Газета Спорт-Экспресс № 172 (4452) от 1 августа 2007 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 августа 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ЛУЧШЕ СОРЕВНОВАТЬСЯ В ОСТРОУМИИ, ЧЕМ ЛОМАТЬ КРЕСЛА

В субботу "Зениту" предстоит играть в Москве против "Динамо". Уже по традиции в столицу отправятся и несколько тысяч поклонников сине-бело-голубых. Причем не с пустыми руками - они везут с собой широкоэкранные баннеры, модули, плакаты, тематические файер-шоу с шутками и подколками в адрес коллег-соперников.

Баннерная война уже давно стала частью нашего футбола. Особенно, когда речь идет о соперничестве Москвы и Питера. Только вот в Северной столице считают, что Первопрестольная порой ведет себя на этом фронте не по-джентльменски и делает эту самую баннерную войну не совсем честной.

За примерами далеко ходить не пришлось. Стоило корреспонденту "СЭ" завести разговор с представителями United Front на тему ближайшего выезда в Москву, как тут же всплыла тема предыдущего - на "Спартак" в "Лужники". Как выяснилось - довольно типичный пример того, с чем приходится сталкиваться петербуржцам на московских стадионах.

В первую очередь почти полное наплевательство со стороны милиции на то, зачем собственно эти несколько тысяч человек ехали из Петербурга. Например, на матч со "Спартаком" многие болельщики "Зенита" попали только ближе к перерыву, хотя приехали за 4 часа до игры и вынуждены были с непередаваемыми чувствами наблюдать, как для них открыли всего два кассовых окошка. Кроме того, многих даже с билетами не пускали на сектора, объясняя, что арена переполнена, хотя ничего подобного не было и в помине. Но и это оказалось не самым страшным.

На этот раз милиция не пропустила на трибуны ни один из баннеров, привезенных петербуржцами.

- Обычно удавалось пронести хотя бы половину. На этот раз - ничего. И это в матче со "Спартаком"! - с нескрываемой обидой рассказывали ребята.

Действительно, если бы это не было так грустно, то наверняка можно было бы посмеяться над тем, как московские милиционеры, ссылаясь на то, что языков они не изучали, просили сделать перевод любой надписи на латыни. Но даже после этого баннер Nord Capital (Северная столица) был сочтен блюстителями правопорядка провокационным, "поскольку столица у нас одна, а к "Зениту" эта надпись вообще никакого отношения не имеет".

Под этот же гриф "к вашему клубу отношения не имеет" попали и огромный лев, и небольшие плакаты "Купчино" (район города) и флаг с котом, у которого, по мнению стражей порядка, оказалась слишком злая ухмылка. Стоит ли говорить о том, что крупномасштабные полотна и модульные композиции (те, что выкладывают при помощи цветных картонок - "модулей") вообще не имели шансов оказаться в чаше "Лужников". В общем, получилось, как в комедии "Карнавальная ночь", где товарищ Огурцов принимал номер художественной самодеятельности про "Бима и Бома".

Кстати, фамилию московского "товарища Огурцова" в милицейской форме болельщики "Зенита" назвали мгновенно. Но позвольте вернуться к ней после небольшого отступления.

Знаете ли вы, сколько требуется труда на изготовление большого хорошего цветного баннера? Пару ночей уходит на придумывание сюжета в жарких спорах и дебатах. К этому в придачу нужны: несколько килограммов краски и энное количество квадратных метров материи, арендованный зал - полотно ведь надо где-то разместить, расписать, сшить воедино, опять же ночные работы по разрисовке - днем большинство болельщиков, как и все нормальные люди, работают. В общем, на все уходит почти неделя! Как раз от тура до тура. При этом не стоит забывать: получаемый на выходе продукт - разовый и скоропортящийся. Не повезешь же на самом деле на "Динамо" баннер, который придуман под "Спартак". Есть и еще одна тонкость. Содержание будущего баннера или акции стараются держать в строжайшем секрете. Чтобы из-за утечки информации и противник не был заранее "вооружен", и чтобы остальным интереснее было.

А теперь представьте, что после недели работы твое детище, а заодно и оружие в баннерной войне оказывается под запретом. Получается, что ты все делал зря!

- Мы ведь действуем строго в рамках закона, который запрещает призывать к насилию, свержению действующей власти, разжиганию межнациональной розни. Почему же тогда милиция запрещает все остальное? Почему именно она определяет, что можно, а что нельзя? - спрашивают питерские болельщики.

И называют того самого московского "товарища Огурцова". Это майор Коновалов - на московских матчах "Зенита", будь то стадион "Лужники", "Динамо" и "Локомотив", - все от него зависит.

- Выходит, правы были болельщики "Спартака", которые на матче с "Химками" вывесили баннер "Нет фанатов - нет проблем", - говорят поклонники "Зенита".

При этом они признают - проблемы есть. Только решать их предлагают цивилизованно. Как, например, на "Петровском", где даже на фанатском секторе давно работают стюарды, а не милиция. И по согласованию с местными органами МВД можно осуществлять любую разумную акцию.

- В Москве же это почему-то не так, - говорят представители United Front. И добавляют, что готовы предъявлять баннеры кому угодно - инспектору матча, представителю РФС и представителю команды-соперницы, но только - не московской милиции.

Кстати, здесь самое время сказать о том, что у баннерной войны есть свои законы. Ведь если внимательно присмотреться, то главные "боевые действия" на фронте остроумия разворачиваются, как правило, лишь во время встреч команд "большой четверки": ЦСКА, "Локо", "Зенита" и "Спартака".

- По большому счету так оно и есть, - подтверждают представители питерского United Front. - Ведь при всем уважении к "Амкару" или "Крыльям", к таким соперникам мы специально не готовимся. "Спартак", ЦСКА, "Локо" - другое дело. Но ведь и у них к нам отношение особое.

Кстати, болельщики "Зенита" на баннерные шутки своих оппонентов, как правило, не обижаются:

- А на что обижаться? Раз они что-то придумывают на матчи с "Зенитом", значит, им тоже интересно. Ну а простые зрители от такой баннерной войны только выигрывают. Ведь соревноваться в остроумии гораздо интереснее, чем по части вырванных кресел.

Сергей ЦИММЕРМАН

Санкт-Петербург