Газета Спорт-Экспресс № 264 (4544) от 16 ноября 2007 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 ноября 2007 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2008. Отборочный турнир

Завтра ИЗРАИЛЬ - РОССИЯ

ЧТО ДЕЛАТЬ РУССКОМУ ФАНАТУ В ТЕЛЬ-АВИВЕ

Окончание. Начало - стр. 1

Закончится шаббат около шести вечера - тогда-то, за два часа до матча, транспорт и заработает. Так что, если жалко денег на такси, на "Рамат-Гане" вы окажетесь не раньше чем за час до стартового свистка Стефано Фарины. Зато потратите лишь 1 доллар 25 центов, хотя добираться вам, скорее всего, придется с пересадкой. Единственный автобус, который останавливается даже не у самого стадиона, а в пятистах метрах от него, - номер 20 - ходит раз в столько же минут. Так и на футбол можно не успеть. Ездят в шаббат, правда, отдельные маршрутки.

На такси, конечно, до "Рамат-Гана" доехать можно и раньше: ту часть водителей, которая из-за верований за руль в этот день не сядет (это тоже под категорическим запретом), заменят бойкие таксисты из Хайфы и других городов, приезжающие по субботам в Тель-Авив в надежде подзаработать. А уж на матч с участием щедрых россиян они пожалуют и подавно. Но не забудьте попросить этих предприимчивых товарищей (среди которых немало наших бывших соотечественников) включить счетчик. Либо договаривайтесь о цене "на берегу".

Правда, в шаббат у таксистов действует так называемый второй тариф. Не двойной, к счастью, а лишь на 25 процентов выше обычного. Нахимичить что-то со счетчиком здесь себе не позволяют - страх вылететь с волчьим билетом берет свое. Поэтому если в обычный день путь из Тель-Авива в восточный пригород Рамат-Ган обойдется в 10 - 12 долларов, то в субботу - в 13 - 15. Доллары и евро, кстати, принимают везде, а сдачу выдают в шекелях. Примерный курс обмена: 1 доллар - 3,9 шекеля, 1 евро - 5,6 шекеля.

Намек для жен болельщиков побогаче, которые собираются на футбол с мужьями. По дороге из Тель-Авива в Рамат-Ган - бриллиантовая биржа. Боюсь, правда, что некоторые мужья мне за этот намек спасибо не скажут...

ОПЛОТ ЛИБЕРАЛИЗМА

Остаться голодным вам не грозит. Даже в шаббат этого не произойдет ни при каких обстоятельствах. Разве что в Иерусалиме проблемы могли бы возникнуть: многие рестораны там по субботам не работают. Неудивительно, ведь в "городе трех религий" 40 процентов населения - люди религиозные. Здесь так говорят: Тель-Авив работает, Хайфа отдыхает, Иерусалим молится. Об отдыхе в Тель-Авиве, правда, тоже не забывают.

В Израиле вообще культ еды: пища - любая, порции - немыслимые. Поскольку евреи делятся на две категории - "ашкенази" (европейские) и "сефарды" (североафриканские), причем в число последних входят даже бухарские, то какой только кухни тут нет. Хотите - к вашим услугам узбекский ресторан, желаете - эфиопский. По части овощей и фруктов здесь вообще рай земной - по четыре урожая в год!

Знать иврит, чтобы заказать блюда, совсем не обязательно, хотя поприветствовать официанта знаменитым "Шалом!" и поблагодарить: "Тода" (с ударением на последний слог), никогда не помешает. Квитанция, кстати, будет точно как религиозное учение, которым увлечена Мадонна, - "каббала", а сдача - "одеф". Признаком хорошего тона здесь считаются десять процентов чаевых. Это еще ничего, ведь в той же Америке - пятнадцать.

Вряд ли вам, впрочем, потребуются богатые лингвистические познания. Едва ли не в каждом ресторане, а также за стойкой любого отеля есть русскоговорящий сотрудник. О чем можно говорить, если даже у премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта одесские корни?!

И совсем не обязательно, как вы, вероятно, предполагаете, пища в ресторанах будет исключительно кошерной. Тель-Авив - город, который во многом живет туризмом, и религиозные условности здесь давно вытеснил прагматизм. А потому найти ту же свинину в самом крупном израильском городе - не проблема. Рассказывают, что где-то в Африке обнаружили даже породу свиней с раздвоенными копытами - что дало желающим повод объявить их кошерными, а значит, пригодными к употреблению.

В шаббат меню в ресторанах не меняется. Просто ряд заведений не работает - и все. Но в Тель-Авиве таковых явное меньшинство. К нему, кстати, относятся многие узбекские рестораны: восточные люди, как и вообще большинство сефардов, субботние ритуалы соблюдают более истово.

Кстати, о кошерности. Многие люди к этой теме действительно относятся всерьез. По рассказу собкора "СЭ" Эли Швидлера, в 1996-м они с двумя коллегами, представляя крупнейшие газеты "Едиот Ахронот", "Маарив" и "Ха-аретц", отправились в Лиссабон на отборочный матч Лиги чемпионов. Пошли поужинать. Им принесли колоссальные и вкуснейшие порции, и две трети их уже были съедены, когда у одного из коллег внезапно посерело лицо, и он вскричал: "Официант? Это что - свинина?!" А когда тот добавил, что еще и с кальмарами, которые в число кошерных продуктов также не входят, журналист едва не лишился сознания. Он оказался религиозным человеком - и молил коллег: "Только никому не говорите, что я ЭТО ел..."

Большая часть сборной Израиля, будучи сефардами, правила кошерности соблюдает. Неудивительно, что матчи национального первенства во время шаббата не проводятся. Либо в пятницу до захода солнца, либо в субботу после появления первой звезды. Как, собственно, и матч с Россией.

Зато употреблять спиртное вам в шаббат не запретит никто. Законы в Израиле на этот счет вполне лояльны: вы можете даже на пляж приходить "со своим". Но, естественно, не на футбол. А вот увезти в Россию бутылочку очень приличного вина "Кармель Мизрахи", как говорят ценители, совсем не помешает.

Тель-Авив называют оплотом европейского либерализма на Ближнем Востоке. Выражается это, правда, по-разному. С одной стороны, большинство ресторанов работает до трех-четырех утра, что в случае - тьфу-тьфу! - победы сборной России вряд ли останется вами не замеченным. С другой, из-за близости "поставщиков" - Ливана и Египта - в ходу изрядно наркотиков, и из-за этого появляться по вечерам в красивой и древней Старой Яффе, где ими торгуют, небезопасно. С третьей стороны, по количеству геев Тель-Авив, говорят, неумолимо приближается к Сан-Франциско - признанной столице лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Есть данные, что в 450-тысячном городе их - шестая часть!

Употреблять десертное вино в шаббат могут даже религиозные евреи. Это вам не Саудовская Аравия, куда когда-то Андрей Канчельскис приехал с бутылкой красного вина для президента своего нового клуба - и был препровожден пограничниками в кутузку!

"ОБРЕЗАНИЕ БЕЗ НАРКОЗА"

Здесь, правда, такой шанс тоже есть. Но, пожалуй, только в двух случаях.

Первый - попавшись на превышении скорости, даже не пытайтесь предложить местному гаишнику взятку. Скорее у него руки отсохнут, чем он ее возьмет, а вы вместо Рамат-Гана попадете в Тель-Кабир - камеру предварительного заключения, расположенную на другом конце Тель-Авива.

Говоря же о втором случае, исключу обращение "вы" и перейду на разговор в третьем лице. Потому что не хочу допускать, что читатель "СЭ" - антисемит и вообще какой-либо ксенофоб.

Полиция в таких случаях тут не церемонится. Вообще, проецировать на израильтян представление о российских евреях, в основном представляющих слои интеллигенции и бизнеса, в корне неверно. Органы правопорядка здесь специализируются на разгроме демонстраций, так что связываться с ними - себе дороже. Как выражаются в Израиле, таким людям власти тут же делают "обрезание без наркоза".

Надеяться, что антисемитские выкрики или баннеры кто-то не поймет, потенциальным хулиганам не стоит. В любой правоохранительной структуре достаточно выходцев из экс-СССР. Разжигание национальной розни - уголовно наказуемое деяние, причем не так, как в России, где УВД Самары так и не возбудило уголовное дело по баннеру о Веллитоне. А тут можно и за решетку угодить.

Израиль сейчас переживает один из самых спокойных периодов за последние годы. Арабы не бузят, терактов, слава богу, нет. Уличная преступность в Тель-Авиве тоже на низком уровне. А подготовка у местного спецназа - серьезнее некуда. Будет повод - либеральничать эти люди не станут.

Израильская публика провоцировать приезжих фанатов, скорее всего, не будет. К бывшему Союзу, откуда на Земле обетованной полтора миллиона из семи с половиной жителей, они относятся с уважением. Десять тысяч эмигрантов ожидают в субботу на сорокатысячном "Рамат-Гане". А если учесть и несколько тысяч, которые приедут непосредственно из России, за нашу сборную болеть будет добрая половина стадиона. Когда такое было - и не упомнишь. То-то удивится Гус Хиддинк!

В Иерусалим, к Стене Плача, голландский тренер и его российская команда, конечно, съездить не успеют. Но, думаю, в Израиле найдется достаточно людей, которые положат между камнями записочку с пожеланием удачи российской команде.

Удача нам в субботу очень пригодится.

Игорь РАБИНЕР

Тель-Авив