СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ |
БЛОХИН - ВСЕГДА БЛОХИН
Говорить, мол, Блохин был выдающимся футболистом, - это все равно что повторять: Париж - красивый город, Бетховен - великий композитор... Ну что еще можно сказать о человеке, о котором уже более трех с половиной десятилетий трубит мировая спортивная печать, имя которого отскакивает от зубов обитателей городов и весей шестой части суши и до сих пор на устах (проверял лично) футбольного люда в каждой немецкой или голландской деревушке? Нового - ничего. Разве только то, что 5 ноября ему уже 55...
С легкой тоской разглядываю снимки из моего с отцом футбольного фотоархива. Вот снимок 1969 года. Блохин - игрок юношеской сборной в футболке с надписью "СССР". Совсем еще мальчик, перед объективом явно скован. Не уверен, что он помнит, как делался этот кадр. А я не забыл - именно тогда познакомился с Олегом.
Дело было так. Мой отец фотокорреспондент Иосиф Шаинский и мать Олега - знаменитая в прошлом легкоатлетка, заслуженный мастер спорта Екатерина Адаменко - были старинными приятелями. Во многих изданиях публиковался снимок 1956 года, на котором четырехлетний Олежка запечатлен на стадионе со своей мамой. Тогда отец, разумеется, снимал прежде всего знаменитую спортсменку Адаменко - кто мог представить, какая судьба ждет ее сынишку? А тот начал играть в футбол, подавал большие надежды. Однажды мама Катя, как называют Екатерину Адаменко в широком кругу ее друзей, решила: своему одаренному мальчику надо помочь. И пригласила к себе домой моего отца, который прихватил с собой меня - ровесника Олега. Нас от души накормили, потом родители вспоминали былые деньки, а мы с Олегом, весь вечер не снимавшим завораживавшую меня красную майку с буквами СССР, говорили о каких-то поп-группах, певцах. Отец еще успел сделать несколько фотографий.
Уже перед самым нашим уходом мама Катя, пытаясь перебороть легкую неловкость, обратилась к нему: "Ну, ты же знаешь, как все сейчас трудно. Очень прошу тебя: постарайся, чтобы фото Олежки появилось в газете. И вообще, снимай его для печати почаще - он такой талантливый". Отец слово сдержал. Правда, особых усилий для этого не понадобилось - Олег вскоре заиграл так, что фотографы крупнейших мировых изданий сами рвали его на части.
И в нашем фотоархиве снимков Блохина - океан. Единоборства, голы, эмоции... И круги почета. Очень много кругов почета. Их у него было больше, чем у всех других советских футболистов. Да, ярчайшие таланты у нас никогда не переводились. Но ни у кого из них на зеленом газоне все так славно, как у Олега, не складывалось. Может быть, сами виноваты? Или не судьба? А Блохин сумел распорядиться своими великолепными генами, был профессионалом высшей пробы еще тогда, когда само слово "профи" считалось у нас крамолой. Говорят, характер - это судьба. Вот это точно про Олега. Стремление к совершенствованию, самоотдача, честолюбие, жажда победы - все на 200 процентов! При таком наборе, конечно, очень часто и недовольство собой, партнерами, судьями, журналистами, обстоятельствами. Да всем. Характер...
Но нужно было еще везение. В одно время и в одном месте встретились два титана: Игрок и Учитель, Блохин и Лобановский. Порой двум медведям ужиться в одной берлоге было непросто. Но в конце концов каждый понимал - они друг другу необходимы.
Олег многое перенял у Учителя. При этом остался самим собой - и на тренерском пути все те же эмоции, неудовлетворенность, стремление докопаться до истины, честолюбие. И победа как высшее счастье. С нескрываемым удовольствием и огромным интересом следим за его делами, беседуем с ним. И, конечно, фотографируем. Архив пополняется!
Ефим ШАИНСКИЙ