ФОРМУЛА-1 |
ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ В КОРОЛЕВСКИХ ГОНКАХ
Для тех, кто смотрит гонки с трибун и экранов телевизоров, боксы гоночных команд - это всего лишь пространство, где механики корпят над болидами. Для тех же, кто имеет прямое отношение к гонкам, - центр разведывательной деятельности противоборствующих "конюшен" и, одновременно, центр по борьбе со шпионажем. Различные европейские издания уделяют этой проблеме много внимания.
ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫВЕДЫВАТЬ ТАЙНЫ В МОНАКО
Как пишет немецкий еженедельник Sport-Bild, главный конструктор "Феррари" Рори Бирн любит уединение. Поэтому и живет знаменитый южноафриканец со своей семьей на окраине поля для гольфа. Шумная атмосфера гонок "Формулы-1" ему неприятна, из-за чего "Большие призы" он посещает самое большее трижды в год.
Однако в апреле 2004 года Бирн все-таки был в Имоле, где стал свидетелем четвертой подряд победы Михаэля Шумахера. Шеф команды Жан Тодт заявил тогда, что жутко рад встретить своего доброго приятеля Рори, поскольку постоянные победы "Феррари" - это его, Бирна, заслуга. Действительно, созданный им болид F2004 был признан экспертами чудом техники. "Я еще никогда не сидел в такой машине!" - заявлял тогда на каждом углу "красный барон".
Конкуренты Шумахера были бессильны дать достойный ответ на трассах, поэтому мечтали обнаружить в болидах "Феррари" детали, не соответствующие правилам. Вот тогда и начался тотальный шпионаж за F2004.
Пьер Дюпаскье, в тот момент - спортивный шеф фирмы "Мишлен", поставлявшей для "Уильямса" и "Макларена" покрышки, вспоминает: "Это было частью нашей работы - искать возможный обман в стане соперников и, если таковой имелся, разоблачать его".
С тех пор разведка в "Формуле-1" вошла в правила игры. Спортивный директор БМВ Марио Тийссен честно признается: "Мы проверяем все появившиеся слухи о нечистоплотности соперников. Прежде всего - изучаем фотоматериалы. И делаем выводы". По словам Тийссена, он всегда рад, когда приближается гонка в Монако. Там, по причине городской тесноты, можно проделать основательную фотосъемку всех участвующих в соревнованиях машин.
С другой стороны, и боссы "Феррари" проявили себя в тот момент великими чемпионами по наблюдению за соперниками. Бывший гонщик "Ф-1" Кристиан Даннер говорил: "Итальянцы "засекают" у конкурентов все, что представляет какую-либо ценность".
ТУРИСТ В ФОРМЕ "ФЕРРАРИ"
Свою лепту в исследование шпионского вопроса внесло швейцарское издание Sport-Magazin. Шеф аэродинамического отдела БМВ Виллем Тоет недавно проболтался корреспонденту этого журнала, что в годы, когда он был сотрудником "Феррари", в его непосредственные обязанности входило наблюдать за конкурентами. Прикидываясь любопытным туристом, он до старта отправлялся в стан соперников и фиксировал все необычное в чужих болидах. Но в итоге был пойман и разоблачен.
Это заставило команды изменить тактику: они стали обращаться за помощью к профессиональным фотографам, которых на этапах Королевских гонок всегда много. От гигантских телеобъективов трудно утаить какую-либо тайну, а обладатели аппаратуры рады дополнительному заработку.
В принципе такая разведывательная деятельность не рассматривается в "Формуле-1" как что-то противозаконное. Страдают зрители - ведь команды, по понятным причинам, стараются утаить свои секреты. Как только гонщик заезжает в бокс, обслуживающий персонал закрывает двери.
Вообще-то Международная автофедерация в интересах зрителей запрещает командам возводить "баррикады", но свои собственные распоряжения на этот счет, как показывает практика, совсем не контролирует. Доходит до того, что механики выстраивают из своих тел живую стенку - лишь бы отгородить "внутренности" болида от любопытных глаз.
Желающие попасть в бокс должны иметь не только электронный пропуск для прохода на пит-лайн и специальное разрешение соответствующей команды. Кроме того, у многих дверей стоят широкоплечие господа в черных костюмах. Всем своим видом они предупреждают: "Внимание! Повышенная секретность!"
С другой стороны, шпионаж в Королевских гонках с некоторых пор стал своеобразным ритуалом. Вот что говорит один из ведущих специалистов "Феррари" Джон Или: "По большому счету мне даже бывает лестно, когда я узнаю, что мои разработки кто-то копирует. Значит, идеи, в которых ты порой сомневаешься, действительно хороши".
Тем не менее дело нередко доходит до суда. По данным Sport-Magazin, не так давно во время обыска на фабрике "Тойоты" в пригороде Кельна, где производят гоночные автомобили, сыщики, работающие в области промышленного шпионажа, не поверили своим глазам. Стоило им загрузить компьютер одного подозреваемого, как на экране появилась известная во всем мире лошадь - символ "Феррари". Выяснилось, что два бывших сотрудника итальянской конюшни увезли с прежнего места работы ценные программы, но так и не смогли избавиться от шустрой эмблемы, установленной предусмотрительными сотрудниками "Скудерии". Злоумышленникам пришлось объясняться в германском суде.
Другое громкое дело связано с именем известного конструктора Густава Бруннера, чей оклад, в лучшие для него времена, составлял три миллиона евро в год. Бруннера обвинили в том, что в 2002 и 2003 годах он создал для "Тойоты" очень похожие на "Феррари" модели. Бруннер уверял, что это произошло случайно. Однако с 1978 года он работал в восьми различных конюшнях, а в "Скудерии" и вовсе провел шесть лет. "Тойота", чтобы не запачкать свое имя, уволила не только Бруннера, но и шефа аэродинамики Рене Хилхорста, а также шефа команды Ове Андерссона.
"ШТАЗИ" ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
Впрочем, по мнению Sport-Magazin, понять, что за кулисами "Формулы-1" не все чисто, можно и листая страницы старых газет. Так, один из моторов, который некогда сконструировал Марио Илиен для "Мерседеса", исчез по дороге на "Гран-при Аргентины". Через какое-то время пропажа нашлась, однако ящики были вскрыты, и сразу становилось ясно, что во "внутренностях" мотора кто-то хорошенько покопался.
На негласном черном рынке, который функционирует в "Ф-1", знания покупаются и продаются. За несколько тысяч евро стоящая информация быстро найдет покупателя, тогда как большие тайны стоят порядка 50 тысяч евро. Самый надежный метод получения информации - вербовка персонала из противоположного лагеря. Рынок переманивания лучших кадров цветет еще и потому, что в последнее время появилось много богатых частных конюшен, желающих усилиться за счет квалифицированных кадров. Можно представить, какую зарплату будет получать отправленный на один год в отставку Росс Браун, если он вдруг согласится поработать на какую-нибудь частную фирму.
Выведать, что говорят в эфире конкуренты, - еще одно любимое занятие шпионов от "Ф-1". Тот, кто знает, о чем спорят в конкурирующей команде накануне старта, может легко нарушить ее планы в ходе гонки. Поэтому пилотам регулярно меняют позывные.
В кулуарах "Формулы" ходит одна веселая история, которая прекрасно характеризует положение дел в радиоперехватах: однажды сотрудники "Хонды" были поражены, насколько хорошо они слышат в эфире чью-то секретную волну. И тут выяснилось: в поисках информации о соперниках умельцы так увлеклись, что влезли в закрытую радиосеть городского таксопарка.
Есть сведения, что в прошлом и позапрошлом году за телеметрическими секретами болида Фернандо Алонсо шла настоящая охота. "Рено" пришлось устанавливать многоступенчатую защиту на свою электронику, но хакеры не сдавались. Французы решили проверить, кто же ими так сильно интересуется. Следы привели к бывшим сотрудникам разведки ГДР. "Ничего не поделаешь, придется нам начинать нашу работу с самого начала", - заявил тогда спортивный директор "Рено". Самое удивительное заключается в том, что уже через несколько дней все данные на экс-сотрудников "штази", которые были замешаны в этом деле, бесследно исчезли из компьютерной сети французских спецслужб.
"Главная тайна "Ф-1" заключается в том, что люди, работающие в этих гонках, из всего делают тайну", - сказал однажды Петер Заубер (в прошлом - хозяин конюшни, а ныне - партнер БМВ).
Этот афоризм, без сомнения, продолжает действовать и в сезоне-2007. Причем нетрудно догадаться, в сторону какой команды на сей раз направлены самые продвинутые шпионские устройства.
Борис ТОСУНЯН |
Вена |