Газета Спорт-Экспресс № 287 (4567) от 13 декабря 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 декабря 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Вчера гостем редакции "СЭ" был вице-премьер правительства России, который ровно час общался с журналистами нашей газеты.

Александр ЖУКОВ: "НА ИГРАХ В СОЧИ-2014 МЫ МОЖЕМ ЗАВОЕВАТЬ 14 ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ"

Помимо удовлетворения от визита государственного чиновника столь высокого ранга мы постарались получить ответы на самые разнообразные вопросы, имеющие отношение к спорту и касающиеся Александра Дмитриевича. Это неудивительно, потому что наш собеседник, что называется, в теме: Жуков является председателем наблюдательного совета оргкомитета по подготовке и проведению сочинской Олимпиады, заместителем председателя и членом президиума Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Параолимпийских игр 2014 года, возглавляет Федерацию шахмат России. Кроме того, Жуков - заядлый футбольный болельщик, переживающий за московский "Спартак", регулярно сам играет в футбол.

Наконец, вице-премьер - большой поклонник нашей газеты, с которой начинает каждый рабочий день. "СЭ" Жуков читает, по его собственным словам, от первой до последней полосы.

-Какими были ваши первые ощущения, когда Жак Рогге в Гватемале назвал Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014 года?

- Сравнил бы их с ощущениями человека, который только что выиграл золотую олимпийскую медаль. Хотя сам я, конечно, могу о них только догадываться, поскольку никакой медали не выигрывал.

-Говорят, для того чтобы выиграть золото Олимпиады, надо вложить в подготовку спортсмена как минимум миллион долларов. А в гватемальскую победу России сколько было вложено?

- Намного больше. Во-первых, над этим проектом работало огромное количество людей. Во-вторых, сам проект очень сложный, да еще и включились мы в него, когда поезд фактически уже уходил. Для составления одной только заявочной книги потребовались усилия множества специалистов и организаций. Работа отняла массу сил и времени, а выразить ее в денежном эквиваленте, честно говоря, просто затрудняюсь.

-Спустя полгода после начала олимпийской стройки все идет, как предполагалось, или сложнее, чем выдумали?

- Проблем хватает. Скажем, уже после создания в Сочи строительной корпорации подтвердилось, что все крытые сооружения в Имеретинской долине, где пройдут соревнования по хоккею, конькам и так далее, придется устанавливать на сваях, потому что твердый грунт залегает на глубине около 40 метров. Это значительно усложняет условия строительства. Что же касается горных объектов, там ожидаются трудности с дорогами. Спроектированы некоторые туннели, на прокладку которых уйдет около пяти лет. И то при условии, что будет задействована самая современная техника, а проходка будет вестись с двух концов.

-Это приведет к удорожанию Игр?

- Думаю, да. Но это будет компенсировано тем, что на строительство некоторых олимпийских объектов нашлись частные инвесторы, не запланированные в первоначальной смете. Всего в рамках федеральной целевой программы на Игры выделено 314 миллиардов рублей, в том числе 185,7 миллиарда - из федерального бюджета. Остальное обеспечат частные структуры плюс будут еще менее значительные отчисления из бюджетов Краснодарского края и города Сочи.

-Что, на ваш взгляд, будет самым трудным при организации сочинских Игр?

- Я не строитель, но думаю, инфраструктурная часть проекта. Дороги, туннели, строительство трассы для электропоезда, соединяющей побережье с горами. Надо будет завезти в Сочи гигантское количество строительных грузов и обеспечить всем необходимым около 150 тысяч строителей.

-А подготовка других кадров?

- В некоторых вузах - в МГИМО, например, и в самом Сочи - уже открылись отделения, обучающие будущий персонал Олимпиады. Это помимо учебных заведений, которые станут готовить спортивных менеджеров.

-Домашнюю Олимпиаду хотелось бы не только достойно провести, но и выиграть ее в национальном медальном зачете. Возможно это, по-вашему?

- Почему нет? Время у нас есть, шесть лет - немалый срок. В 90-е годы некоторые виды спорта действительно пришли в упадок, не было денег, сооружений. Сегодня ситуация меняется, строятся катки, беговые овалы, лыжные стадионы, санно-бобслейные, биатлонные трассы. Недавно был в Ханты-Мансийске, так они там построили специальную трубу и проложили в ней лыжную трассу, где можно круглый год бегать и даже стрелять.

-На Олимпиаде-80 в Москве Советский Союз завоевал 80 золотых медалей. Как думаете, на Олимпиаде-2014 у России получится завоевать 14?

- Мне эта задача не кажется невыполнимой. 14 золотых медалей в родных стенах - очень высокий, но достижимый показатель, который позволит нам претендовать на первое место в общем зачете. Ведь в Турине, если не ошибаюсь, их было 8, и мы остались четвертыми.

-У вас, как у президента Федерации шахмат России, нет желания провести в Сочи показательный олимпийский турнир с возможным последующим включением шахмат в официальную соревновательную программу Игр?

- Есть такое желание. Этот вопрос обсуждается уже довольно давно. Правда, по условиям МОК в любом виде спорта, претендующем на включение в программу зимних Игр, должен каким-то образом присутствовать лед или снег. С другой стороны, шахматы уже давно заслужили быть олимпийским видом спорта. Хотя бы потому, что в шахматных олимпиадах участвует больше стран, чем в зимних Играх. Если МОК согласится, - а мы его потихонечку дожимаем, - почему бы шахматам не дебютировать в Сочи?

-Вас устраивает нынешняя система определения шахматного чемпиона мира?

- Она немного сложная, на мой взгляд. Нужны либо матчи претендентов, только не очень много, потому что тяжело всякий раз находить для них призовой фонд, либо турнир претендентов, победитель которого играл бы матч за шахматную корону с действующим чемпионом. С возможностью матча-реванша. Чемпионский цикл не должен быть менее двух лет. А лучше три года, потому что чем длиннее цикл, тем весомее звание, так мне кажется.

-Почему федерации по различным видам спорта в последнее время все чаще возглавляют чиновники высокого ранга или бизнесмены, а не бывшие великие спортсмены, например, или великие тренеры?

- Это исходит из задач любой федерации, которая в первую очередь должна обеспечить своему виду спорта мощные организационные и финансовые условия. Ясно, что у министра или бизнесмена, который готов вкладывать свои деньги, таких возможностей больше, чем у спортсмена на пенсии.

-А укрепление роли государства в футболе - это нормально, на ваш взгляд? Не развращает ли это клубы, которые живут на средства региональных бюджетов или государственных корпораций?

- Если речь идет о рекламных контрактах, которые позволяют клубам существовать, ничего предосудительного в этом не вижу. Почему "Шальке" может рекламировать "Газпpoм", а "Зенит" нет? То же самое касается "Локомотива" и РЖД. Другое дело, если клуб напрямую финансируется из федерального или регионального бюджета. Это законно, но неперспективно, я бы так сказал. И эта форма финансирования понемногу уступает место полностью частным клубам. В то же время у нас в стране невозможно содержать клуб только на выручку от билетов или телетрансляций, как это происходит на Западе. Без помощи государства многие клубы просто не выживут.

-Мы бы тоже хотели попросить вас о помощи. Есть одна проблема, с которой сталкивается большинство российских периодических печатных изданий и наше, в частности. Речь о распространителях, сознательно и монопольно завышающих цену на нашу газету. К примеру, редакционная отпускная цена на 16-полосный номер "СЭ" - 15 рублей. А на прилавках в Москве его можно встретить и по 30, и по 39 рублей. Более чем 100-процентная надбавка! В результате многие люди не могут позволить себе купить газету, а мы выглядим в глазах читателей чуть ли не хапугами. Распространители же спокойно возвращают нам нераспроданный тираж, который мы вынуждены принимать из-за каких-то нюансов в законодательстве чуть ли не по их цене!

- Изложите проблему на бумаге, попробуем что-нибудь придумать.

-Тем более что вы нас регулярно читаете, не так ли?

- Совершенно верно, вот и на встречу к вам приехал со свежим номером "СЭ", оставил его в машине. Читаю вас с первой до последней страницы, интересуюсь почти всеми видами спорта.

-Раз уж пошел такой разговор, расскажем еще об одной более чем странной ситуации. Стартует международный хоккейный турнир - Кубок Первого канала. И вы, и остальные читатели наверняка хотели бы получить об этом информацию в газете. Однако ФХР попыталась отказать в аккредитации целому ряду журналистов, в том числе и из "СЭ", которые критиковали работу этого органа.

- Я плохо представляю, как можно отказать в праве освещать турнир журналистам ведущего спортивного издания страны. Могу себе представить, что вы про них напишете. Воевать с прессой - занятие бессмысленное, это общеизвестно. Странно только, что ФХР не заинтересована в освещении турнира, который сама же и проводит.

-А как вы реагируете на критику в свой адрес?

- А как на нее можно реагировать? Если критика не входит в противоречие с законом, читаю - и все.

ЕвгенийДЗИЧКОВСКИЙ

Полностью интервью Александра Жукова - в понедельник