ФУТБОЛ |
"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ" |
ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ |
РУКАМИ ИГРАЮТ НА ПИАНИНО, А НЕ В ФУТБОЛ
Говорят, что правила игры в их нынешнем виде самодостаточны, понятны и не требуют изменений. Тем не менее из года в год в футбольном мире возникают белые вороны, предлагающие что-то исправить, что-то уточнить, а бывает, и ввести что-то кардинально новое.
На днях в британской прессе появилась информация об инициативе английских судей. Они планируют предложить вполне логичные изменения, согласно которым футболист, наносящий повреждение сопернику, должен покидать поле и находиться вне игры, пока его оппонент получает медицинскую помощь. Это новшество уже обсуждалось с представителями ассоциаций тренеров лиги и профессиональных футболистов. В дальнейшем рефери, возглавляемые Кейтом Хэккеттом, предполагают обратиться в Футбольную ассоциацию. Затем, если будет получено одобрение ФА, этот вопрос вынесут на рассмотрение ИФАБ, Международного совета, имеющего право вносить изменения в правила. Его заседание состоится ранней весной будущего года.
- Неправильно, что игрок, совершивший фол, остается на поле, его команда сохраняет состав, а соперник оказывается в меньшинстве, пока травмированный футболист получает помощь, - пояснил исполнительный директор PGMOL Кейт Хэккетт. - Если повреждение требует медицинского вмешательства, игрок уходит с поля, и нарушитель должен следовать за ним. Сфоливший может вернуться в игру, только когда травмированный готов к продолжению игры или когда готова его замена.
Тем временем английские арбитры в первых матчах сезона продемонстрировали намерения все чаще использовать принцип преимущества и не останавливать игру, когда футболист оказывается на газоне.
- Арбитры премьер-лиги отличаются грамотным применением принципа преимущества без риска потерять контроль над матчем, - подчеркнул Хэккетт. - Мы стараемся избавиться от ненужных остановок игры - особенно в тех случаях, когда игрок намеренно пытается прервать матч или ищет возможность отдохнуть, сымитировав травму.
Жесткое правило, определяющее, что только судья может остановить игру, а не футболист, выбивающий мяч за пределы поля, пришлось по душе и игрокам, и тренерам.
- В этом сезоне их отношение к таким действиям арбитров изменилось в лучшую сторону, - сказал Хэккетт. - Нам не хотелось бы, чтобы матч прерывался решением игрока, выбивающего мяч. Игру в случае серьезной травмы футболиста должен останавливать судья. Обычно помощь в случае травм, за исключением повреждений головы, можно оказывать не немедленно, а во время следующей остановки игры. Наша цель - сделать все, чтобы предотвратить обман и симуляции, а также затяжки времени.
В Британии возникали и другие, не менее интересные предложения. Один из самых известных и авторитетных арбитров Дэвид Эллерей уже давно заговорил о необходимости использования в футболе по подобию хоккея скамеек штрафников и краткосрочных удалений в ходе матча, об изменении конфигурации штрафной площади - из прямоугольника в полукруг. Есть предложение пересмотреть также правила о фоле, который у нас называют фолом "последней надежды", - ситуации, когда в своей штрафной площади игрок обороняющейся команды лишает соперника явной возможности забить гол. Двойное наказание (пенальти и удаление), а порой и тройное (изгнание с поля вратаря при исчерпанном лимите замен) не первый год предлагается смягчить и разрешить судье ограничиваться только назначением 11-метрового удара и по необходимости предъявлять не красную, а желтую карточку.
В нашем чемпионате было немало спорных ситуаций, связанных с контактом руки защитника и мяча в штрафной площади. Как же было просто в детстве, когда нам с вами всего-навсего нужно было убедить друг друга в том, что рука была прижатой к телу или нет. В современном профессиональном футболе все гораздо сложнее: вроде существуют критерии, но объективность решения арбитра почти всегда ставится под сомнение.
И тут стоит поговорить о работе бригады немецких арбитров на матче "Спартак" - "Селтик". В частности, о семи моментах, в которых решения Херберта Фанделя вызвали споры и на поле, и на трибунах, и у экранов телевизоров. Сначала остановлюсь на четырех эпизодах, связанных с попаданием мяча в руки игроков шотландской команды, и выскажу свое личное мнение.
На 4-й минуте мяч после удара Шоавэ попал в руку Кеннеди, который прикрывал ею грудь. На мой взгляд, Фандель поступил правильно, дав продолжить игру. На 36-й минуте в штрафной площади "Селтика" после передачи Павлюченко произошел контакт с мячом руки Макмануса. Как должен был поступить судья? Отвечу так: половина российских арбитров назначила бы 11-метровый удар. На 52-й минуте мяч после удара со штрафного Титова попал в локоть С.Брауну. Здесь, считаю, оснований для назначения пенальти не было. А вот на 68-й минуте были. Быстров, войдя в штрафную площадь "Селтика", попытался обыграть Нэйлора и прокинуть мяч в направлении ворот, но левый защитник шотландцев преградил путь мячу рукой. Руками играют на пианино, но не в футбол. Это была именно игра рукой, эпизод прекрасно видел с ближней бровки помощник Фанделя, но вместо пенальти был назначен угловой удар.
Напоследок коснусь трех других решений Фанделя. На 9-й минуте один из его помощников, работавший на дальней бровке, не успел за развитием спартаковской атаки, отстал от эпизода и ошибочно зафиксировал положение "вне игры" у Павлюченко. С той позиции, на которой оказался ассистент, действительно могло показаться, что форвард красно-белых находится чуть ближе к воротам, чем защитник. Гол спартаковца в итоге, увы, засчитан не был.
На 11-й минуте ошибся уже сам главный арбитр: в штрафной площади гостей Быстров успел сыграть в мяч, после чего капитан "Селтика" Макманус левой ногой врезался в левый голеностоп спартаковца. Фандель нарушения правил не увидел, возможно, из-за того, что ему перекрыли обзор игроки обеих команд. Перед судьей находился Титов и кто-то из шотландцев.
На 21-й минуте моим коллегам в ложе прессы Лужников показалось, что Макдоналд, ставший автором голевой передачи, получал пас от партнера, находясь в офсайде. Подтвердить или опровергнуть такое мнение не могу - ни один из повторов, показанных во время телетрансляции, сделать это не позволяет.
Александр БОБРОВ