал предпочтение какой-то команде. А с приходом в ЦСКА, конечно, стал болельщиком армейцев, считал, что вся его жизнь будет связана с одним клубом. Но я его предупреждал: "Не надо зарекаться".

ПУТЕВКА ОТ ТАРХАНОВА

-И в профессиональном футболе Игорь дебютировал в 1996 году за ЦСКА. Как же случилось, что уже спустя два года он оказался в "Торпедо"?

- После возвращения с одного из сборов в начале 1998 года главный тренер ЦСКА Павел Садырин дал интервью, в котором заявил буквально следующее: "Больше всех мне понравился молодой Семшов". И вдруг Игорь сообщает: "Еду в Узбекистан с дублем. Сказали, что проверять меня больше нечего, и так все ясно". Говорю ему: "Здесь что-то не так, мне кажется, тебя отцепили от основного состава". А "Торпедо" уже возглавлял Александр Тарханов, который дал сыну путевку в большой футбол, взял его в дубль ЦСКА, много работал с ним индивидуально, нашел ему место в команде. Игорь подходил под игровую концепцию Тарханова. Когда в 1997 году ЦСКА и "Торпедо" делили игроков, Тарханов звал сына к себе. И теперь вновь пришел ему на помощь. А с Садыриным Игорь, став уже игроком "Торпедо", позднее случайно столкнулся в Санкт-Петербурге, и Павел Федорович сказал ему: "Не держи на меня зла. Жаль, что так с тобой получилось, но не все тогда от меня зависело".

-Что-то в своей игре Игорь взял от вас?

- Спортивную злость. Я ему с детства твердил, что равнодушным выходить на поле нельзя: "Ты должен постоянно доказывать, что сильнее, быстрее, техничнее соперника. Если у тебя отсутствует азарт, никакая техника не поможет". Сам я просто так не могу играть даже в карты, шашки, домино. В каждой игре присутствует соревновательный принцип, вступаешь в нее, чтобы побеждать.

-Став футболистом-профессионалом, Игорь прислушивается к вашему мнению?

- Конечно. Хожу на все матчи, и ему от меня до сих пор прилично достается. Сначала - когда с матча в машине едем, я его обычно после игры забираю. А дома включаю ему видеомагнитофон - уезжая на игру, оставляю автоматическую видеозапись - разбираем игровые моменты, показываю, где он был не прав. И сын не имеет привычки пререкаться. Лишь однажды спросил: "Пап, хоть когда-нибудь я, по-твоему, хорошо сыграю?"

В "ДИНАМО" НЕ ПЕРЕХОДИЛ

-А был ли действительно хоть один матч, в котором, с вашей точки зрения, Игорь выглядел безупречно?

- (Задумывается.) Хорошо сыграл он за сборную России против Македонии. Даже здорово! Молодец, и в обороне успевал, и атаки быстро и точно начинал. Но ему я об этом не сказал.

-А что сказали?

- Почему в атаки не ходил, сзади и неумеха может отсидеться. Он ответил, что выполнял тренерскую установку - ходить вперед ему было запрещено. На что я ответил: выполнять установку ты обязан, но на то у тебя и голова на плечах, чтобы найти возможность подключиться в наступление без ущерба для установки. Со "Спартаком" во втором круге чемпионата-2004 Игорь прилично сыграл, забил гол-красавец Ковалевски. Еще раньше, в 1999 году Нигматуллину, уже локомотивцу, влупил метров с 35, когда Скаченко грудью сбросил ему мяч под удар. Признаюсь, было в его игре очень много радостных для меня моментов, сразу всего и не вспомнишь.

-Почему же вы все время им недовольны?

- Мне кажется, что Игорь никогда не опускается в игре ниже своего уровня. Но хочется, чтобы этот уровень повышался, чтобы играл он все лучше и лучше.

-Как вы отнеслись к поступку Игоря, когда в матче со "Спартаком" весной 2002 года он, находясь в голевой позиции, но увидев поверженного на газон Митрески, вместо удара по воротам отправил мяч за пределы поля?

- Мяч попал сопернику в лицо, и кто знает, к каким необратимым последствиям могло привести хотя бы минутное промедление с оказанием ему помощи. Домой Игорь вернулся расстроенным. И хотя товарищи по команде его в конце концов поддержали, а Леонченко даже руку пожал, от тренера досталось. А я сказал: "Ты поступил правильно. Спортивная злость на поле не исключает порядочности, и ты в ситуации, когда соперник попал в беду, поступил по-человечески".

-Но кто мог ожидать от Семшова, игрока достаточно жесткого, колючего, такого благородства?

- Я мог, зная своего сына. Спрашивал его потом: "Почему ты так поступил?" - а Игорь не мог объяснить. У него получилось инстинктивно, значит, в нем это заложено. Хотя он сам говорит, что на поле "звереет". Но заметьте, он никого ни разу не ударил исподтишка. В обычной жизни Игорь очень добрый человек, как только заканчивается матч, недавние соперники - уже его друзья. И еще он никогда не симулирует нарушение правил. В недавнем матче "Динамо" с "Химками" сначала поставили под сомнение назначение пенальти, когда Игорь упал в штрафной гостей. Но у него даже гетра оказалась порвана в районе "ахилла", гематома на голеностопе - соперник, пусть ненароком, но наступил ему на ногу.

-Как вы отнеслись к переходу сына, ставшего символом современного "Торпедо", в "Динамо"?

- Как я мог отнестись, если с детства болею за "Торпедо"? Игорь даже не заикался, что может когда-нибудь уйти из команды. Хотя в сборной, узнав размер торпедовской зарплаты, над ним посмеивались, и предложений ему поступало достаточно: из "Сатурна", "Москвы", "Рубина", "Крыльев Советов", "Зенита". Он их даже не рассматривал. И в "Динамо" он не переходил. Его продали. Если руководство продает игрока, значит, он клубу не нужен. Когда ему об этом сообщили, только и сказал: "Продавайте, если считаете нужным". Но мое мнение: развал "Торпедо" пошел с ухода Игоря. Если бы он остался, не ушли бы Спахич, Кормильцев, Зырянов... У них был очень дружный коллектив. Игорь сам забивал за сезон мячей семь, обычно решающих, да примерно столько же делал голевых передач. Считайте, 14 голов "Торпедо" в прошлом году недосчиталось, вот и доигралось до первого дивизиона.

-Подводя итог нашего разговора: довольны ли вы своим сыном?

- Доволен, конечно, чего Бога гневить: и человеком он стал настоящим, и футболист получился из него добрый.

Павел АЛЕШИН