ФУТБОЛ |
Вчера гостем редакции "СЭ" был главный тренер "Спартака", без малого два часа отвечавший на вопросы журналистов отдела футбола.
Станислав ЧЕРЧЕСОВ: "ФУТБОЛА, КАК И ЛЮБВИ, БЕЗ СТРАСТИ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ"
Игорь РАБИНЕР
Прошел 41 день, прежде чем Черчесов пошел на первое свое "программное" интервью в тренерской роли. При этом репортеров он никогда не боялся и не сторонился: язык у экс-голкипера подвешен так, что дай бог каждому. Но, судя по всему, Станислав Саламович четко для себя решил: вначале - дело. Сомневаюсь, что он согласился бы на подробный разговор, если бы "Спартак" в пяти матчах чемпионата под его руководством не одержал четыре победы при одной ничьей. Конечно, какой он тренер, нам до конца предстоит узнать не сегодня и не завтра, но очевидно: ни малейших признаков неуверенности в себе он в первые полтора месяца не выказал. А в клубах с такими болельщицкими требованиями, как в "Спартаке", умение держать удар - едва ли не главное.
Интервью еще не началось, а проживший десяток лет в немецкоязычной среде тренер уже успел высказаться на нескольких языках. С ныне обозревателем, а когда-то спецкором по Франции Александром Просветовым поздоровался: "Bonjour!", о том, в какую сторону идти, поинтересовался по-английски: "This way?" Судя по тому, как заиграл в последних турах Моцарт, на котором все поставили крест, доходчивые фразы на португальском для харизматического тренера тоже не являются секретом.
На третий этаж здания на улице Красина главный тренер "Спартака" взлетел по лестнице, перемахивая через две ступеньки. Лифт в качестве альтернативы даже не рассматривался. С такой же энергетикой и уверенностью он приступил и к новой работе, в которой, похоже, знает, чего хочет. Занял, например, принципиальную позицию: в стартовом составе красно-белых должны выходить два форварда, и отступиться от нее не заставила даже дисквалификация Павлюченко.
И чего не хочет - он знает тоже. Публичной критики своих игроков - равно как и коллег-тренеров - вы от него, например, не дождетесь. И рассуждений на "нетренерские" темы трансферов и финансов - тоже. Полагаю, и жалоб на недоукомплектованность не услышите. Как и фраз вроде "Не знаю, почему мы играли так плохо". Возможно, жесткие тематические ограничения, которые наложил на себя в новой роли Черчесов, не очень-то радостны для нас, журналистов, но тренер отлично понимает силу печатного слова и не хочет ничего говорить в ущерб команде.
Во время беседы в "СЭ", отрывки из которой мы публикуем сегодня, наш гость неоднократно шутил. Например, на вопрос: "После Владивостока уже восстановились?" - отреагировал: "Я плохо выгляжу?" Но в самом начале разговора мы услышали от Черчесова совсем не шутливые слова - квинтэссенцию его спартаковско-тренерской философии.
В ТАБЛИЦУ НЕ ЗАГЛЯДЫВАЮ
-"Спартак" - лидер чемпионата. Как вы это оцениваете?
- В таблицу не заглядываю. Есть более важные и актуальные вещи. Надо налаживать игру, надо привлекать зрителей - и если все это сделать, конечный результат в таблице придет. Он словно сообщающийся сосуд с качеством игры и интересом болельщиков.
-Но результат не всегда достигается с помощью зрелищного футбола.
- Да, футбол - тяжелая работа. Прекрасно знаю, что нужен результат, что вкладывается много денег, что это не фигурное катание, где добавляются баллы за артистизм. Но еще лучше знаю, что такое "Спартак". Есть определенные вещи, которые я не где-то прочитал, а сам пережил. Изнутри.
-Семь лет "Спартак" не может обыграть ЦСКА, а первый матч Черчесова-тренера против армейцев состоится в ваш день рождения - 2 сентября. Ждете этой игры?
- Николай Петрович Старостин говорил: "Надо думать о первом барьере". А первый барьер у нас сейчас - Томск. Дальше мы не заглядываем, и это не преувеличение. Как и то, что в таблицу не смотрим. Еще раз повторяю: на первом месте - качество игры. И еще - страсть. Футбол - как любовь: если нет страсти, нет ничего. Будут игра, страсть - приложатся и очки, и место в таблице. И касается это встречи как с ЦСКА, так и со всеми остальными. Я долго играл, наверное, всем за это время надоел, но ни от одного тренера не слышал, что следующая игра - непринципиальная!
Да, отлично понимаю, что некоторые противостояния исчисляются десятилетиями. И счастлив, что такие игры, волнующие болельщиков, есть. Но вкладывать всю душу надо в каждый матч, и мы будем к этому стремиться.
-В первом матче под вашим руководством болельщики "Спартака" провели акцию: в течение целого тайма они на одной ноте укоряли игроков как раз в том, что те играют без страсти.
- Читать мы, слава богу, умеем. А последние матчи показывают, что и выводы делаем.
-Первый тайм матча с "Зенитом" был близок к тому, что вы хотите видеть?
- Дело не во мне. Уже есть убежденность, что игроки сами хотят видеть футбол, к которому мы стремимся. Главное то, что им такая игра нравится. Когда все идет изнутри, а не навязывается сверху, работать гораздо легче.
-А как бы вы охарактеризовали игру вашей мечты?
- Мы работаем. А остальное увидите сами.
-Поставим вопрос по-другому: футбол "Спартака" в двух последних матчах - с "Зенитом" и "Лучом-Энергией" - вас удовлетворил?
- Если скажу "да", это будет неправдой. Потому что и в той, и в другой игре были не просто отдельные моменты, а целые периоды, когда это был не "Спартак". Не просто мяч подскочил и пас не получился - мы отдавали инициативу. Можно отдать пространство, а вот инициативу - нельзя. Если, конечно, хотим добиться чего-то серьезного. Игра длится 90 минут, можно варьировать тактику, отходить назад, прессинговать. Но чувство, что соперник имеет над тобой превосходство, - это мне не понравилось.
-Два форварда, которые при вас неизменно выходят в стартовом составе, - ваша принципиальная позиция?
- На сегодняшний день - да. Но, к примеру, в "Тироле" ситуация заставляла играть и с одним форвардом.
У ТОРБИНСКОГО ПОТЕНЦИАЛ ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН ДУМАЕТ
-Сейчас много разговоров о возможном уходе в "Локомотив" Торбинского. Вам, как тренеру, этот полузащитник нужен?
- Естественно, нужен. Торбинского мы подготовили к сборной, он показывает содержательную игру, у него нет провалов. И тренируется отлично. На затронутую вами тему мы с ним разговаривали, еще когда я был спортивным директором, и сейчас тоже. Уважаю его мнение. Теперь будем ждать.
-А что скажете о его финансовых запросах?
- Это уже не ко мне. Было время, когда я был вправе высказываться на эту тему, теперь же у меня другая задача. Мы с Торбинским работаем, претензий к нему нет. Он прекрасно знает, что у него есть определенный потенциал. Добавлю: даже больший, чем он думает!
-Два последних матча хорошо провел Моцарт. У которого, казалось, до того были очень большие проблемы...
- Проблемы - это когда мы в гробу (смех в зале). Убежден: специально на поле спустя рукава никто не выходит. Мне такое трудно представить. Те, кто изучал психологию, знают: если человек борется с собой, на 70 процентов его нет. Вот у Моцарта, видимо, и была такая борьба с собой. До сбора в Австрии он даже не попадал в заявку на матчи. Мы с ним разговаривали. Не буду говорить, о чем. Наша задача была, во-первых, определить, что с человеком происходит, а во-вторых, убедить его, что нужно делать.
Никто мне не докажет, что в итальянской серии А иностранец может быть капитаном команды, если он непрофессиональный футболист. И если у него нет качеств - как игровых, так и человеческих, за которые этот статус дают. Так не бывает. Мы с ним говорили на некоторые темы, и думаю, что маленькие - подчеркиваю, маленькие - подвижки есть.
-Калиниченко в себе уже разобрался?
- Калиниченко - творческая личность. Видимо, разбирается. Он хорошо тренируется, вы сами видите, с какой отдачей играет. Еще раз повторю: надо уметь терпеть. Хотя это бывает difficult (Черчесов ввернул английское "трудно". - Прим. И.Р.).
-Сколько времени, по-вашему, сможет продержаться на нынешнем высоком уровне Титов?
- С того момента, как я возглавил команду - а я говорю только об этом периоде, - он с каждой игрой добавляет в движении и утверждает себя в качестве лидера. Это радует. Не забываю и ни на секунду не забуду, кто такой Титов. Это - "Спартак", лицо сегодняшней команды. Самое главное, чтобы он сам этого не забывал.
ТЕТ-А-ТЕТ С ФЕДУНОМ НЕ ОБЩАЛИСЬ НИ РАЗУ
-Правда ли, что Леонид Федун дал вам полный карт-бланш? И в чем он выражается?
- Есть вещи, которые на публике не обсуждаются. Мы работаем. Вы часто будете слышать от меня такой ответ (улыбается). Стараюсь общаться с нашим главным акционером редко - только если действительно возникает острая необходимость потревожить его, человека занятого, серьезного. Возможно, Сергей Шавло с ним беседует чаще. Стараемся решать все текущие вопросы на еженедельных совещаниях, которые у нас проходят после каждой игры. Было такое, к примеру, и сегодня. И только если есть проблемы, которые по статусу нельзя решить без председателя совета директоров, обращаемся к нему.
Как говорят у нас в Осетии, "на день старше - на день умнее". В конце концов, человек знает больше, чем я, поэтому надо не стесняться советоваться.
-Тет-а-тет с Федуном вы часто общались?
- По-моему, пока ни разу.
-В одной из газет появилась приписываемая вам фраза, что спортивный директор "Спартаку" не нужен. Вы в самом деле так сказали?
- Эту фразу у меня вырвали из контекста. Речь шла вот о чем: спортивный директор не нужен сегодня, так как до сих пор эту функцию выполнял я. Пока новый человек разберется в делах, сезон закончится. Но как можно заявить, что должность, которую ты сам занимал, вообще не нужна?! Это все равно, что вратарь скажет, что команда может и без него играть. А вот что будет дальше - решать руководству клуба. В Афинах мы с Шавло разговаривали с Арсеном Венгером и поражались, как он успевает заниматься и постановкой игры, и селекцией.
-О чем, если не секрет, шла беседа?
- Было интересно узнать мнение такого специалиста, как Венгер, по многим вопросам. Мы приехали на финал Лиги чемпионов и воспользовались возможностью встретиться с ним. И о Квинси поговорили (смех в зале).
В АЛАГИРЕ С ПРЕЗИДЕНТОМ "ЛИВОРНО" ПОГОВОРИЛИ БЫ ПО-ДРУГОМУ
-Можете рассказать, как вам буквально за день удалось приобрести Стипе Плетикосу?
- Нет. Пусть это останется за кадром. Плетикоса в "Спартаке", мы им довольны, рядом с ним молодежь набирается опыта.
-В бытность спортивным директором вы сделали все, для того чтобы в "Спартаке" оказался итальянский голкипер Марко Амелиа. Для вас стало большим разочарованием, что президент "Ливорно" в последний момент нарушил свое слово?
- Что произошло - то произошло. Опыт общения с таким эксцентричным товарищем - из разряда того, что нельзя купить. Иногда я думал: жаль, что мы не на улице в моем родном Алагире. Там поговорили бы по-другому (смех в зале). Но многое приходится проглатывать. Ведь я представлял не самого себя, а "Спартак", его главного акционера "ЛУКОЙЛ". Надо держать марку.
-Общались ли вы с Владимиром Федотовым после его ухода из "Спартака"?
- На следующий день. Потом - нет. Хотя желание есть. Но должно пройти некоторое время, чтобы эмоции улеглись. Мы с Федотовым работали бок о бок, и ни разу я не слукавил. Мне не в чем себя упрекнуть.
Полностью интервью Станислава Черчесова - завтра |