БОКС |
РУССКАЯ РУЛЕТКА Султана ИБРАГИМОВА
Сегодня в Москве, в Ледовом дворце на Ходынке, состоится бой чемпиона мира по версии WBO в тяжелом весе россиянина Султана Ибрагимова и американца Эвандера Холифилда, владевшего разными титулами в тяжелом весе рекордных четыре раза. И чем ближе к бою, тем все более трудным кажется положение Ибрагимова.
БЕЗВЫИГРЫШНАЯ ИГРА
Думаю, всем известно, что такое русская или гусарская рулетка. Обычно это выглядело так: в револьвер вставлялся один патрон, барабан раскручивался, после чего пистолет подносился к виску, и нажимался спусковой крючок. Вслед за этим либо раздавался щелчок, и следовал всеобщий облегченный вздох, либо раздавался выстрел, мозги разлетались по комнате, и все, кроме, разумеется, покойника, начинали громко кричать о том, как же все это безвременно и неожиданно.
Так вот мне все больше кажется, что Султан Ибрагимов находится в положении вот такого игрока, который приставил себе револьвер к виску и уже жмет на спусковой крючок. Тем более что среди русских офицеров, развлекавшихся подобным образом, было очень много выходцев с Кавказа. А Ибрагимов - тоже оттуда.
Дело в том, что все, что Ибрагимов может выиграть в бою с Холифилдом, - это только облегченный вздох, как и после холостого выстрела. Славы, по крайней мере за пределами России, ему эта победа не принесет. Холифилду через неделю стукнет сорок пять. За последние годы он проиграл Джону Руису, Джеймсу Тоуни, Крису Берду и Лэрри Дональду. В лучшие годы Эвандера такого с ним никогда бы не произошло. Ясно, что стать пятым в этом списке победителей, особенно после Лэрри Дональда, - честь не самая большая.
А вот проиграть - проиграть можно все и сразу. С чем ассоциируется у людей, не слишком интересующихся боксом, имя Майкла Мурера? Правильно, ни с чем. А у интересующихся чуть побольше? Конечно, с поражением от 45-летнего Джорджа Формена в 1994 году. И только более или менее серьезные знатоки, составляющие ничтожный процент публики, вспомнят о его вполне серьезных достижениях, как, например, победа над Холифилдом в том же 1994 году и два чемпионских титула в тяжелом весе. Если вы проиграли ветерану, вы сами почти неизбежно уходите в прошлое. Именно эта опасность подстерегает сегодня и Султана Ибрагимова.
СТАКАН, ПОЛНЫЙ НА 83,3 ПРОЦЕНТА
Стакан, где воды - половина, оптимист считает наполовину полным, а пессимист - наполовину пустым. Это известно всем. Давайте для начала порассуждаем с точки зрения оптимиста. Тем более что стакан на самом деле наполнен гораздо больше, чем наполовину и вообще, когда револьвер приставлен не к твоей башке, так и тянет хладнокровно порассуждать и взвесить шансы.
В русской рулетке поначалу обычно использовался шестизарядный револьвер. Значит, шанс, что раздастся выстрел, составлял около 16,7 %. Примерно таковыми видятся сейчас и шансы Холифилда на победу. Соответственно шансы Ибрагимова по этой револьверной логике составляют 83,3 %.
В самом деле Холифилду уже сто лет в обед, и что бы он о себе ни думал, и реакция его, и особенно скорость уже неизбежно чуть притупились, что прекрасно видно в последних боях Эвандера. Как говорил покойный Флойд Паттерсон, чемпион мира в тяжелом весе 1956 - 1959 и 1959 - 1960 годов: "Нельзя обработать себе мозги так, чтобы снова стать молодым".
При этом свежий внешний вид абсолютно ничего не доказывает. Никто же не говорит, что ты старая рухлядь. Ты по-прежнему можешь очень много, но только по всем статьям уступаешь самому себе десятилетней давности. Практически все чемпионы прошлого в тяжелом весе пытались вернуть себе титулы, но после 36 лет удалось это одному Формену и было это все-таки результатом стечения обстоятельств. Кроме того, аналогия с Форменом конкретно для Холифилда в полной мере "не катит". Дело в том, что Большой Джордж всегда делал ставку на силу, а она уходит последней. Достаточно мелкий же тяжеловес Холифилд всегда на силу опирался далеко не в первую очередь.
Так что никаких серьезных оснований для беспокойства нет. Ибрагимов - боксер обученный и, как всякий левша, тем более "бьющий" - противник крайне неудобный. На его стороне будет значительное преимущество в скорости, да и в силе он Холифилда, по крайней мере нынешнего, точно превосходит. В мастерстве? Думаю, никто из поклонников Ибрагимова не обидится, если я скажу, что в этом отношении Султану до Эвандера все-таки далеко, но этот момент вряд ли сможет компенсировать дефицит всего остального у нынешнего Холифилда. Кроме того, у Эвандера, как говорят, все-таки есть какие-то проблемы с сердцем, не опасные для жизни, но выливающиеся во внезапные приступы усталости. Сам Холифилд утверждает, что победил эти проблемы, но возраст победить нельзя.
Так что смело жми на крючок - выстрела не будет. Кто это говорит? Я! Не хочу ли сам попробовать? Нет, конечно, что я дурак, что ли? Что значит 83,3 процента, за то, что выстрела не будет? Это же МОЯ голова! МОЯ ГОЛОВА! Да идите вы со своими процентами...
СТАКАН НА 16,7 ПРОЦЕНТА ПУСТОЙ. ИЛИ БОЛЬШЕ?
Вся эта арифметика, конечно, хороша, но и она, бывает, подводит. Холифилд очень прилично выглядел в последних четырех боях, которые он все выиграл. Конечно, Джереми Бейтса можно списать со счетов как противника заведомо слабого, которого Эвандеру и подобрали как раз для того, чтобы он пришел в себя после поражений, но вот пуэрториканец Фрес Окендо - боец вполне приличный, до того проигрывавший только самым сильным боксерам. Винни Маддалоне - тоже не совсем мешок, а Лу Саварезе - тем более. Бейтса и Маддалоне Холифилд нокаутировал, а Саварезе дважды перевернул на пути к победе и едва не дожал в заключительном раунде.
Конечно, все эти соперники - далеко не уровня Ибрагимова, но и Холифилд выйдет сегодня на ринг с принципиально иной мотивацией. Это уже совершенно точно последний для него шанс вернуться в прошлое или вернуть прошлое, а поражение закроет ворота в это самое прошлое для него навсегда.
Беда для соперников великих боксеров на закате карьеры заключается в том, что у последних часто остается порох на один-два супербоя уже тогда, когда они сами давно находятся на спаде. Логики в этом никакой нет. Когда бывший великий чемпион сможет "выстрелить" - не скажет никто. Лучший пример - все тот же Джордж Формен. Он таким образом отличился трижды.
В 1991 году, в возрасте 42 лет, Большой Джордж провел феерический бой с Эвандером Холифилдом. Перед этой встречей специалисты спорили только о том, в каком раунде он сляжет, а он хоть и проиграл, но совсем немного. И это молодому Холифилду! Тогда, в 1991 году, этому не придали особого значения, так как в то время не был до конца ясен масштаб фигуры Эвандера. Сейчас все это выглядит совсем по-другому, в чем мне довелось убедиться только что, во время последней командировки в Америку.
Я сидел в баре гостиницы, где работал телевизор. Канал ESPN показывал ретроспективу боев Холифилда, и как раз шел его поединок с Форменом. Практически все, кто здесь был, отвлеклись от своих стаканов и разговоров и просмотрели все двенадцать раундов, а потом долго обсуждали, причем, главным образом, Формена, но именно в том ключе, что и Холифилд теперь в Москве сможет выкинуть что-нибудь в том же духе.
Во второй раз Формен так отличился в 1994 году, когда нокаутировал Майкла Мурера. Ну и, наконец, в своем самом последнем бою, с Шэнноном Бриггсом в 1997 году, Большой Джордж еще раз выплеснул на ринг силы, которых, как все думали, у него уже не было. Из двенадцати раундов с молодым и достаточно сильным соперником он выиграл как минимум восемь, но судьи не отдали ему победу. Тогда в прессе проводилась целая кампания за отправку Формена на пенсию. Ему было уже 48 лет, а он все еще занимался "молодым делом". Многие тогда всерьез опасались за его здоровье, и судьи, возможно, подпали под это влияние, когда выносили свое решение.
Не знаю, может быть, для стареющих боксеров можно переделать поговорку о стареющих женщинах, которая тогда зазвучит следующим образом: "Сорок лет - боксеру век, в сорок пять - ягодка опять". А почему бы и нет? Холифилд один из самых волевых и непредсказуемых боксеров в истории. Он много раз выигрывал бои, в которых ему не давали никаких шансов, например, второй бой с Риддиком Боу и первый с Майком Тайсоном. Так что, на самом деле никто не знает, сколько патронов в том револьвере, который Султан Ибрагимов сегодня приставляет к виску.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ