СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ФУТЗАЛ |
БОЛЬШЕ ФУТБОЛОВ - ХОРОШИХ И РАЗНЫХ!
- ...Ты что, ..., не видишь, куда, ..., пас даешь!
До боли родные, привычные для нашего слуха слова - вот только крик души этот издал защитник лондонского "Балтик Футзал" во время матча с каталонским "Сан Пау де Сегурас" после того, как, открывшись у чужих ворот, так и не дождался передачи от несмекалистого партнера. Согласитесь, нечасто доводится слышать русский мат от игрока команды, представляющей туманный Альбион. Да еще в солнечной турецкой Анталье. Экзотика! Как, впрочем, и многое другое, за чем мне пришлось наблюдать на XVII финале Кубка европейских чемпионов по футзалу.
Небольшое пояснение: футзалов нынче в природе два. С некоторых пор так стал называться и наш отечественный мини-футбол, и журналисты, освещая баталии, проводящиеся под эгидой двух совершенно разных федераций, в скобочках непременно поясняют, о какой же разновидности игры идет речь - мини-футбольной или футболе в зале. Несмотря на некоторую схожесть и конкуренцию в борьбе за зрителя, друг к другу обе стороны относятся с уважением. И в России мирно сосуществуют, представляя ее за рубежом в самых престижных соревнованиях, вплоть до Межконтинентального кубка. Правда, нет-нет да и появляются по чьей-то инициативе слухи о якобы скрытом антагонизме между двумя футзалами. Но все их парой жестких и уверенных фраз перечеркнул президент мини-футбольного "Динамо" Константин Еременко, прилетевший в Анталью поддержать давнего приятеля, главного тренера футзальных одноклубников Андрея Полховского.
- Не знаю, кому уж на руку распространять подобные небылицы, - не без раздражения сказал некогда лучший бомбардир клуба и сборной, а ныне сенатор. - Наш "мини" входит в структуру ФИФА, УЕФА и РФС. У футбола в зале - отдельная федерация. Для чиновников это, может быть, и важно, но для тех, кто тренирует и играет, не имеет никакого значения. У каждого свой болельщик, за которым остается право выбора. Мы за него боремся, но не забывая об элементарной порядочности. А то, что в наших играх немало общего, на уровень интереса к ним нисколько не влияет.
Два футзала действительно похожи. Разве что мячи разного диаметра - у игры, которую представляет Еременко, он чуть больше. Кроме того, единоборства в ней ограничены, и после пятого фола пенальти пробивается с десятиметровой отметки, тогда как в футзале это делается на метр ближе к воротам. Некоторые разночтения в правилах одним дают основание считать футзал более динамичным, а другим - утверждать, что в мини больше простора для игровой мысли.
Футбол в залах ведет отсчет своей истории еще с далекого 1928 года. В России спор за право считаться в нем первым ведут 8 команд премьер-лиги и 16 - высшей. Есть еще первая и вторая. Обмен между ними минимален - победитель из низшего дивизиона сменяет неудачника рангом выше. До недавнего времени в российской футзальной элите выступало пятнадцать клубов. Сокращение их числа было связано с появлением новых, достаточно жестких финансовых условий, а также требования о наличии у всех без исключения детских школ.
Как и в большом футболе, увереннее остальных в футзале чувствуют себя те, кто не озабочен вечно леденящей душу мыслью о поиске денег. Это в первую очередь "Алмаз АЛРОСА" из Мирного, чей годовой бюджет приближается к трем миллионам нероссийских денег, и еще один представитель далекой Якутии, "Концентрат" из Нерюнгри, позволяющий себе тратить примерно полтора миллиона долларов в год. На пятьсот тысяч меньше у московского "Динамо". Возможности остальных клубов на этом фоне выглядят скромно - от ста до трехсот тысяч.
Исходя из этого варьируется и зарплата футболистов - от пятисот - семисот долларов до пяти тысяч. Но последнее - редкость и касается исключительно лидеров. По неофициальным данным, самые высокооплачиваемые сегодня - Монахов и Проминский из "Алмаза". Вот и думайте, ради чего играют в футбол в зале - ради денег или по любви? Если говорить о легионерах, то тут все ясно. Вряд ли иранец Мехди, выступающий за "Полигран", гоняет мяч из любви к березкам, Красной площади или русской кухне, тем более что в ней, как известно, не последнее место занимает свинина. Есть пара иностранцев и в "Динамо" - защитник Хадзидис и нападающий Веселовски (оба из Чехии), дела которых ведет профессиональный агент. Но в отличие от "большого брата" футболу в зале засилье легионеров не грозит. Здесь и популярность не того уровня, и зарплаты поменьше. Хотя кто знает, что будет завтра? Ведь поговаривают, что на очередной чемпионат мира в Аргентине собираются гонцы из "Концентрата", выигравшего последний чемпионат страны, и "Алмаза" - с целью разжиться там кудесниками малого мяча.
Интересно, что в свое время именно из футзального "Спартака", который тогда тренировал Андрей Полховский, перешел в романцевский "Спартак" Вадим Евсеев. Цвета команды Полховского защищали и такие асы, как Ринат Дасаев, Андрей Пятницкий, Александр Смирнов, Ренат Атаулин, Геннадий Морозов, Олег Саматов, ставший даже в Чехии чемпионом Европы. Выступающий в итальянском "Асколи" Виктор Будянский в футзале начинал, играя под руководством отца в "Металлурге" из Старого Оскола. И сейчас в мире футбола в залах есть свои звезды - такие, скажем, как обладающий хлестким неожиданным ударом форвард "Динамо" Король, который стал лучшим бомбардиром еврокубкового турецкого финала. Или его одноклубник, техничный, непредсказуемый Лыков, названный сильнейшим игроком турнира в Анталье.
Проблемы комплектования здесь ничем не отличаются от тех, что существуют везде. Игроки подписывают контракты на различные сроки, получая законные подъемные в размере до двадцати тысяч. Указывается в соглашениях и сумма премиальных, которая чаще всего колеблется от четырехсот до пятисот долларов. Некоторые клубы предпочитают при невысоких зарплатах выплачивать футболистам хорошие бонусы, стимулируя их к тому, чтобы не щадить себя в каждом матче. Ход не новый, но вполне способный пригодиться и в футболе большом, где порой денежное изобилие расслабляет игроков, превращая их, как недавно заметил тренер "Химок" Владимир Казаченок, в "сытых котов".
У зрителя футзальное действо в чести. Чемпионат проводится по турам, которые проходят в разных городах. В Якутии дворцы спорта вмещают до трех тысяч болельщиков, и билеты стоимостью от ста до трехсот рублей обычно заканчиваются уже за два месяца до матчей. Любопытно, что российская сборная на девяносто процентов, включая тренера, укомплектована игроками "Алмаза", хотя команда из Мирного вот уже шесть лет не видела золотых медалей, а из пятнадцати чемпионатов выиграла лишь два. Зато по финансовой части равной ей нет.
А вот благополучное, казалось бы, "Динамо" не так давно неожиданно угодило в финансовую яму. Его президент (теперь уже бывший) оказался не в состоянии находить средства на содержание команды и с долгом под миллион долларов, который перевел на Центральный совет, вынужден был ее покинуть. Безденежье продолжалось почти полгода и грозило полным крахом, но в ситуацию вмешался Владимир Метелкин, усилиями которого клуб и был спасен. Пригодился опыт работы в МИД, прокуратуре, Минюсте. По сути, спас новый президент "Динамо" и финал Кубка европейских чемпионов. Средства на проведение турнира должна с помощью спонсоров выделять федерация, но ее президент Валерий Ахумян найти их не смог. И в конце концов, заявил: "Хотите проводить турнир, делайте это сами". После того как финал пришлось несколько раз переносить - сначала в Испанию, потом в Белоруссию, Португалию - и он уже был под угрозой срыва, инициативу взял на себя Метелкин, сумевший в считаные недели решить массу организационных вопросов.
Характерно, что проводить турнир в Турции оказалось значительно дешевле, чем в Москве. Вот и пригласили москвичи английский "Балтик Футзал", чешский "Хемекс", каталонский "Сан Пау де Сегурас", белорусскую "Витьбу" и украинское "Динамо Донбасс" в Анталью. Организовали все на самом высоком уровне. Красочные афиши, программки, вымпелы, значки, роскошные призы в разных номинациях, подарки лауреатам и даже венчавшая церемонию награждения зажигательная бразильская самба, исполненная танцовщицами с родины Пеле, - все это создало атмосферу настоящего праздника, главным именинником которого заслуженно стало "Динамо". Основной европейский клубный трофей подопечные Метелкина и Полховского завоевали в четвертый раз, чего в новейшей футзальной истории еще не удавалось никому.
Здесь можно было бы поставить точку. Но все-таки не могу не вернуться к началу материала и не объяснить, почему же футболист лондонского "Балтик Футзал" клеймил партнера по команде на самом народном русском языке. Все очень просто. В составе английского клуба выступают ребята, съехавшиеся на родину футбола с разных концов бывшего СССР и британской чопорностью еще не зараженные. Отсюда и простота в выражении эмоций, которых футбол в зале рождает столько, что сдержать их невозможно.
Александр ЛЬВОВ |
Анталья - Москва |
P.S.И еще одно подтверждение того, что футбол в залах для людей, которые им живут, - не тихая заводь и не возможность подзаработать. С увлечением рассказывали мне те же Метелкин с Полховским о своей общей мечте - увидеть любимую игру в программе Олимпийских игр. Ведь находится же там место шорт-треку или керлингу. Как вам идея?