Газета Спорт-Экспресс № 211 (4491) от 15 сентября 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 сентября 2007 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

КРАМНИК РАЗОГРЕЛСЯ. ОСТАЛЬНЫЕ ТОЖЕ

В четверг все четыре партии первого тура мирового первенства завершились вничью.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Мехико

Открытие и жеребьевка чемпионата мира первоначально должны были состояться в одном из городских театров, но затем эти церемонии перенесли в отель "Шератон", где участники и живут, и играют. Огромный конференц-зал гигантского отеля был переполнен.

От имени ФИДЕ выступил почетный президент Международной шахматной федерации Флоренсио Кампоманес (Кирсан Илюмжинов, реальный президент ФИДЕ, прилететь в Мехико не смог).

Процедура жеребьевки была стандартной. Участники подходили к столу, где четыре черных и четыре белых пешки образовали квадрат. Действующего короля шахмат Владимира Крамника вызвали к столу первым. Он, не задумываясь, взял ближайшую к нему белую пешку. На ее основании был приклеен номер "1".

Кажется, какое может иметь значение жребий в двухкруговом турнире? Ведь все равно каждый с каждым сыграет две партии - белыми и черными. Но все же весьма существенно, с кем тебе выпадет играть первые партии, в которых волнение еще высоко. Крамнику по жребию выпало играть в первом туре со вторым номером российской сборной Петром Свидлером, а во втором туре - с четвертым номером команды - Александром Морозевичем. Добавлю, что с третьей доской команды на Всемирной шахматной олимпиаде в Турине - Александром Грищуком - лидер сборной России сыграет в 4-м туре.

Не совсем невероятно, но факт: в Мехико играет стартовый состав нашей сборной, и хотя соревнования не командные, а сугубо личные, но все же разговоры о том, что возможна "игра на одну руку", как говорят в другом виде интеллектуальных игр, ведутся. И вот, словно услышав эти разговоры, кто-то там наверху и провел почти идеальную "искусственную жеребьевку", при которой участники из одной страны должны встретиться в ранних турах.

В первый день все партии завершились с одинаковым результатом и продолжались не очень долго. Ананд и Гельфанд согласились на ничью на 22-м ходу, Крамник со Свидлером - на 23-м, Морозевич с Ароняном - на 25-м, Грищук с Леко - на 28-м. Ну что ж, во-первых, гроссмейстеры, видимо, еще недостаточно адаптировались к среднегорью. А во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов неизбежное даже у опытных бойцов стартовое волнение. Ну и в-третьих, и в самых главных, играют равные по силам, "сопротивляемость", как любил говорить многолетний лидер сборной России Гарри Каспаров, исключительно высока. Проигрывать здесь никто не собирается.

Понимаю, любителям нравится, когда шахматная кровь льется рекой, но придется эту "кровожадность" нам всем пока в себе подавить и подождать первой победы. Долго ли ее придется ждать? Поживем - увидим. Мне кажется, уже в первых четырех турах кто-то кого-то обязательно огорчит.

Но, разумеется, даже столь короткие поединки на столь высоком уровне были полны огромного напряжения и серьезного внутреннего содержания. Возьмем, к примеру, 23-ходовую партию друзей-соперников Крамника и Свидлера. В московском варианте славянской защиты (есть и такой) чемпиону мира, вбившему пешечный клин в позицию черных, удалось зажать черные фигуры. Сочетая перегруппировку своих фигур с решительным фланговым подрывом ослабленной пешечной структуры черных в районе их короля, Владимир, как он выразился во время совместного с Петром анализа партии, "собирался ставить мат" черному королю.

Петр не стал ждать, когда беда придет в дом его короля и исключительно вовремя ударил по красивому белому центру (19...с5!). Он пожертвовал пешку, но получил полноправную игру. Все могло бы кончиться для смелого петербуржца не так удачно, если бы на 22-м ходу парижанин Владимир не увел своего "фирменного" коня с поля f3 на малопривлекательное поле h2. Как поделился наболевшим Свидлер, ему в этот момент подумалось, что "ему зевают материал". И действительно, одно дело - оказывать героическое сопротивление без пешки и совсем другое - при материальном равенстве.

В итоге белым не удалось поставить обещанного мата, и черные завязали на ферзевом фланге острую игру, связанную в перспективе с прыжком своего ферзя на поле b4. Как сказал после партии Крамник, возникла неясная, острая позиция, которую в стартовом туре играть ему не хотелось. "Надо разогреться, войти в игру", - обосновал свое предложение ничьей на 23-м ходу чемпион мира.

В партии Ананд - Гельфанд израильскому гроссмейстеру в русской партии удалось легко нейтрализовать внешнюю активность индийского гроссмейстера. И даже получить "чуть получше", как он выразился. Хотя, строго говоря, это "чуть получше" имело лишь символическое значение.

Когда я сказал Борису, которого знаю тысячу лет, что он молодец, "с самим Анандом" черными легко уравнял, он улыбнулся и сказал: "Мы все тут "сами". Ну что ж, первый тур показал, что Борис Гельфанд кое-что привез с собой в Мехико для своих молодых коллег и обыграть его будет очень и очень трудно.

Интересные события происходили в партии Морозевича и Ароняна. Москвич в варианте новоиндийской, который носит имя 9-го чемпиона мира Тиграна Петросяна, на 8-м ходу повел по линии "h" своего пехотинца на штурм. Очень остро, но не очень страшно. Если знаешь, как надо играть. А как сказал мне Левон, он "знал, но забыл". Пришлось за доской самому находить единственные ходы, чтобы нейтрализовать угрозы своему королю. Аронян признался, что если бы белые вместо пассивного хода 12.Фс2 двинули на одно поле пешку "е", то ему пришлось бы основательно потрудиться, чтобы избежать больших неприятностей. Не сделав же этого важного хода, белые выпустили инициативу, и она перешла к сопернику. Однако ее оказалось недостаточно, чтобы играть на победу. Посему - ничья.

Весьма доволен был Леко своей игрой в стартовом поединке против Грищука. В нашем разговоре он осудил лишь один свой ход - 20.Фc6. "Я хотел мат ему поставить на g2. Но это, конечно, шутка. Надо было играть 20.Фd16, и тогда у черных вообще не было бы никаких проблем. А так мне пришлось найти пару очень тонких ходов: 25...g6 и 26...Cd6, после чего ничья неизбежна".

Вот такой внешне "пресный" тур. Но все же ждем настоящей остроты и, извините, профи, вашей шахматной крови!

1-й тур. Ничьи: КРАМНИК (Россия) - СВИДЛЕР (Россия), МОРОЗЕВИЧ (Россия) - Аронян (Армения), ГРИЩУК (Россия) - Леко (Венгрия) и Ананд (Индия) - Гельфанд (Израиль).