ХРОНИКА |
Интервью "СЭ" дал глава Федерального агентства по физической культуре и спорту.
Вячеслав ФЕТИСОВ: "КАНАДЕ МЫ, УВЫ, НЕ СОПЕРНИКИ"
Через два часа после того, как автор этих строк договорился с главой Росспорта об интервью, страну облетела новость: Кабинет министров отправлен в отставку. Именно поэтому разговор, состоявшийся в минувшую пятницу в роскошном офисе Вячеслава Фетисова на улице Казакова, пришлось начать с прояснения статуса моего собеседника.
ОТПРАВИТЬ МЕНЯ В ОТСТАВКУ МОЖЕТ ТОЛЬКО ПРЕМЬЕР-МИНИСТР
-Вы теперь, как и все министры, работаете с приставкой и.о.?
- Продолжаю работать, как и работал, не задумываясь о том, кто я и каков мой статус (улыбается). Мне за свою работу не стыдно. А если что-то и изменится, уж мне об этом, думаю, сказать не забудут.
-То есть отставка министров не подразумевает ухода глав федеральных агентств?
- Мы работаем под началом премьер-министра. Иными словами, я хотя и не член Кабинета министров, но являюсь членом правительства. Президент освобождает Кабинет министров, а премьер - глав тех структур, которые под ним.
-И все-таки - ждете ли в ближайшее время определенных карьерных перемен?
- Суеверия у спортсменов и у спортивных руководителей примерно одинаковые. Так что сейчас надо просто расслабиться и получать удовольствие (смеется).
СУПЕРСЕРИЯ ПОЛЕЗНА РАЗВЕ ЧТО ДЛЯ ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ
-Думаю, вы согласитесь, что иначе как позором для российского хоккея итог молодежной суперсерии с канадцами назвать невозможно. Следовало ли, на ваш взгляд, ее проводить?
- Вы пришли за тем, чтобы я снова что-то такое сказал?
-Это уж вам решать. Почему вы не предупредили президента ФХР Владислава Третьяка о том, какими последствиями чревата эта суперсерия? Сами-то понимали, с каким треском она может быть проиграна?
- Знаете, я совершенно не хочу чтобы все это выглядело как какая-то моя борьба с Владиком, с которым я столько лет отыграл вместе. И уж тем более не хочу и не собираюсь занимать чье-то кресло. Но когда Владика на эту должность назначили (у него как раз был день рождения), я приехал к нему с поздравлениями и сказал: "Владик, ты пойми, это не общественная работа. Это вполне конкретные обязанности и колоссальная ответственность. И я готов в любой момент быть рядом, готов помогать тебе".
Это было мое предложение, которое я сам, по собственной инициативе, высказал, приехав к Третьяку в кабинет. Думаю, что поступил тогда совершенно правильно. Но нашлись, видимо, другие люди - бывший состав федерации. Они же все по-прежнему там, на месте. Видимо, они ему и советуют больше, чем кто бы то ни было. По большому счету это и стало для Третьяка главной "подставой".
Теперь даже не знаю, как все это оценивать. С идеей суперсерии Третьяк тогда обращался к премьер-министру Фрадкову, чтобы тот ее поддержал и написал письмо в Канаду.
Лично я не представляю, на каком уровне мы сегодня можем соревноваться с канадцами в восьми матчах. На клубном? Интересно, какой российский клуб мог бы выступить против энхаэловских клубов более успешно, чем наша молодежная команда?
-А взрослая сборная?
- Восемь игр? С Канадой? Ох, боюсь, не придала бы нам авторитета ни одна из таких серий. Если только не рассматривать их как толчок, катализатор для переоценки ценностей. Тогда, может, и стоило бы провести серии на всех этих уровнях, чтобы окончательно и бесповоротно понять, в какой яме мы находимся.
ДАЛ НЕМЧИНОВУ ВРЕМЯ ПЕРЕВАРИТЬ ТЯЖЕЛЫЙ МОМЕНТ
-То есть вы полагаете, что с точки зрения переоценки ценностей было полезно вот так опозориться, набрав одно очко в восьми матчах?
- Можно, как обычно, начать искать крайних или выдумывать оправдания. А можно понять, что, если мы не объединим усилия и не выстроим стратегию на ближайшую перспективу дальше будет только хуже. За последние три года нам были предоставлены все шансы победить. Это и Вена, и Турин, и Москва... И всякий раз мы убеждались, что дело не в плохих судьях, не в невезении, не в болельщиках, а в нас самих.
Я не спал ночами, внимательно следил за матчами суперсерии. И понял: по этим играм видны все наши проблемы!
Вот звонил сегодня Сергей Немчинов... Это, конечно, его беда - он получил серьезный урок. Но боюсь, что и любой другой тренер на его месте выдал бы тот же результат.
-Немчинов не жалеет, что взялся за это гиблое дело?
- Не знаю, пока на эту тему не говорил с ним. Немчинов - мой товарищ, и я специально дал ему возможность переварить тяжелый момент. Я Сергея ни о чем не предупреждал. Взяться за эту работу было его решением, и это решение нужно уважать.
Если стараться использовать все лучшее в каждой ситуации, то лучшее, что мы можем сделать теперь, - это собрать все прогрессивное, что есть у нас в хоккее, и выстроить программу на перспективу. Надо создать новые методики, продумать сборы, созвать конференции. Посмотрите, мы ведь даже технически уже во всех аспектах канадцам проигрываем! А прежде всегда славились техникой, игрой один-в-один. Вы видели, как канадцы наших парней "раздевали" в этой серии? Раньше и в единоборствах не уступали, не говоря уже о командных взаимодействиях. А у канадского тренера, думаю, набралось бы хоккеистов и на три состава, которые играли бы не хуже нынешнего.
-Некоторые специалисты, кстати, сетовали на то, что сборная была составлена из хоккеистов 1988 года рождения - якобы неурожайного на таланты. Дескать, выстави мы команду 1989-го - результат был бы иным.
- Как вы думаете, даже самый неурожайный в истории канадский год может проиграть восьмиматчевую серию всухую? Об этом не может быть и речи! Если, конечно, есть система. А у канадцев она есть.
РАЗВЕ У НАС НЕТ ДЕНЕГ НА МОЛОДЕЖНУЮ ЛИГУ?
-На днях вы высказали интересную идею по поводу отделения молодежного хоккея в России от профессионального...
- (Перебивая.) ...Пора, думаю, озвучить вот что. Не мне должно быть сегодня интересно заниматься всеми этими реформами. Если мы говорим о профессиональной лиге, в которую люди, хозяева клубов, вкладывают свои деньги, то это они должны сесть и разобраться, устраивает ли их нынешняя ситуация. Может быть, их, и правда, все устраивает! И зачем же тогда я, спрашивается, буду бежать впереди паровоза и чего-то кому-то указывать?
Если мы сейчас обсуждали систему развития спорта в стране - да, это моя ответственность. У нас же с вами, насколько я понимаю, идет речь о профессиональной лиге.
-Скорее о ее отделении от молодежного хоккея. Вы ведь именно это предлагали сделать.
- А он и так отделен. Наш так называемый профессиональный хоккей вообще очень сильно отличается от того, что принято ассоциировать с профессионализмом. Но опять же, если людей, которые вкладывают деньги, все устраивает, зачем мне встревать?
Помимо кризиса в молодежном хоккее кризис бушует во всем российском хоккее. Все проблемы налицо: это очевидно и по нашему авторитету в НХЛ, и просто по тому, что мы 14 лет не можем выиграть ни одного турнира национальных сборных. У нас же все-таки не австрийский хоккей и не швейцарский, для которых третье место на чемпионате мира может считаться успехом.
-Позвольте конкретизировать вопрос. Каким вы представляете себе устройство предложенных вами независимых юниорских лиг в российских хоккейных реалиях?
- Я, если уж на то пошло, тоже вышел из молодежной лиги. Мы играли в молодежных сборных, до этого - в юношеских командах, которые соревновались во всевозможных национальных турнирах, где и происходило совершенствование. Сегодня же у нас берут молодых пацанов в команду мастеров, чтобы не давать им играть! Парня можно приглашать только под конкретное место - чтобы он играл в полном объеме.
Что касается создания юниорских лиг в России, мы можем взять за аналог пример Канады. Там ведь, как вы знаете, таких лиг несколько: лиги Онтарио, Квебека, Восточная и т.д. Так о чем мы говорим? О том, что на это нет денег?
-И об этом тоже. На чьи деньги станет существовать независимая от профессиональных клубов молодежная лига?
- Давайте перестанем себя обманывать. Сегодня ни один молодой игрок не может быть на сто процентов уверен, что останется играть в том клубе, который его воспитал. Воспитанник ЦСКА совсем не обязательно окажется в ЦСКА, а "Спартака" - в "Спартаке". Он может в любое время оказаться в любой другой команде. И из этого мы должны исходить. Границы-то стерты.
Спросите любого, кто играл в канадских юниорских лигах, как это все выглядит. Практически все ребята живут в семьях, ездят на матчи на автобусах, останавливаются в самых дешевых мотелях. То есть никаких суперусловий не имеют. Но для них это не главное. Главное - выходить на лед и хорошо играть.
Количество матчей за сезон можно обсуждать. На мой взгляд, в североамериканских лигах игр слишком много. Но так как у них все работает на коммерческой основе - возможно, это и оправданно. В России можно было бы играть поменьше. Опять же нужно садиться и просчитывать все эти моменты. Да, проще всего сказать, что сегодня это невозможно и что мы для такой революции еще не созрели. Ну так в таком случае мы и через 30 лет не созреем. А когда эти три десятилетия потихоньку пройдут, с такими темпами развития и качеством игры все эти реформы и подавно никому не будут нужны.
"А ПОЧЕМУ ОТ НАС УШЕЛ ПУПКИН?"
-В России, по-вашему, есть люди, которые были бы заинтересованы в создании и развитии структуры, о которой вы говорите?
- Думаю, да. Это те, кто сегодня вынимает из карманов собственные деньги и вкладывает их в хоккей.
-То есть хозяева клубов?
- Однозначно. Я просто не могу понять людей, которые вкладывают огромные деньжищи и сами не представляют, во что они их вкладывают. Сумасшедшие они, что ли? Или они действительно считают, что тот хоккей, который мы сейчас культивируем, - это и есть то, что должно быть? Ну скажите, какому хозяину может быть выгодно, что из его команды каждый год мигрирует 70 процентов игроков? Вот платишь ты ему сегодня деньги, а завтра он на тебя плюнул и ушел в другую команду. Ты покупаешь другого непонятного человека, платишь за него еще больше денег - и снова те же непонятные перспективы: останется он у тебя через год или не останется? Какие перспективы могут быть у такого бизнеса?
Был бы я сегодня игроком - тоже наверняка думал бы: "Ну какая, к черту, честь флага? Какой ЦСКА? Какой "Ак Барс"? Сегодня "Ак Барс", завтра - "Салават Юлаев". А болельщику каково? Сейчас он привык к Пупкину, а завтра у него новый герой - Тютькин. А рядом сидит сын и спрашивает: "Пап, а почему от нас Пупкин ушел?" Отец отвечает: "А я не знаю..." Есть же принципы, которые должны быть главными и определяющими!
-Вы согласны с тем, что необходимо как можно скорее создавать структуру, независимую от федерации, которая четко оговорила бы все эти правила?
- Я который год только и слышу: дескать, в России нет профессионалов, которые понимали бы, как выстраивать подобные проекты. На самом же деле Дмитрий Чернышенко (гендиректор олимпийской заявки "Сочи-2014". - Прим. П.С.) , на всякий случай, занимался всеми этими проектами с самого начала. А то, что парень он системный, он уже, думаю, доказал всем. Но когда мы поняли, что все это (Фетисов подразумевает проект ЕАХЛ, предложенный им и Чернышенко два года назад. - Прим. П.С.) никому не нужно, для чего дальше было время тратить?
Возьмите, изучите документы, которые регламентируют работу НХЛ. Надеюсь, ни у кого нет сомнений в том, что там все работает иначе, чем у нас, и более правильно. Вот возьмите и посмотрите, что такое типовой контракт, договор между профсоюзом и хозяевами клубов, как описано все, какую ответственность несут хозяева перед игроками, какая у хоккеистов социальная защищенность и все, что связано с работой НХЛ как системы. Вам все станет понятно. Но если бы все это у нас было кому-нибудь нужно, наверняка уже давно создали бы что-нибудь похожее. А раз не создали - значит, никому и не надо. Что мы из этого сегодня имеем - все видят.
-Согласен, но с одной оговоркой. Не кажется ли вам, что вы попросту затеяли свою еахаэловскую революцию раньше времени? И что сейчас реакция клубов на этот проект была бы совсем иной?
- А я же их всех предупреждал. Еще четыре года назад говорил о том, что будет такая вот ситуация.
-О чем конкретно предупреждали? Что придут новые люди в федерацию и подомнут всех под себя?
- Нет. О том, что мы придем к такой ситуации в целом. Предупреждал о том, что именно для нашего хоккея наиболее губительно: миграция игроков, договорные матчи, сомнительное судейство, незащищенность хоккеистов, которые, после того как у России истек срок договора с НХЛ, начали бегать еще больше.
Раньше-то игрок хоть знал, что если он подписал за океаном двусторонний контракт, то ему придется пахать там как проклятому, чтобы чего-то добиться. А сейчас - зачем? Туда сбегал, не вышло - прибежал обратно. Здесь не вышло, побежал в следующий клуб. А ведь такое положение вещей вредно даже для самого хоккеиста. Для него самоотдача давно перестала быть главной, для него главное - поудобнее устроиться. К нужному агенту, к нужному тренеру и т.д.
ПРЕЗИДЕНТ ПРО ЕАХЛ СКАЗАЛ: "СУПЕР!"
-И все же: вы понимаете, что, предложи вы сейчас любой новый проект - назовите его хоть ЕАХЛ-2, клубы побегут к вам сломя голову?
- Да президент страны, когда в первый раз услышал про ЕАХЛ, сразу сказал: "Супер! Это то, что нам действительно нужно! Это и экономически, и политически, и социально правильный проект".
-Так что, не хотите попробовать еще раз продавить свой проект с помощью Владимира Путина?
- Да вы что, смеетесь? Президент и так прекрасно понимает, что это совершенно другой уровень.
Но скажите мне, о чем можно говорить с этим Арутюнянцем (Фетисов имеет в виду Сергея Арутюняна, гендиректора ФХР. - Прим. П.С.)или как его там зовут... Это же все равно что торговец семечками, у которого есть какие-то свои интересы, а дальше них он просто ничего не понимает. Для того чтобы понимать, как работает система НХЛ, ее мало изучить. Мало даже на нее смотреть - ее надо прожить изнутри. Поверьте мне: просто так люди не поймут, как работает эта система. Теоретиков много и у нас, а вот практиков, которые на своей шкуре испытали, что такое НХЛ, мало, и вдобавок они никому не нравятся. Их у нас просто не воспринимают. Мы, мол, там не были - так чего ты нам тут рассказываешь? А я свою миссию уже выполнил, всех обо всем предупреждал.
-То есть выйти со своим предложением на бис не готовы?
- А зачем?
-Нет времени или нет желания?
- Для чего мне это надо, объясните?
-Для того чтобы выстроить хоккейную систему в стране по понятным и логичным принципам и чтобы мы хотя бы начали нагонять упущенное.
- Хорошо, ну а с кем мне, по-вашему, там сейчас разговаривать?
-С реальными руководителями клубов - Рашниковым, Шанцевым, Медведевым...
- Если они переживают за наш хоккей так же, как и я, - вот пусть сами соберутся и пригласят меня. Причем переживают не за свой клуб или какую-то свою тему, а за хоккей в целом. Нужно основываться на результатах, на фактах, а не на каких-то там визуальных и виртуальных определениях... Вот, кстати, еще один факт: мы теряем даже тех игроков, которые успешно выступают на уровне молодежных команд. Где они все? Кто из всех наших молодежек за последние десять лет состоялся как суперзвезда мирового уровня?
-В хорошего игрока вырос Афиногенов. В отличного наверняка вырастет Овечкин.
- (Вздыхает.) С кем вы хотите их сравнить? С Форсбергом?! Ну о чем вы говорите? Мы говорим о мегалюдях, которые в нашем хоккее были всегда! Где они сейчас? Назовите хоть одного!
-Не могу.
- А результаты какие? Выиграли мы что-нибудь? А тренеры у нас новые появились? Перспективные, талантливые? Может, на Западе кто работает? Нет, всех повыгоняли. Всех! Ни один наш тренер на Западе сегодня не работает.
КОГДА-НИБУДЬ СНОВА СТАНУ ДЕТСКИМ ТРЕНЕРОМ
-Вы уж извините за прямой вопрос: если новый премьер-министр все-таки захочет видеть на вашей должности кого-то другого, не захотите вернуться в хоккейный мир?
- У меня вообще какая-то непонятная ситуация. Я понимаю, что как тренер упустил уже слишком большое время.
-Большое или невосполнимое?
- Разве что детским тренером пойду. Но пока не хочу об этом даже думать. А что вы, собственно, понимаете под словами "вернуться в хоккей"?
-Все что угодно. Вы понимаете хоккей во всех аспектах, поскольку прошли все его уровни. Можете снова стать тренером, можете - главой новой профессиональной лиги, когда ее создадут.
- Скорее всего, если уж возвращаться, пошел бы детским тренером, чтобы получать от работы удовольствие.
-Серьезно? Вы, глава Росспорта и бывший главный тренер олимпийской сборной России, получали бы удовольствие от работы детским тренером?
- И буду получать, уверен в этом. Я ведь уже работал детским тренером, организовывал когда-то в Детройте собственные лагеря. Профессии благороднее, по-моему, не существует. Когда ты видишь благодарные глаза детей, когда у них начинает что-то получаться после того, как ты им что-то объяснишь, - это кайф, который несравним ни с чем.
-Два года назад вы выдвинули идею ЕАХЛ, которая не была поддержана, и теперь говорите, что проталкивать ее снова не собираетесь. Но если с этой идеей придут к вам - вы будете помогать?
- Конечно. Это мой долг.
Павел СТРИЖЕВСКИЙ