ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
Виктор ОНОПКО
В мою спартаковскую бытность с командой много всякого происходило.
Но такой ситуации, в какой она оказалась сейчас, честно говоря, припомнить не могу. На первый взгляд критической она не выглядит - "Спартак" остается в группе лидеров. А вот настроение и отдача в последних трех матчах, за исключением, пожалуй, второго тайма с Нальчиком, вызывают тревогу.
Лично для меня все это стало неожиданностью. Весной я был в родном клубе на стажировке и видел его совсем другим. Футболисты много и охотно работали на тренировках, весело и интересно играли. Даже Моцарт, которого сейчас заслуженно критикуют, выглядел совершенно иначе: четко выполнял тренерские задания, не уходил от борьбы, был в ладах с игровой дисциплиной.
Сейчас же все наоборот. Возможно, лишь двух-трех футболистов нельзя упрекнуть в отсутствии настроя, собранности, желания победить. Слишком уж много безразличных, которых в мои годы в "Спартаке" не было и быть не могло. Мы свято чтили традиции клуба, которыми он и был силен во все времена. Сейчас в команде много способной молодежи и легионеров. Но складывается впечатление: подписав выгодный контракт, они считают, что всего добились и дальше могут спокойно плыть по течению. Очень жаль, если среди таких окажется, например, весьма симпатичный мне Шишкин, откровенно разочаровавший безволием в матче с "Москвой".
Что касается иностранцев, то при их приглашении нарушено золотое правило: любой легионер обязан быть в новой команде сильнее футболиста, на чье место претендует. Именно из этого в свое время исходили испанские клубы, покупая меня, Ледяхова, Карпина, Мостового. В нынешнем "Спартаке" таких иностранцев, прямо скажем, не много, и не случайно то один, то другой оказывается в резерве. А покупать за большие деньги футболистов, полирующих скамейку запасных, - дело никчемное. Не исключаю и того, что многие приобретения делались без согласования с главным тренером. А это недопустимо.
Еще одна спартаковская беда состоит в том, что молодым талантливым ребятам - Шишкину, Торбинскому, Сабитову, Прудникову, Ребко, Дзюбе, Кудряшову - некому, за исключением Титова, подсказать, как себя вести в той или иной ситуации, объяснить, что шансом заиграть в "Спартаке" следует дорожить. Учить этому иностранцев просто глупо.
На мой взгляд, Федотова упрекнуть не в чем. Исходя из всего сказанного выше, он делал все, что мог. И в отдельных матчах - например, с ЦСКА - "Спартак" очень напоминал мне команду времен Романцева. Только исходя из этого следовало бы набраться терпения и не спешить менять главного тренера. В той же Испании тренерские отставки - явление обычное, но связанное, как правило, с турнирным положением клуба. А оно у теперь уже бывшей команды Федотова вполне приличное - лишь очко отделяет ее от первого места.
Скорее всего, к крайним мерам хозяина клуба подтолкнули последние три матча, особенно с "Химками", где вылезли наружу вопиющие безволие и анархия. Что ж, его ранг дает право на любые решения - включая, по-видимому, и те, что обычно составляют прерогативу тренера. Но здесь также нарушено еще одно золотое правило: никто не должен вмешиваться в дела человека, которому доверена судьба команды. Помнится, в "Овьедо" у нас был весьма амбициозный и самолюбивый президент. Но он никогда не позволял себе переступать грань, отделяющую его обязанности от тренерских. И без обид и капризов воспринимал, например, то, что традиция запрещала ему, президенту, ездить в автобусе вместе с командой. Возможно ли такое в нашем футболе? Сомневаюсь. У российских футбольных олигархов в чести другой принцип: музыку заказывает тот, кто за нее платит.
Что даст "Спартаку" приход Черчесова? Те, кто надеется на его твердую руку, могут быть спокойны: она у Станислава есть. Как и характер, терпение, вера в себя, всегда отличавшие его еще в игровые годы. Сохранил он эти качества и позже, когда работал уже тренером в австрийских клубах. Насколько удастся проявить их в новой команде - покажет время. Но гораздо важнее для него поменять психологию игроков, заставить их понять своего тренера и биться за него в каждом матче. И еще - за спартаковского болельщика, преданнее и требовательнее которого я не встречал нигде.