СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ПЕРСОНА НОМЕРА |
Александр ШИРВИНДТ
ТЕПЕРЬ Я В ПЕРВОЙ ЛИГЕ
Гостям в редакции "СЭ" всегда рады. Но чаще к нам приходят известные люди из мира спорта, которых мы и так неплохо знаем, а потому волнения - как все сложится? - почти не испытываем. Другое дело здесь: личности калибра художественного руководителя Московского театра Сатиры, знаменитого актера и режиссера Александра Ширвиндта заглядывают в спортивные издания нечасто. И неизбежен в таких случаях некоторый трепет: какой он? Не скучнее ли, не дай бог, чем на сцене и в телеэкране? Не разочарует ли при ближайшем рассмотрении?
Не разочаровал - это не то слово. Счастливчики, попавшие на встречу, словно оказались на уморительном вечере сатиры и юмора (ко всем своим достоинствам - бесплатном). Вдвойне блестящем оттого, что вопросов Ширвиндт заранее не знал, а стало быть, все его ответные реплики были сплошной импровизацией. В таких случаях истинное остроумие и испытывается на прочность. А давняя привычка Александра Анатольевича обращаться ко всем на "ты" настолько соответствовала духу нашей редакции, что вердикт: "Свой!" - был поставлен незамедлительно.
Правда, сами обращаться к нему подобным образом так и не рискнули.
Ко всему прочему и дым из трубки Ширвиндт пускал точно так же, как сыгранный им герой "Трое в лодке, не считая собаки" Джерома К. Джерома. И о футболе рассуждал с поистине английскими знанием дела и изяществом. И ответы давал такие, какой ни один человек из мира спорта не даст. Как вам, к примеру, такая реакция на вопрос: "Что вам не нравится в сегодняшнем российском футболе?" - "Выражение лиц футболистов".
Ну кто бы еще до такого додумался?
С ФИЛАТОВЫМ ДРУЖУ, НО БОЛЕЛЬЩИКОМ "ЛОКО" НЕ СТАЛ
-Хорошо известно, что вы давний поклонник "Торпедо". С учетом того, что с некоторых пор оно стало лужниковским, не изменилось отношение к этому клубу?
- По старой памяти еще продолжаю переживать. Но больше за название. А так трудно определить свои чувства. Они скорее ностальгические. В прошлом году Владимир Алешин позвал меня на матч с "Зенитом", когда команда уже вылетала. Сидим в правительственной ложе, пледами укутались. Вдвоем сидим на пустом стадионе. Тишина. И грусть. Запомнил только вратаря Бородина. Не зря его сейчас в сборную взяли. А вообще я за "Торпедо" начал болеть еще до всех ваших рождений года с сорок восьмого. И для меня прежде всего - это клуб Стрельцова и Иванова.
-Дружили с ними?
- Еще бы! И очень гордился этим. Помню, когда Иванов уже тренером стал, ему частенько говорили, чтобы он поаккуратней слова во время матчей выбирал, а то ведь по телевизору показывают. Но Козьмич только отмахивался - имею право, я на работе. Не нравится - не надо меня показывать. Потом, когда уже все стало распадаться, мне частенько звонили, приглашали посмотреть "Торпедо", а я по старости не мог понять, на какое "Торпедо" приглашают. В это время уже стали уходить зиловские меценаты. Так что с той поры, кроме грусти, ничего и не осталось.
-Поменять привязанность не пытались?
- Поздно. Да и несолидно как-то. Хотя с Валерием Филатовым, который в свое время в "Торпедо" поиграл, я давно дружу и вполне мог бы в локомотивские болельщики записаться. Но решил этого не делать. И вот теперь я в первой лиге.
-Можно было бы просто с симпатией к какому-нибудь клубу премьер-лиги относиться.
- Симпатия - все равно что при жене, от которой уже никуда не деться, завести любовницу вроде "Челси". Это выглядело бы смешно.
-На торпедовские матчи в первой лиге ходили?
- Пока нет. Алешин постоянно приглашает. Будет время - обязательно схожу.
-Выберется команда?
- Ну, я не могу говорить то, что думаю, когда на столе столько диктофонов...
-А на матчах премьер-лиги в этом году были?
- Нет.
-Без "Торпедо" и смотреть нечего?
- Получается, так. Что поделаешь, мешает идиотская привязанность.
-Как написано в книге Ника Хорнби "Футбольная лихорадка": "Жену поменять можно, а любимую команду - нет!"
- Это точно. Но я и жену не могу поменять. Просто какая-то двойная жуть.
-К клубу с Восточной улицы у вас нет особого отношения? Все-таки раньше он "Торпедо-ЗИЛ" назывался, "Торпедо-Металлург"...
- Никакого! Ну что это такое - "двойное" "Торпедо"?
-В ваш театр спортсмены часто захаживают?
- Футболистов пока не было. А вот хоккейную сборную перед чемпионатом мира Вячеслав Быков приводил. Потом за кулисами пообщались. Хорошие ребята, толковые. Майку мне огромных размеров со своими автографами подарили. И я в ней как-то на даче на рынок поперся. Имел огромный успех. Сначала все смеялись, а потом хотели меня госпитализировать.
-Цены, часом, по такому случаю не скинули?
- А я цен и не знаю. Помню, как-то трусы покупал у одной тетки. Взял упаковку, расплатился и пошел. Тут меня какая-то дама догоняет и спрашивает: мол, сколько денег взяли. Тридцать, отвечаю. А она мне: "Знайте, вас обманули! Они двадцать пять стоят". Ночь потом не мог уснуть.
-А баскетболисты майку не дарили?
- Нет, но я был на матче ЦСКА - "Маккаби". Спасибо Леше Саврасенко за приглашение. Страшно переживал, когда армейцы в "Финале четырех" "Панатинаикосу" проиграли.
ТРИ ПЕНСА ЗА КАНИСТРУ СПИРТА
-В вашем театре футбольные болельщики есть?
- Вся администрация - фанаты ЦСКА.
-Помнится, Георгий Менглет тоже страстным поклонником армейцев был.
- Это был уникальный болельщик! Помните главного статистика Константина Есенина? Так вот, Жорик ему ни в чем не уступал. Его можно было ночью разбудить и спросить, как в июле 1922 года сыграли "Пищевик" и "Ураган". И мгновенно услышать - 4:2 в пользу "Пищевика". Можно было не проверять.
-Такого уровня, как Менглет, болельщики в театре Сатиры остались?
- Увы, нет. Хотя знаю, ходят ребята на футбол. Нифонтов, Юрка Васильев, но они не фанаты. А вот среди тренеров одного фаната я знал. Познакомился с ним в начале семидесятых. Это Валерий Лобановский, который в ту пору "Днепр" тренировал. Было это во Львове, где наш театр находился на гастролях. И Валерий Васильевич после спектакля пригласил к себе в гостиницу. Так вот, весь пол его маленького номера был завален листами бумаги, на которых он обычной кисточкой, поскольку фломастеров тогда еще не было, ночами рисовал свои тактические схемы. Я был поражен. Лобановский по сей день для меня остается футбольным гением в законе.
-С кем еще из великих в мире спорта дружили?
- С Карповым и Каспаровым. Когда у них был в Лондоне матч за звание чемпиона мира, я с Державиным туда приехал в составе группы поддержки. А по беспринципности один день болел за Гарика, другой - за Толю. Вскоре это вскрылось, меня взяли за одно место, и какие-то комсомольские начальники прямо спросили: кого же я все-таки поддерживаю? Пришлось сознаться. И тут же я получил указание болеть только за Карпова. В Лондоне, кстати, еще один забавный случай был.
-С претендентами?
- Да нет, с Валентином Ивановым. В то же самое время в Англии находилось и "Торпедо". А тогда советские граждане за границей обязательно должны были по городу ходить только тройками, в которых назначался старший, и быть готовыми к любым провокациям. Гуляем мы ночью как-то по Лондону и видим, стоит Козьмич. Один. И я его из-за угла негромко позвал: "Козьмич, Козьмич". Он весь поджался, ничего не понимает, челюсть отвисла. А когда меня увидел, как закричит: "Ах ты, б... ! Ты что делаешь?! Знаешь ведь, что нам шаг влево, шаг вправо..." От души посмеялись.
-Поддержка королей шахмат как проходила?
- Очень творчески. День обедал в частном доме с матерью Каспарова, а на следующий - ехал с Карповым на пароходе по Темзе. Не зря же меня прищучили: "С кем вы, мастера культуры?"
-А как часто ездили в группах поддержки?
- С хоккеистами довольно часто. А вот с футболистами - только раз. На чемпионат Европы-96 в Англию. Жили мы в городе Честере. С нами в гостинице остановились веселые ребята - болельщики из "Газпрома". Так через полчаса во всей округе закончились спиртные напитки. Ребята эти оказались крупными, здоровыми. К тому же вырвались на свободу. И тогда им стали напитки возить прямо из Лондона... Раньше заграница, конечно, в диковину была. Это сейчас все видно и слышно. И хороший табак можно в любой подворотне купить. А в то время - лишь за бугром. Да и то на банку икры поменять.
-Самая интересная поездка?
- Пожалуй, в Калгари на зимнюю Олимпиаду-88. Компания собралась отличная - Женя Мартынов, Саша Фатюшин. Нас разместили в интернате для дебилов, которых либо убили, либо куда-то временно переселили. Спирт мы покупали в аптеке по три пенса канистра, кормили бесплатно. Денег ни у кого не было. А потом приехал папа в Канаду, урегулировать какой-то конфликт.
-Какой папа - римский?
- А чей же, мой, что ли? Папу, как обычно, в капсуле возили, а всю непонятную публику, включая нас, на всякий случай, чтобы мы с папой не пересеклись, вслед за дебилами выселили. Отвезли на горный курорт, где отдыхают разные гении - музыканты, писатели.
Разместили в небольшом финском домике со встроенной банькой, камином. Выпить подкинули. Все бы хорошо, но стоял страшный мороз. А батарей не видно. Потом выяснилось, что в стене располагались обогреватели, да мы не умели их включать. Мы же были абсолютные дикари. Валентин Гафт так рванул водопроводный кран незнакомой тогда для нас конструкции, что забил фонтан. Зато было весело. Вообще дефицит - двигатель прогресса, создатель хорошего настроения, стимула. Сейчас один шесть этажей построил, другой - семь. Происходит, как в анекдоте. Встречаются два "новых русских" на "мерседесах". Первый говорит: "Я вчера новую тачку взял. 110 тыщ отдал". "А я - 140 тыщ". "Почему?" "У меня лобовое стекло "минус восемь".
ИНТУИЦИЯ БЫШОВЦА
-Спортсменам поднимали боевой дух?
- А как же? Помнится, во время чемпионата Европы-96 ездили вместе с Мишей Державиным на встречу с футболистами сборной под Манчестер, где она жила. Тогда у Олега Романцева как раз был пик тупика. С командой он поддерживал отношения путем переписки. Логофет там пытался наладить контакты, но так и не свел концы с концами.
-В такой обстановке игроки реагировали на юмор мрачнее, чем обычно?
- Атмосфера была тусклая. Куража никакого. А какая без него игра - что в театре, что в футболе?
- Хоккеисты поколения Олимпиады в Калгари и нынешние, с которыми вы недавно встречались, юмор по-разному воспринимают?
- Нынешние, как мне кажется, более замкнутые, прагматичные.
-Кого из спортсменов считаете самым лучшим актером?
- Валера Воронин - вот был Сильвестр Сталлоне. Натуральный киноартист, Голливуд. Лева Яшин был очень артистичным. Сейчас это знаковая фигура, знамя футбола. А ведь его, как у нас водится, травили... Эдик Стрельцов очень интересный человек. Полон артистизма и интеллигентности был Игорь Нетто, с которым мы плотно общались, поскольку он, как муж Ольги Яковлевой, состоял в родстве с нашим Ленкомом. Киевское "Динамо" того времени - фейерверк индивидуальностей. С Андрюшей Бибой дружили крепко, с Толей Бышовцем до сих пор общаемся. Мне кажется, что, хотя в то время упирали на такие понятия, как "родина", "коллективизм", "флаг", "гимн", индивидуальностей было навалом. Можно вспомнить массу совершенно удивительных фигур. Я же видел, как еще Костя Бесков играл...
-Он, кстати, был женат на актрисе Театра имени Ермоловой. Часто его в театре видели?
- С Лерой мы были знакомы давно, поскольку учились в одно и то же время: она - в ГИТИСе, я - в Щукинском. Костя, Игорь Нетто были вынуждены посещать театр. Мы-то ходили на футбол от души, а они в театр - зажмуриваясь.
-Между тем футбол и театр часто сравнивают...
- Я и сам это делаю. Если в глазах деньги и еще раз деньги - ничего не получится. Как только возникают кураж, игра, контакт со зрителями, получается искусство. Эмоциональный ряд настоящего актера и настоящего футболиста схож. Взять Сергея Овчинникова. Это же актер! Его отдельные эскапады шли не от хулиганства, а от эмоций. И вратарь "Торпедо" Бородин исключительно артистичен.
-Вы как художественный руководитель театра кем себя ощущаете - президентом или тренером?
- Скорее играющим тренером. Когда меня уговорили заняться этим делом, настоящие худруки - Галя Волчек, Марк Захаров - говорили: "Имей в виду - кнутом и пряником!" Я кивал. Но когда кнут находится в руках у пряника, никакого воздействия нет. Я так и не научился использовать все имеющиеся рычаги. Вообще худруки и их жены - это отдельные вольеры в зоопарке. Режиссеры, актеры - другая профессия. Вот Сережа Арцибашев - молодец. Умудряется совмещать продюсирование и режиссуру.
-Поддерживаете отношения с кем-то из футбольных президентов и тренеров?
- Нынешний рынок мне известен мало. Филатова хорошо знаю, и он казался мне необыкновенно крепкой фигурой. Толю Бышовца считаю специалистом с поразительной интуицией. Не забуду, как на "Торпедо" в конце сезона несчастные футболисты бились по колено в жидком снегу, а в ложе мерзли отцы ЗИЛа да разные пришлые люди. Наконец не выдержали: "Пойдем, говорят, погреемся". Зашли в какой-то закуток и лишь иногда одним глазом поглядывали, что творится на поле. Вдруг Бышовец говорит: "Идем скорее на трибуну - сейчас гол будет". Выходим - вправду закатывают. У этого человека какое-то физиологическое знание футбола.
ТРАГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ
-С Андреем Петровичем Старостиным пересекались?
- Из Старостиных - в основном с ним. Мы "на бегах" с ним жили.
-Он говорил, что колонны ипподрома построены на его деньги.
- Это вечная шутка. Мы с Аркановым тоже утверждали: мол, две конюшни сооружены за наш счет. Там много таких, кто может сказать, что "принимал участие" в строительстве.
-А сейчас ходите на бега?
- Очень редко, очень. Лошадей не знаю, почти все они - частные. А надо знать! Раньше люди ходили: подшивка старых программок, четыре секундомера, все проездки смотрят. А сейчас приходишь, как дурак сидишь: "Ой, какая лошадка!" К тебе нынче так и относятся. Ведь то поколение, которое "строило конюшни", все перемерло.
-Выигрывали когда-нибудь крупно?
- Нет. Но есть трагический рассказ, который мы с Аркановым все время воспроизводим. Однажды в начале шестидесятых мы с ним "про...рали" машину "победа". Как сейчас помню, стоила она 16 тысяч рублей. А у нас на руках был билет, по идее "привезший" 22 тысячи: еще и "москвич" в придачу к "победе". Существует две версии: у меня - что он поставил "не то", у него - естественно, наоборот.
Мы тыщу лет "вели" одну лошадь. Наш друг Дима, один наездник, работал на ней. Он-то и сказал, чтобы обратили на нее внимание. А лошадь каждый раз выходила вперед на полстолба - и сбивалась. День, два, год - ничего не меняется. И потихонечку все махнули рукой: мол, с ней все понятно, давай "на мыло", "на колбасу". Мы же с Аркановым тупо каждый раз, зажмурившись, ее играли. А она опять в галоп - и все.
И вот тут наконец подходим к тому трагическому случаю. У нас осталось рубля четыре - рубль была ставка. Моя версия: "нашу" лошадь, условно пятый номер, "вяжем" с шестым и с восьмым в следующем заезде. Знаете, как это делается - длинная такая пара. Дальше все расходится. Аркан говорит, что я пошел ставить, а я знаю - что он. В итоге вскрылось, что не поставили оба. А "наша" выиграла. И дают - те самые 22 тысячи...
Год не разговаривали. Потом помирились.
-А на спортивном тотализаторе играли?
- Никогда.
НЕТТО ИГРАЛ В ФУТБОЛ В ГРИМЕ
-С Михаилом Державиным вместе на футбол ходите?
- Нет. Если только на гастролях.
-Он за кого болеет?
- За "Динамо".
-Андрей Миронов спортом интересовался?
- Он теннис любил. И играл прилично.
-Опередил время?
- Да уж. Вот сейчас "кремлевские теннисисты" не знают, что делать. Гусман прежде выходил на корт с Ельциным. А нынче? Гусмана видели? Дзюдо он не потянет, это точно.
-Когда в последний раз футбол доставлял удовольствие?
- Мне очень нравится испанский футбол. Такое ощущение, что куража и завода у них в избытке. И Кержаков, на мой взгляд, правильно сделал, что туда уехал. Вольная страна.
-Вы сами играли в футбол?
- Играл, конечно. Но очень вяло. Не знаю, как сейчас, а раньше существовало первенство Москвы среди театров. Обычно побеждал Большой театр. Хотя действовали они весьма осторожно: балерунам-то ноги повредить никак нельзя. Но бегали они! Сами понимаете, "балеруны", физическая подготовка. "Маяковка" неплохо выступала. Да и у нас, когда еще в Ленкоме работал, была мощная команда.
Как-то были на гастролях в Челябинске. И там помимо прочих пунктов культурной программы значился футбол. У местных, по их словам, есть команда, которая несет всех. Название - "Вышка". Думаем: тюремная какая-то команда. А оказалось, вышка - телевизионная. Они всегда ждали приезжих гастролеров, чтобы их на футбольном поле разделать под орех. И тут - мы.
А с нами вместе приехали Игорь Нетто с женой Ольгой и его друг, полузащитник, прошу прощения, забыл, кто это был. Они захотели пожить с театральной труппой, посмотреть нашу действительность изнутри. Недолго думая, перед выходом на поле мы наложили Игорю грим плюс повязку - мол, зуб болит. А другому футболисту парик налепили. У нас Нетто с товарищем как рабочие сцены проходили. Так они вдвоем практически пешком челябинцев раскатали.
Левка Дуров, кстати, неплохо играл. В "Сатире" же Спартак Мишулин потрясающе защищал ворота. Особенно когда молодой был. Просто насмерть - как кошка. Меня же в основном отправляли в оборону.
СТРАШНЕЙШАЯ МЕСТЬ ФАНАТКИ - САХАР В БЕНЗОБАКЕ
-Какие чувства вызывает у вас Гус Хиддинк?
- Никаких! Он мне совершенно не интересен. Как говорится, не наш менталитет. Вот Романцев - фигура! Вызывает уважение. Толя Бышовец - тоже. У Газзаева потрясающая аура - специалист! Юра Семин в последнее время немного растерялся. Но в целом кто-то из них мог бы возглавить национальную команду.
-В Хиддинке артиста не чувствуете?
- Такой, западного разлива. Наверное, он профессионал. Вся эта история с Кореей, которую голландец вывел в полуфинал чемпионата мира... Но Корея - это "дрессура". А здесь, в России, применять "дрессуру" ой как трудно. При нашем-то характере.
-А что нужно при нашем характере?
- Выпили, поплакали, набили морду, утром сошлись. А это все - не наше.
-Но новому поколению футболистов подобное, наверное, нравится.
- Естественно.
-Бывает, что ваши актеры не выполняют "установку" на игру, в смысле - на спектакль?
- Постоянно не выполняют. Они только этим и занимаются. Если же серьезно, существует рисунок спектакля (в футболе - рисунок игры) и момент импровизации. Всего же учесть нельзя. Но ужас в том, что импровизировать кто-то умеет, а кто-то - нет, одним дано, другим - увы. В футболе - та же история. Должна быть коллективная игра. А когда тянут одеяло на себя - нет команды, общения, контакта. Сцена и футбольное поле в этом смысле очень похожи.
-Что вас может заставить наказать актера финансово? Пьянка?
- Тьфу-тьфу - в театре Сатиры этой болезни нет. У нас мало голубых и не пьют. Мы - старомодный театр (смех в зале). За что наказываем? За опоздания, за вранье. Сейчас же невозможно ни на репетиции актеров собрать, ни репертуар составить. "Отец родной, у меня со второго по шестое съемки!" А парировать нечем. В труппе сегодня около тридцати моих учеников-"вахтанговцев", но что я могу сказать, если он за полдня съемок в "перхоти" (рекламе шампуня. - Прим. "СЭ") получает три наши месячные зарплаты? Это страшная проблема. Жить-то надо, зарплаты анекдотические. И это у нас еще более или менее благополучно, а уж если о немосковских театрах говорить, то это вовсе слезы. Представьте: приходит артист с высшим образованием в, условно говоря, сызраньский театр, ему платят пять тысяч рублей. И все. В Москве хоть надбавки какие-то существуют, "перхоть" опять же, телевидение, радио. Там же ничего этого нет!
-Встречаются ли среди московских театров такие, что могут тратить деньги не глядя?
- Относительно богатые театры есть - "Ленком", МХАТ Олега Павловича (Табакова. - Прим. "СЭ"). Они давно уже обзавелись крепкими спонсорско-благотворительскими связями. Но эти взаимоотношения начинались давно, чуть ли не лет 30 назад. Новеньких нет. Раньше ты даешь театру деньги, а тебе - акциз на водку. Сейчас все это "накрылось" - так зачем давать? Меценатов нет. Нужны меценаты, а не спонсоры, но их - два с половиной человека. Вот у Сергея Арцибашева такой есть. Он фанат театра, а не "ты мне - я тебе". Ладно, не будем о грустном.
-Есть ли между какими-то из московских театров отношения, как между "Спартаком" и ЦСКА?
- Подспудно, наверное, есть, потому что чужой успех всегда раздражает, а чужой провал - радует. Но чтобы активно - нет. Слишком уж прилюдная профессия, да и нынешняя "желтая" пресса может раздуть из любого намека на такой конфликт бог знает что.
-А рядовые фанаты у театров бывают?
- Скорее - у отдельных актеров. У нас их называют - "сыры", "сырихи". Это старинный институт, у них свой клан, куда они никого не пускают. Были у меня две такие поклонницы-библиотекарши, сейчас, увы, покойные. Всю жизнь стояли у театра, около машины! Появляется какая-то новая девочка - могли растерзать. А уж если ты обратил на нее внимание - ой! Самая страшная месть за "измену" была, когда в бензобак кидали сахар. Мне два раза это делали в "победе". Вся система "накрывается" - от карбюратора до бензобака.
-У вас много было "сырих"?
- Конечно, не как у настоящих звезд - Андрюши Миронова, к примеру. Но была какая-то стайка. Хотя вот Миронову сахар в карбюратор не бросали. Может быть, он хитрее себя вел.
-Как относитесь к современным футбольным фанатам?
- Если речь о даунах, отморозках - это ужасно. Это и по лицам видно. Когда слышу, что таких болельщиков клубы должны воспитывать, воспринимаю это как анекдот. Их - воспитывать?!!
НЕТ ПЬЕС НА СПОРТИВНУЮ ТЕМУ
-Что вам не нравится в сегодняшнем российском футболе?
- (После паузы.) Выражение лиц футболистов. Очень редко вижу одухотворенную радость, артистизм. Гораздо чаще - тяжелую, монотонную работу. Как будто играют и думают: "Скорее бы уж закончить, сколько там еще осталось?"
-Деньги игрокам не чрезмерные платят?
- Оказалось, что деньги не имеют значения. Говорили: мол, если у нас будут платить по-настоящему - заиграют. Ничего не получилось. Скорее наоборот.
-Кержаков уехал в "Севилью" на меньшие деньги, чем давали ему "Зенит", "Спартак" и "Локомотив", - а играет лучше.
- С его стороны это настоящая акция! Он так поступил, чтобы поиграть в хорошем театре, с хорошей режиссурой. Такие прецеденты и у нас бывают. Да, мол, все нормально, но мне бы хотелось поработать с Питером Бруком, поэтому в "мыле" за 50 тысяч долларов сниматься не буду.
-А вы на меньшие деньги откуда-то уходили?
- По молодости - конечно. Для меня поработать в спектакле с Анатолием Эфросом было значительно важнее, чем сняться в каком-то денежном фильме. Но бывали и обратные ситуации, когда предпочтение следовало отдать кино. Когда Рязанов снимал "Гараж", он решил сработать, как на Западе, - снять все за месяц. Но в этот месяц мы должны были принадлежать исключительно ему. Ту роль, которую прекрасно сыграл Валька Гафт, писали на меня. А мы в театре ставили спектакль с Татьяной Васильевой, и я не решился этот процесс прервать. Так я хорошую роль и упустил.
-Никогда не было желания поставить спектакль на спортивную тему?
- Для этого сильная пьеса нужна! Сейчас очень много пьес о театре, об актерах. Если ее пишет человек со стороны, это такая дезориентация публики, такое вранье! Предположим, я люблю футбол, кое-что знаю о нем. Но для того чтобы влезть в психологию футболиста, тренера, особенно сегодняшнего, этого недостаточно. А ведь какую можно написать "кровавую" драму, почти детективную!
-Почему же такая эмоциональная сфера человеческой деятельности, как спорт, не вызывает к жизни больших пьес?
- Драматургия - вещь хитрая. Можно написать эссе по поводу "Спартака", но сделать из него пьесу - вряд ли. Потому что законы драматургии очень специфичны. Вместить в два с половиной часа серьезную интригу, замешенную на человеческих взаимоотношениях, непросто. Что-то ставили, но все в этой паршивой драматургии выходило на наивном уровне: "хороший - плохой", "зазнавшийся - пьющий".
-К фигурному катанию, слышали, тоже неравнодушны?
- У меня там личная подруга - Леночка Чайковская. Так что приходится!
-И последний вопрос. В воскресенье - финал Кубка России "Москва" - "Локомотив". Газета с этим интервью выйдет позже, но любопытно проверить вашу интуицию. Итак, кто кого?
- Выиграет "Локомотив".
Александр ЛЬВОВ, Александр МАРТАНОВ,
Александр ПРОСВЕТОВ, Игорь РАБИНЕР